kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание имен существительных единственного числа с шипящей на конце

Нажмите, чтобы узнать подробности

- закрепить навык правописания существительных единственного числа с шипящей на конце;

- учить использовать полученные знания в практической деятельности;

- продолжать формировать умение определять род существительных;

- воспитывать мотивацию к обучению, природоохранительную позицию;

- корригировать  и развивать память, внимание, восприятие, мышление на основе операций анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- повышать уровень речевого развития, активизировать словарный запас

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание имен существительных единственного числа с шипящей на конце »

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Правописание имён существительных единственного числа мужского и женского рода с шипящей на конце».

Цель: - обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме.

Задачи:

- закрепить навык правописания существительных единственного числа с шипящей на конце;

- учить использовать полученные знания в практической деятельности;

- продолжать формировать умение определять род существительных;

- воспитывать мотивацию к обучению, природоохранительную позицию;

- корригировать и развивать память, внимание, восприятие, мышление на основе операций анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- повышать уровень речевого развития, активизировать словарный запас.

Оборудование: мультимедийная система, альбомы с индивидуальными заданиями, карточки для фронтальной работы со звуками.

Ход урока



Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся



Примеча-ние



I.Орг.момент



- Ребята, сейчас сядет тот, кто назовет согл.звук.

- Какие еще звуки существуют?

- Чем отличаются гласные и согласные звуки?





Психологический настрой

(на фоне раскрывающихся лепестков).

- Вдохните… Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и здоровы. Мы помогаем друг другу. Мы дополняем друг друга. Мы нужны друг другу. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет, тепло и любовь. Улыбнитесь друг другу.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.




Уч-ся по очереди называют согл.зв, садятся.

-Гласные звуки.

-Гласные звуки мы можем пропеть, а согласные - нет.















Презента-ция:



Слайд 1



II. Минутка

чистописания



- Ребята, запишите в тетради число, классная работа.


Показ карточки: «Ж, ж»

- Назовите звук. Дайте характеристику звука.

- Запишите себе в тетрадь, поставьте запятую.

- Какой парный звук звуку [Ж].

- Дайте характеристику звуку [Ш].


- Назовите звук и дайте ему характеристику (демонстрация)

- Какой еще звук имеет такую характеристику?

- Какие это все звуки?



Учащиеся записывают в тетрадь число, классная работа


- Звук [Ж] - согласный, звонкий, всегда твердый.

(запись в тетрадь)


- Звуку [Ж] парным является звук [Ш]

- Звук [Ш] – согласный, глухой, всегда твердый.

(запись в тетрадь)

- Звук [Ч] – согласный, глухой, всегда мягкий.

(запись в тетрадь)

- Звук [Щ] – согласный, глухой, всегда мягкий.

- Это все шипящие звуки (запись в тетрадь)



Карточки

«Ж, ж»

«Ш, ш»

«Ч, ч»

«Щ, щ»

«шипящие»


III. Словарная работа



На экране словарные слова.

- Запишите словарные слова в алфавитном порядке

(у учащихся на столах карточки с алфавитом, 3ур.- цветные)

- Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограммы.

- Проверим. Возьмите зеленые ручки и проверьте правильность написания.

- Что общего между этими словами?

- Докажите, что эти слова - имена существительные.



- Определите род существительных.



Ж . лезо, з . щита, ш . к . лад, д . быча.

Учащиеся записывают слова в алфавитном порядке, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.







Самопроверка.



- Все эти слова являются именами существительными.

- Эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет.

Учащиеся подписывают род существительных.



Слайд 2









Слайд 3










IV.Актуализация

имеющихся знаний



- Ребята, рассмотрите картинки:

На экране: нож, рожь, камыш, мышь, грач, печь.

- Что изображено на экране?





- Запишем существительные в 2 столбика: м.р. и ж.р. (1 ребенок – у доски)

- Подчерните шипящую на конце одной чертой, а мягкий знак – двумя чертами.

- Ребята, давайте теперь сделаем вывод и назовем правило. Откройте свои альбомчики, где закладка, дополните правило, вписав необходимые слова.



Учащиеся рассматривают картинки на экране.



- На экране изображены: нож, рожь, камыш, мышь, грач, печь

Учащиеся записывают в тетрадь слова в 2 столбика.

Учащиеся подчеркивают шипящую на конце слов одной чертой, а ь – двумя чертами.



Учащиеся открывают альбомы, дополняют вывод.




Слайд 4







Слайд 5









Слайд 6




V. Проверка Д/З



- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Что было задано?

- Ребята, поменяйтесь тетрадями, сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание (взаимопроверка)



Учащиеся меняются тетрадями. Фронтально проверяется домашнее задание, учащиеся оценивают друг друга




VI.Сообщение темы, целей урока.



- Сегодня на уроке, мы с вами повторим тему: «Правописание имён существительных единственного числа с шипящей на конце», потренируемся, когда нужно писать Ь на конце существительных после шипящих, а когда нет.




Слайд 7






VII. Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний



1) На экране записаны словосочетания.

- Вам нужно существительные множественного числа заменить единственным числом (у доски)





















2) Зрительный диктант

- Сейчас на экране появится предложение. Вам нужно его про себя прочитать и запомнить, потом вы запишите его себе в тетрадь.

Грачи улетели в теплые края.

- Назовите подлежащее. Выпишите его на следующей сточке.

- Какой частью речи оно является? В каком числе стоит это существительное?

- Образуйте единственное число.

- Какая буква стоит на конце существительного? Нужен ли «Ь»? Почему?



Учащиеся по очереди выходят к доске, комментируют запись:

Солнечные лучи – солнечный луч (определяют род, подписывают сверху существительного, называют правило, подчеркивают Ь)

Дорогие вещи – дорогая вещь

Верные товарищи – верный товарищ

Полевые мыши – полевая мышь



Учащиеся читают предложение, запоминают его, пишут по памяти в тетрадь. 1 ученик пишет его за доской.





Грамматический разбор предложения.

- Подлежащее – грачи.



- Является именем существительным. Стоит во множественном числе.

- Единственное число «грач».

- На конце существительного стоит буква Ч. Мягкий знак не нужен, так как существительное грач мужского рода, он мой.




Слайд 8

































Слайд 9




















VIII.Физ.минутка



Пальчиковая гимнастика

Зрительная гимнастика

1)Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать (дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки)

2) дети массируют пальчики правой руки левой рукой и приговаривают:

Мальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.





IX. Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний


1) Составление предложений по схемам



















- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое «Красная книга»?





- Ландыш занесен в «Красную книгу»

- А правильно ли поступает человек, что рвет в лесу ландыши? Почему?



2)На доске:

… - это человек, который лечит.

… - добываемые охотой птицы и звери.

... – колючее животное.

… - глухое место.


Подберите пропущенные слова.



3) Игра «Допиши словечко».

- Я сейчас буду читать вам стихотворения, а вы их заканчивать.

Даже в сырую, дождливую полночь

Едет на выручку «Скорая ______________».

Возле штанги, как циркач,

Я ловлю футбольный ___________.

Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел- __________.

Устала мама. Ей помочь

Решила маленькая _______________.


Проверка.



Учащиеся устно составляют предложение, запись учеником на доске, подписывают род сущ, определяют, нужно ли писать на конце существительных Ь, объясняют почему.

Маленькая мышь забралась в норку.

Ландыш – это лесное растение.

- Это книга, в которую люди записывают редкие растения и животные, которых осталось очень-очень мало.





- Нет, потому что, они занесены в «Красную книгу», их осталось очень мало. И если человек их будет рвать, они могут исчезнуть.



Учащиеся называют слова, которые нужно вставить. Запись предложений в тетрадь













Учащиеся заканчивают стихотворения, записывают нужное слово в тетрадь самостоятельно, 1 ученик – за доской.

Ученик, работавший за доской, объясняет написание слов, подписывает сверху род, подчеркивают Ь. Остальные дети – в тетрадях.




Слайд 10







Слайд 11
























































X.Самостоятельная работа



Кроссворд:

Отгадай загадки, впиши отгадки в клеточки кроссворда:

2, 3 ур – без иллюстрация,

1ур – тексты загадок дополняют рисунки.

Проверка



Учащиеся разгадывают кроссворд

Слайд 12






XI. Домашнее задание




Дифференцированное домашнее задание на карточках. Объяснение домашнего задания.

2,3 ур – Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова. Укажи род существительных.

1) Зимний день короткий, а … длинная.

2) У отца было три сына и одна … .

3) Сестра не могла попасть домой, она потеряла … .

4) Каждая … должна иметь свое место.

5) Шофер кончил работать и поставил машину в … .

6) В живом уголке имеется колючий …, ползучий …, белая … .

1ур. + даны слова для справок: ночь, дочь, ключ, вещь, гараж, еж, уж, мышь.




Карточки с домашним заданием



XII. Итог урока

- Ребята, какую тему мы повторяли сегодня?

- На конце существительных какого рода после шипящих пишется Ь? когда Ь не пишется?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Правописание имен существительных единственного числа с шипящей на конце

Автор: Аксенова Людмила Анатольевна

Дата: 13.09.2015

Номер свидетельства: 230427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) ""Правописание имен существительных единственного числа женского и мужского рода с шипящей на конце слова""
    ["seo_title"] => string(80) "pravopisanie_imen_sushchestvitelnykh_edinstvennogo_chisla_zhenskogo_i_muzhskogo_"
    ["file_id"] => string(6) "485239"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1542037445"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Мастер-класс "Примеры использования приемов ТРИЗ на уроках" "
    ["seo_title"] => string(62) "mastier-klass-primiery-ispol-zovaniia-priiemov-triz-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "151790"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420742544"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка " Повторение и закрепление знаний по теме "Имя существительное" ""
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-povtorieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "288047"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454580248"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiiaporusskomuiazykunatiemuimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "280508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453385908"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Семинар  по методике русского языка по теме: «Изучение имени существительного  по программе  Л.В Занкова» "
    ["seo_title"] => string(118) "sieminar-po-mietodikie-russkogho-iazyka-po-tiemie-izuchieniie-imieni-sushchiestvitiel-nogho-po-proghrammie-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "132056"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416274718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства