Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце
Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце
Цель: повторить и закрепить правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.
Задачи:
Образовательные:
овторить и закрепить правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце; способствовать формированию умения различать существительные женского и мужского рода с шипящей на конце, знать и применять правило написания данных слов на практике.
Коррекционно – развивающие:
аботать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи учащихся; обогащать их словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; поддерживать интерес к чтению художественной литературы.
Оборудования: плакат “Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих”, индивидуальная карточка с заданием для ученика IV группы, перфокарты, учебник.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №69 VIII вида»
Тема: «Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце».
Конспект урока русского языка в 6 классе
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Акбирова Гульназ Табрисовна
город Набережные Челны
2015 год
Тема: “Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце”.
Цель: повторить и закрепить правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце.
Задачи:
Образовательные:
повторить и закрепить правописание существительных женского и мужского рода с шипящей на конце; способствовать формированию умения различать существительные женского и мужского рода с шипящей на конце, знать и применять правило написания данных слов на практике.
Коррекционно – развивающие:
работать над развитием и коррекцией внимания, мышления, памяти, речи учащихся; обогащать их словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к изучению русского языка через красоту слова; поддерживать интерес к чтению художественной литературы.
Оборудования: плакат “Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих”, индивидуальная карточка с заданием для ученика IV группы, перфокарты, учебник.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие учеников, настрой на работу.
Проверка домашнего задания.
Минутка чистописания. Запись учащимися даты, классной работы. Далее дети прописывают слова в тетрадях.
Актуализация знаний.
Беседа о существительном как части речи.
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Что обозначают существительные?
- Какая часть речи называется именем существительным?
- Приведите примеры.
2. Запись предложения и разбор по членам предложения на доске и в тетрадях.
что делает? какой? что? что? что? где?
Дремлет чуткий камыш, тишь, безлюдье кругом.
3. Морфологический разбор слова (запись на доске и в тетрадях).
- Объясните написание Ь или отсутствие его в слове.
(Тишь – камыш)
Формирование знаний, умений и навыков.
Знакомство с темой урока, его целями. Запись темы в тетрадях.
- Тема урока «Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце». Сегодня мы с вами будем учиться различать существительные женского и мужского рода с шипящей на конце и правильно писать данные слова.
2. Работа с плакатом «Мягкий знак (Ь) на конце имён существительных после шипящих». Устное объяснение написания Ь или его отсутствие в словах; (объяснение) толкование значения пословиц.
VI. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником. (Стр. 45 упр. 98)
А) Чтение текста учителем. Беседа по вопросам:
- Как можно озаглавить текст?
- Какова тема текста? О чём говорится в тексте?
- Какова идея? Что хотел сказать автор этим текстом? На что он обращает наше внимание?
- Чему учит данный рассказ?
Б) Чтение задания учащимися «про себя», затем вслух; объяснение.
- Спишите. Вставьте, где нужно, мягкий знак. Укажите род этих существительных.
(Упражнение выполняется письменно, с комментированием).
Мы отправились на рыбную ловлю. Дорога шла через рожь. На реке стояла тишь. Только камыш вёл тихую беседу с рекой. Мне попался сначала лещ, а потом ёрш. Мелочь я выбросил в реку.
- Почему на конце одних существительных после шипящих пишется Ь, а на конце других не пишется?
Вывод: У существительных женского рода после шипящих на конце пишется ь. У существительных мужского рода после шипящих на конце ь не пишется.
Чтение материала на стр.45 учебника.
// Индивидуальное задание для ученика IV группы: работа с карточкой.
Физкультминутка.
Задание: к данным существительным подберите сходные по значению, запишите их. Ученики, отгадавшие слово, записывают его на доске и объясняют написание или отсутствие Ь в слове; остальные пишут в тетрадях. Опрос идёт «по цепочке».
Доктор – врач (м.р.).
Неправда – ложь (ж.р.).
Приятель – товарищ (м.р.).
Поддержка – помощь (ж.р.).
Дитя – малыш (м.р.).
Охранник – сторож (м.р.).
Вещи – багаж (м.р.).
- Итак, в существительных какого рода на конце после шипящих пишется Ь?
4. Проверочная работа с использованием перфокарт.
1 речь 5 дочь
2 мяч 6 ковш
3 молодёжь 7 ночь
4 ключ 8 карандаш
Взаимопроверка.
Итог урока.
- Правописание каких существительных мы сегодня повторили?
- У существительных какого рода после шипящих на конце пишется Ь?
- Приведите примеры.
- У существительных какого рода после шипящих на конце не пишется Ь?
- Приведите примеры.
Выставление и комментирование отметок.
Домашнее задание: стр.45 упр.99, выполнить по образцу, заменить словосочетания одним словом.
Литература
Аксёнов А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка – М.: Просвещение, 1989.
Бурмако В.М. Русский язык в рисунках – М.: Просвещение, 1991.
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982.
Галлингер И.В., Львова С.И. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988.
Зельманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка. – М.: Просвещение, 1984.
Канакина Г.И. Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся. – М.: Владос, 1999.
Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.
Михайловская Н.Г. Путь к русскому слову. – М.: Наука, 1986.
Морозова М.Я., Петров Е.Н. Грамматические игры. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963.
Соловьёва Н. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк Альфа, 2000.
Текучев А.В. Основы методики русского языка в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1983.
Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1985.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь, - М.: Просвещение, 1984.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 6 класс. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рекомендовано МО и Н РФ – М.: Просвещение, 2010.