Учитель: Алферова Л.И. | Класс: 5 |
Тема: «Правописание е-и в корнях с чередованием» |
Предмет: русский язык | Тип: открытие новых знаний |
Цель: научить владеть способом выбора Е-И в корнях с чередованием Задачи: 1 выяснить условие написания изучаемых корней, умение находить и видеть орфограмму, графически ее обозначать и отличать от безударной гласной; 2 повторить правописание корней с чередованием (-рос-/-раст-, -ращ-, -лаг-/-лож-); 3 развивать орфографическую зоркость, логическое и образное мышление, речь. |
Планируемые результаты: |
Предметные: Знать перечень корней с чередованием; условие выбора букв Е-И в указанных корнях; различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением; Уметь правильно писать корни с чередованием Е-И, графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать слова с чередующимися и безударными гласными, проверяемыми ударением. | Метапредметные: Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: участвовать в диалоге по теме, принимать чужую точку зрения и, аргументируя, отстаивать свою; умение определять и формулировать тему и цель урока вместе с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие с учетом характера сделанных ошибок; вносить свое предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. | Личностные: Понимание ценности русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, уважительное отношение к родному языку, стремление обогащать и совершенствовать речь. |
Ресурсы урока: |
Для учителя: компьютер, презентация (слайды к уроку), учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской | Для учащихся: учебник по русскому языку для 5 класса под редакцией Т.А.Ладыженской, экран, карточки. |
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствует детей, предлагает вспомнить тему предыдущего урока. Сосредотачивает внимание на том, что предстоит знакомство с новой темой. | Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют свою готовность к уроку. | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют вместе с учителем и одноклассниками необходимые действия. Коммуникативные: работают, обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера. |
2. Актуализация необходимых знаний | Орфографическая пятиминутка. Организует повторение ранее изученного материала. Р..стение, зар..сли, р..сток, р..стут, р..стущий, отр..сль,выр..сли, сл..жить, прил..гать, прил..гательное, сл..гать. Назовите корни с чередованием гласных. Какому правилу подчиняется правописание этих корней? Разберите по составу слова: росток, слагать. | Отвечают на вопросы, выполняют орфографический диктант в тетради, делают морфемный разбор. Два ученика поочередно записывают слова на доске, комментируя и объясняя правописание. | Познавательные: анализируя, делают выводы. Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. |
3.Выявление места и причины затруднения | Создает проблемную ситуацию. Прочитайте записанные на доске слова. Соберу – собираю Запереть – запираю Удеру – удираю Замереть – замираю Зажечь – зажигаю Что общего в этих словах? Чем они отличаются? Выделите корни в них и подчеркните чередующиеся гласные. Объясните, от чего зависит написание гласных в этих корнях? Сформулируйте и запишите тему урока в тетради. Дополняет ответы, сопровождает деятельность детей по освоению орфограммы. | Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания. Формулируют и записывают тему урока. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: участвуют в диалоге, формулируют собственную точку зрения и дают ее обоснование. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. Что нам предстоит узнать о правописании корней с чередованием? ( При каких условиях в корнях с чередованием пишется Е, а при каких – И?) Что влияет на написание букв Е – И в корнях? Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выдвигают гипотезы. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая причины успеха с усилиями, трудолюбием. |
5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта 6.Физкультминутка | Сверим наши выводы с правилом в учебнике. Работа с материалом учебника (параграф 112) Назовите опознавательный признак орфограммы. Работа в парах (сдают правило) Составление алгоритма действий: 1.Найти орфограмму по опознавательному признаку – безударному положению гласного в корне. 2.Выделить корень. 3.Поставить ударение. 4.Проверить наличие или отсутствие суффикса-А- после корня. Графически выделить условие орфограммы. 5.Если после корня есть суффикс -А-, то пишется буква И, а если нет – Е . Приглашает к доске подготовленного ребенка | Работают с учебником, отвечают на вопросы, составляют алгоритм действий; заучивают орфограмму, работая в парах, рассказывают правило. Участвуют в работе по составлению алгоритма действий. Формулируют собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. Выполняют упражнения | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
7. Первичное закрепление с комментированием | Обратимся к презентации. Два брата Е-И получили в наследство корни. Но так как братья не были дружными, они не могли решить, где какому жить. Тогда они обратились к мудрому судье – суффиксу -А-. Суффикс -А- подумал и решил, что там, где он будет стоять позади корня, в корне станет жить братец -И-, а в остальных словах сможет братец-Е-. С тех пор так и повелось: в корнях с чередующимися гласными Е-И буква -И- пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -А-. Выберу – выбираю, вычесть – вычитаю, замереть – замираю, застелю – застилаю, обжечь –обжигаю, отпереть – отпираю, блестеть – блистал, соберу – собирать. Уб..рать, уб..ру, выст..лю, выст..лать, , сж..гать, сж..г, раст..раю, раст..реть, зап..раю, оп..реться, забл..стеть, бл..стать, выч..тать, выч..сть, зам..реть, зам..рать, заб..ру, заб..рать. . | Смотрят презентацию, знакомятся с занимательным материалом. Отрабатывая орфограмму, повторяют теорию; выполняют практические задания, пользуясь алгоритмом, комментируя полученный результат. Проводят самопроверку. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. |
8.Самостоятельная работа с последующей проверкой | Задание классу: | Самостоятельно закрепляют орфограмму. Выполняют индивидуальную работу у доски. Коллективно проверяют и оценивают правильность выполнения работы. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные: контролируют учебные действия, осознают возникающие трудности, ищут пути их преодоления, оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: осуществляют совместную работу в рабочей группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
9.Включение в систему знаний и повторение | Подведем итоги. Проверим наши знания с помощью игры «Третий лишний» (слайды 8-9) 1.соб..рать, уд..вить, бл..стать. 2.зам..рать, ст..лить, б..лить. 3.д..лить, заж..гать, зам..реть. Списать, вставить орфограммы. Подчеркнуть лишние слова. Объяснить, почему они лишние. | Проверяют степень усвоения материала, оценивают себя и товарищей. Приходят к выводу, что необходимо различать чередующиеся и безударные гласные. | .Познавательные: закрепляют умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности, анализируя материал, приходят к умозаключениям, делают выводы. Регулятивные: оценивают свою работу и работу своих товарищей; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
10.Рефлексия. Итог урока | | Подводят итоги под руководством учителя. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние. | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования, стремятся к приобретению новых знаний. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: Строят небольшие монологические высказывания. |