kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание корней с чередованием Е-И

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  «Правописание корней с чередованием е/и»

Предметная область(предмет): русский язык

Класс: 5

Тип урока: ОНЗ

Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе гласной е-и в корне с чередованием и руководствоваться им при решении типовых задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

разработать алгоритм действий для выбора написания букв е//и в корнях с чередованием;

освоить способ выбора гласных е-и в корнях с чередованием; применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора гласных е-и в корнях с чередованием;

формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи;

графически объяснять условия выбора написания слов с чередованием е// и в корне;

формировать умение различать безударные и чередующиеся гласные в корне.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно формулировать тему, цель урока;

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

проговаривать последовательность действий при выполнении задания;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

оценивать правильность выполнения действий;

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной речи;

читать и воспринимать задания;

слушать и понимать речь других;

сотрудничать с товарищами по группе;

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала);

поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Приемы: использование групповых, парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.

Используемое оборудование:

Интерактивная доска StarBoard, раздаточный материал

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. / 1.В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова Теория., 2.А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Практика., 3. Е.И.Никитина. Русская Речь.- М.:Дрофа, 2014.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание корней с чередованием Е-И »

Урок «Правописание корней с чередованием е/и»

Предметная область(предмет): русский язык

Класс: 5

Тип урока: ОНЗ

Цель: вырабатывать правильный способ действия при выборе гласной е-и в корне с чередованием и руководствоваться им при решении типовых задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

разработать алгоритм действий для выбора написания букв е//и в корнях с чередованием;

освоить способ выбора гласных е-и в корнях с чередованием; применять в стандартной и нестандартной ситуации способ выбора гласных е-и в корнях с чередованием;

формировать умение находить слова с изученной орфограммой на письме и в устной речи;

графически объяснять условия выбора написания слов с чередованием е// и в корне;

формировать умение различать безударные и чередующиеся гласные в корне.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

уметь самостоятельно формулировать тему, цель урока;

уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

проговаривать последовательность действий при выполнении задания;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

оценивать правильность выполнения действий;

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной речи;

читать и воспринимать задания;

слушать и понимать речь других;

сотрудничать с товарищами по группе;

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;

формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала);

поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Приемы: использование групповых, парных, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала, ИКТ-технологии.

Используемое оборудование:

Интерактивная доска StarBoard, раздаточный материал

УМК: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. / 1.В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова Теория., 2.А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Практика., 3. Е.И.Никитина. Русская Речь.- М.:Дрофа, 2014.

I. Мотивация к учебной деятельности (1-2 минуты)

Цель: включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

-Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть! Я рада, что у вас хорошее

настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами отлично поработаем. Взгляните на партнера по плечу, приложите ладошки друг другу и пожелайте хорошего дня. Встретились глазами с партнером по лицу, состыкуйтесь кулачками, улыбнулись друг другу. Пусть наш сегодня пройдет под девизом: "Ученику- удача, учителю- радость".

-Вы готовы к работе, взаимовыручке, новым открытиям? Я уверена, что у нас с вами все получится. Мы будем работать сегодня в парах и группах, и, конечно, коллективно. Каждый из вас будет оценивать свою работу на уроке. Открываем тетради, записываем число.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения (4- 5 минут)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

-Сегодня на уроке мы узнаем новое. А с чего нужно начать открытие нового?

повторения того материала, который будет необходим для открытия).

Слайд 1

Касаться- коснуться

-Какое явление здесь мы видим? (Чередование. Чередование- это замена одного звука другим внутри какой-то одной морфемы).

-Какие звуки могут чередоваться - гласные или согласные? (Могут чередоваться как гласные, так и согласные звуки).

-Какие корни с чередованием гласных вы уже знаете? (Корни с чередованием

о//а: кас-кос, лаг-лож, раст-ращ-рос, гар-гор). Давайте проверим, насколько хорошо вы помните правописание этих корней.



-Пропустите одну пустую строчку для темы урока.

Слайд 2

1. Буквенный диктант

Расположиться, росток, касательная, отрасль, выросли, прилагательное, коснуться, выращенный,

подгорелый, загар.

Слайд 3

Взаимопроверка с партнером по плечу по ЭТАЛОНУ: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

о о а а о а о а о а

12 правильных букв- "5"

11-10 правильных- "4"

9-7 правильных- "3"

ниже 7 - "2"

-Оцените своего соседа , поставьте карандашом оценку на полях. Теперь обменялись тетрадями обратно.

-Все справились с заданием? Молодцы!

Слайд 4

2. Работа с текстом

Люди пишут, а время ст…рает.

Все ст…рает, что может ст…реть. ( С. Маршак)

Работа в группах

- Прочитайте слова С. Маршака. Вставьте пропущенные буквы в словах. Обоснуйте свой выбор.

(Фиксация затруднения. Ученики не могут обосновать выбор гласных. Предлагаются различные версии: 1)это безударные гласные в корне, которые можно проверить ударением: стирает-стирка, стереть-стер;

2) это безударные гласные в корне, но во всех случаях нужно писать е, потому что проверочное слово стер; 3)выбор гласной в корне зависит от суффикса;

.III. Выявление места и причины затруднения (3-4 минуты)

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

- Давайте _выясним причину нашего затруднения. Чего мы не знаем? (Мы не знаем, к какому виду орфограмм отнести эти слова, поэтому не знаем и способа проверки для них).

-Ну, а если мы не знаем способа проверки, что же делать? (Надо прочитать правило в учебнике).

Мы обязательно это сделаем, но вначале подумаем сами!

Работа в группе (идет обсуждение).

-Итак, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание корней с чередованием Е-И).

-Запишите тему урока в тетрадях.

- А какова цель урока?( Научиться писать корни с чередованием Е-И)

IV. Построение проекта и выхода из затруднения (4-6 минут)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Работа в группах Слайд 4

-Посмотрите внимательно на эти глаголы. Обратите внимание на написание гласной в корне

разбирать- разберу

отпирать -отпереть

задирать- задеру

вытирать- вытереть

замирать- замереть

выжигать- выжег

расстилать -расстелить

блистать- блестеть

-От чего зависит написание гласных Е-И в корнях?

-Какую закономерность вы заметили? (В левом столбике в корнях написана буква И, в правом столбике- Е).

-Какой вывод можно сделать?(правописание гласных Е-И в корне зависит от суффикса А).

-Ребята, а как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с чередованием Е-И? (Надо придумать способ действий).

-Для этого создайте алгоритм пошаговых действий. У вас на партах лежат конвертики, в них предложения. Вы должны составить пошаговый алгоритм ( Работа в группе) .

-А сейчас сравним по эталону.

Слайд 5

Алгоритм.

1. Поставить ударение. Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне.

2. Выделить корень.

3. Вспомнить корни с чередованием и их значения.

4. Проверить наличие или отсутствие суффикса -а- после корня. Графически выделить условие орфограммы.

5. Если суффикс -а- есть после корня, пишется буква и, а если нет – е.

-Молодцы, справились.

V.Реализация построенного проекта (5-8 минут)

Цель: построение и фиксация нового задания.

-Давайте вернемся к словам, которые вызвали у нас затруднение. Стирает, стереть. Объясните их правописание. Структура РЕЛЛИ РОБИН

Слайд 6

(В слове стирает в корне – тир-пишется чередующаяся гласная а, так как

после корня следует суффикс-а-. В слове стереть в корне –тер-пишется гласная е, так как после корня нет суффикса -а-).

- А сейчас попробуем применить новые знания на практике.

Слайд 7

Объяснительно-распределительный диктант. - Заблудились четыре слова Помогите вернуть их на место.

Корни с чередованием . Безударная гласная в корне

растирать -постирать (стирка)

замирать- помириться (мир)

придержать- задирать

примерять -помирать

отпирать- пировать

вытереть- растерять



Слайд 8.

-С какой трудностью вы столкнулись, выполняя это задание? (С омонимичными корнями).

-О чем нужно помнить, чтобы не перепутать корни с чередованием с безударными гласными в корне?

( Правило проверки безударных гласных корня не распространяется на слова с чередованием Е-И. Такие слова не могут быть проверочными. Чередование е//и происходит только в глаголах, образующих видовую пару).

VI. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 минут)

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

-Откройте учебники на стр.171, упр.586. Прочитайте задание. Давайте разберемся, что нужно сделать?

1) подобрать к глаголам видовую пару.

2) употребить глагол видовой пары в той же форме.

3) корни должны отличаться написанием букв е//и

Ученики работают в группах (каждая группа получает по два слова), в парах, проговаривая условия выбора гласной, пользуясь алгоритмом. Проверка коллективная.

Слайд 9

-Смогли ли вы преодолеть затруднение? (Да). Чему сейчас вы учились? (Правильно писать корни с чередованием е//и). А еще? (Подбирали к глаголам видовую пару). Какую закономерность заметили?

(Чередование е//и происходит только в глаголах, образующих видовую пару). Какой вывод можно сделать? В чем может помочь это знание? (Отличить корни с чередованием от безударных проверяемых гласных).

Слайд 10

Физкультминутка . Структура ИНСАЙД-АУТСАЙД-СЕКЛ

Запереть, протираю, перестелить, заблистали, протереть, застилаю, блестеть, запирать.

Солдат службы не выбирает.

Не задирай нос высоко – споткнешься.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Смелый умирает один раз, а трус каждый день.

Не боги горшки обжигают.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3- 5 минут)

Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Слайд 11

Тест . Самостоятельная работа.

1.В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а) расст...лать скатерть

b) разб...ру вещи

c) проб…рался сквозь заросли

d) выт…рать пыль

2.В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) бл…снуть на солнце

b) зат…ретьпятно

c) зам…рли в ожидании

d)соб…раться в поход

3.В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) отп…реть замок

b) бл…стала красотой

c) подб…решь литературу

d) зам…реть от неожиданности

4.В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?

а) наб…рать баллы

b) подж…гать дома

c) ст…реть линию

d) сд…рать кожу

5.В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

а) переб…рет крупу

b) ум…рающий лебедь

c) оп…реться на перила

d) забл…стеть на свету

КЛЮЧИ: 1- b ); 2- d ); 3- b); 4-c ); 5- b).

VIII. Включение в систему знаний и повторение (5- 8 минут)

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

-Где можно применить новые знания? (На уроках, в жизни, на экзамене).

Слайд 12

1.Задание серии «Корректор». Мама! Я торопилась, собераясь в школу, поэтому кровать не застилила. Посуду вымыла, но не вытирла. Приду из школы, прибирусь, все будет блистеть!

Катя

Задание. Спишите самостоятельно в тетрадь, исправляя ошибки. Самопроверка.

0 ошибок- "5"

1-2-ошибки -"4"

3 ошибки- "3"

более 3- "2"

2. Тест в формате задания А5 ГИА

1.Укажите слово, в котором нет корня с чередующейся гласной Слайд13

1) измеряется

2) замирает

3) предложить

4) прикоснуться

2.Укажите слово с чередующейся гласной в корне Слайд 14

1) продолжала

2) дрожала

3) замолчала

4) вытер

3. Укажите слово, в котором нет чередования Слайд 15

1) прилагательное

2) касательная

3) коса

4) загорелый

Ключи 1-1); 2-4); 3-3).

- Ребята, вы молодцы! Только что вы справились с одним из заданий ГИА.

-Заканчивается урок. Пора подвести итоги. Что нового для себя вы сегодня открыли? (Корни с чередованием е//и). Назовите корни с чередованием е//и.

-Чему учились на уроке? (Правильно писать корни с чередованием). От чего же зависит выбор гласных е - и в корнях с чередованием? (От суффикса –а).

-Поднимите руку, кто считает, что он знает правило.

-Научился применять его?

-Что нужно сделать еще тем, кто сомневается? (Нужно еще потренироваться в правописании корней, научиться отличать виды орфограмм в корне).

- Вернемся к словам С. Маршака «Люди пишут, а время стирает. Все стирает, что может стереть».

-Как вы их понимаете? (Время стирает все неважное, несущественное, но оно не может стереть знания и накопленный жизненный опыт).

IX. Рефлексия учебной деятельности (2- 3 минуты). Лестница успеха

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

X. Домашнее задание Слайд 16

п.52, Выбор: 1. Упражнение 591.

2. Подобрать пословицы о труде с чередованием е//и.

Урока время истекло.

Я вам ребята благодарна!

С корнями справились легко

И поработали ударно!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание корней с чередованием Е-И

Автор: Малова Марина Васильевна

Дата: 19.05.2015

Номер свидетельства: 213454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros"
    ["file_id"] => string(6) "301504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932925"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros1"
    ["file_id"] => string(6) "301505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932935"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Правописание корней с черелованием О-А "
    ["seo_title"] => string(44) "pravopisaniie-korniei-s-chierielovaniiem-o-a"
    ["file_id"] => string(6) "186071"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426269431"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Правописание корней с чередованием гласных А-О"
    ["seo_title"] => string(56) "pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-a-o-1"
    ["file_id"] => string(6) "275558"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452597353"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. «Правописание корней с чередованием гласных е – и.» "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pravopisaniie-korniei-s-chieriedovaniiem-ghlasnykh-ie-i"
    ["file_id"] => string(6) "141107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418056080"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства