kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правописание е-и в корнях с чередованием» Технологическая карта урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этой теме в разделе «Глагол» отведено три часа. Данный урок («Правописание Е-И в корнях с чередованием») является первым в изучении материала. Урок открытия новых знаний. Его целью было научить учащихся владеть способом выбора  Е-И  в корнях с чередованием. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правописание е-и в корнях с чередованием» Технологическая карта урока »

Учитель: Алферова Л.И.

Класс: 5

Тема: «Правописание е-и в корнях с чередованием»

Предмет: русский язык

Тип: открытие новых знаний

Цель: научить владеть способом выбора Е-И в корнях с чередованием

Задачи: 1 выяснить условие написания изучаемых корней, умение находить и видеть орфограмму, графически ее обозначать и отличать от безударной гласной;

2 повторить правописание корней с чередованием (-рос-/-раст-, -ращ-, -лаг-/-лож-);

3 развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Знать перечень корней с чередованием; условие выбора букв Е-И в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

  2. Уметь правильно писать корни с чередованием Е-И, графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать слова с чередующимися и безударными гласными, проверяемыми ударением.

Метапредметные:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, принимать чужую точку зрения и, аргументируя, отстаивать свою; умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Личностные:

Понимание ценности русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, уважительное отношение к родному языку, стремление обогащать и совершенствовать речь.

Ресурсы урока:

Для учителя: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской


Для учащихся: учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, экран, карточки.









Технологическая карта урока



п/п

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствует детей, предлагает вспомнить тему предыдущего урока. Сосредотачивает внимание на том, что предстоит знакомство с новой темой.

Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера.

2. Актуализация необходимых знаний

Орфографическая пятиминутка. Организует повторение ранее изученного материала.

Р..стение, зар..сли, р..сток, р..стут, р..стущий, отр..сль,выр..сли, сл..жить, прил..гать, прил..гательное, сл..гать.

  • Назовите корни с чередованием гласных.

  • Какому правилу подчиняется правописание этих корней?

  • Разберите по составу слова: росток, слагать.

Отвечают на вопросы, выполняют орфографический диктант в тетради, делают морфемный разбор. Два ученика поочередно записывают слова на доске, комментируя и объясняя правописание.

Познавательные: анализируя, делают выводы.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.

3.Выявление места и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию.

Прочитайте записанные на доске слова.

Соберу – собираю

Запереть – запираю

Удеру – удираю

Замереть – замираю

Зажечь – зажигаю

  • Что общего в этих словах?

  • Чем они отличаются?

  • Выделите корни в них и подчеркните чередующиеся гласные.

  • Объясните, от чего зависит написание гласных в этих корнях?

  • Сформулируйте и запишите тему урока в тетради.

Дополняет ответы, сопровождает деятельность детей по освоению орфограммы.


Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Формулируют и записывают тему урока. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование.


4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

  • Что нам предстоит узнать о правописании корней с чередованием? ( При каких условиях в корнях с чередованием пишется Е, а при каких – И?)

  • Что влияет на написание букв Е – И в корнях?

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выдвигают гипотезы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями, трудолюбием.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта














6.Физкультминутка

Сверим наши выводы с правилом в учебнике.

  • Работа с материалом учебника (параграф 112)

  • Назовите опознавательный признак орфограммы.

  • Работа в парах (сдают правило)

  • Составление алгоритма действий:

1.Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне.

2.Выделить корень.

3.Поставить ударение.

4.Проверить наличие или отсутствие суффикса-А- после корня. Графически выделить условие орфограммы.

5.Если после корня есть суффикс -А-, то пишется буква И, а если нет – Е .

Приглашает к доске подготовленного ребенка

Работают с учебником, отвечают на вопросы, составляют алгоритм действий; заучивают орфограмму, работая в парах, рассказывают правило. Участвуют в работе по составлению алгоритма действий. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения.











Выполняют упражнения


Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.


7. Первичное закрепление с комментированием

Обратимся к презентации.

  • Знакомство с лингвистической сказкой (слайд 3)

Два брата Е-И получили в наследство корни. Но так как братья не были дружными, они не могли решить, где какому жить. Тогда они обратились к мудрому судье – суффиксу -А-. Суффикс -А- подумал и решил, что там, где он будет стоять позади корня, в корне станет жить братец -И-, а в остальных словах сможет братец-Е-. С тех пор так и повелось: в корнях с чередующимися гласными Е-И буква -И- пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -А-.

  • Сформулируйте правило, приведите примеры (слайд 4)

  • Практикум. Устно объясните примеры (слайд 5)

Выберу – выбираю, вычесть – вычитаю, замереть – замираю, застелю – застилаю, обжечь –обжигаю, отпереть – отпираю, блестеть – блистал, соберу –

собирать.

  • Выборочный диктант. Списать, распределив слова в два столбика, вставив и обозначив орфограмму (слайд 6)

Уб..рать, уб..ру, выст..лю, выст..лать, , сж..гать, сж..г, раст..раю, раст..реть, зап..раю, оп..реться, забл..стеть, бл..стать, выч..тать, выч..сть, зам..реть, зам..рать, заб..ру, заб..рать.

  • Самопроверка (слайд 7)

.



Смотрят презентацию, знакомятся с занимательным материалом.


















Отрабатывая орфограмму, повторяют теорию; выполняют практические задания, пользуясь алгоритмом, комментируя полученный результат. Проводят самопроверку.












Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

8.Самостоятельная работа с последующей проверкой

Задание классу:

  • Упр.647(по заданию)

  • Индивид. – упр.646 (2-3 человека выполняют у доски)

Самостоятельно закрепляют орфограмму. Выполняют индивидуальную работу у доски. Коллективно проверяют и оценивают правильность выполнения работы.



Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную работу в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач

9.Включение в систему знаний и повторение

Подведем итоги. Проверим наши знания с помощью игры «Третий лишний»

(слайды 8-9)

1.соб..рать, уд..вить, бл..стать.

2.зам..рать, ст..лить, б..лить.

3.д..лить, заж..гать, зам..реть.


  • Списать, вставить орфограммы.

  • Подчеркнуть лишние слова.

  • Объяснить, почему они лишние.


Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Приходят к выводу, что необходимо различать чередующиеся и безударные гласные.

.Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы.

Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


10.Рефлексия. Итог урока












  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие трудности возникали в работе?

  • Как вы их преодолевали?



  • Оцените нашу работу на уроке, понравился ли вам урок, все ли было понятно. На полях тетради нарисуйте соответствующий смайлик.



Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.

Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Правописание е-и в корнях с чередованием» Технологическая карта урока

Автор: Алферова Людмила Ивановна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Технологическая карта урока по теме: "Корни с чередованием Е-И". "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-korni-s-chieriedovaniiem-ie-i"
    ["file_id"] => string(6) "223127"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437304044"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros"
    ["file_id"] => string(6) "301504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932925"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС) "Правописание корней с чередованием гласных о-а (кас-кос, гар-гор, раст-рос)""
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaporusskomuiazykufgospravopisaniiekornieischieriedovaniiemghlasnykhoakaskosgharghorrastros1"
    ["file_id"] => string(6) "301505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456932935"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока русского языка на тему "Повторение изученного по теме "Морфемика.Орфография"" "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-morfiemika-orfoghrafiia"
    ["file_id"] => string(6) "165835"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422881843"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Правописание корней - гор-, -гар-. "
    ["seo_title"] => string(94) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-pravopisaniie-korniei-ghor-ghar"
    ["file_id"] => string(6) "198642"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428427078"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства