III. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Создание проблемной ситуации.
Учащиеся замечают, что последнее слово «цирк» не на данную орфограмму. И они затрудняются в написании орфограммы. Учитель отвечает, что в этом слове пишется буква И, хотя и слышится Ы. Поэтому тема нашего урока - «Гласные буквы Ы-И после Ц в разных частях слова».
IV. Объяснение нового материала.
При объяснении учитель вместе с учащимися составляют ОК и таблицу на данное правило.
Буква
Части слова
Примеры
И
1.
2.-ЦИЯ
Цинга, цистерна
Нация, акация
Ы
1. сущ
2. прилаг.
3. прилаг
4. исключения
лестницы, огурцы
бледнолицый, куцый
Птицын, Лисицын
Цыган, цыпленок, цыкнуть, цыц, на цыпочках
V. Работа по закреплению изученного материала.
1. Графический диктант.
Учитель диктует слова на данную тему, учащиеся поднимают карточки с соответствующим изображением: И, Ы.
-Перепишите, вставляя пропущенные буквы, составьте предложения с данными словосочетаниями (устно).
Цирковая программа, старый цыган, цып – цып, ходить на цыпочках.
-Дополнительное задание к этому упражнению:
1. Определить главное и зависимое слово.
2. Определить способ связи слов в словосочетаниях (связь с предыдущей темой).
Словосочетания
Главное слово
Зависимое слово
Способ связи слов в словосочетании
программа
цирковая
согласование
культуры
цитрусовые
согласование
пух
цыплячий
согласование
ходить
на цыпочках
примыкание
- Продолжить таблицу своими примерами
2. Упражнение 373, стр.157 (устно)
- Прочитайте текст
- Озаглавьте текст
- Прочитайте слова на изучаемое правило из текста (птицы, границы, птенцы).
- Расскажите, какие птицы обитают в г. Щучинске?
- Что вы знаете о фламинго?
Рассказ ученика или учителя (межпредметная связь). Существует 6 видов птиц, распространенных главным образом, в тропических и субтропических областях Азии, Африки, Америки и в Южной Европе. В наших пределах обитает один вид фламинго - это розовый. Тело у фламинго округлое, хвост очень короткий. Величиной тело с гусиное, но на длинных и тонких ногах - ходулях. Она самая длинноногая птица на свете и одновременно самая длинношеяя. Обычно фламинго держат свою шею с головой в виде знака вопроса. В полете ни ноги, ни щея не подгибаются, а, наоборот, вытягиваются, летит эта птица быстро, плавно, изящно. Фламинго отлично плавает, их излюбленные места обитания — илистые прибрежные участки солоноватых озер, морей, пресноводных водоемов. Питаются они личинками насекомых, мельчайшими ракообразными, мелкими моллюсками и низшими водорослями. Масса до 4 килограммов, самки откладывают обычно 1, реже 2 крупных яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Гнездятся эти птицы на озерах Казахстана — Челкар - Тенгиз, Тенгиз. Наибольшее количество птиц разных возрастов отмечено в 1979 г. на озере Тенгиз - более 54 000 особей (озеро Тенгиз расположено в Акмолинской области)
3. Игра «Кто больше?»
I вариант записывает слова с буквой И после Ц.
II вариант - слова с буквой Ы после Ц
Эта работа ведется у доски. На доске таблица, учащиеся выходят по одному и записывают слова в свой столбик.
И
Ы
циркуль
цыган
VI. Задание на дом.
1. §48, стр. 156
2. Упражнение 375, стр. 157
3. Дополнительное задание: написать словарный диктант (20 слов на орфограмму и И-Ы после Ц)
V. Итог урока.
Комментирование оценок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
III. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Создание проблемной ситуации.
Учащиеся замечают, что последнее слово «цирк» не на данную орфограмму. И они затрудняются в написании орфограммы. Учитель отвечает, что в этом слове пишется буква И, хотя и слышится Ы. Поэтому тема нашего урока - «Гласные буквы Ы-И после Ц в разных частях слова».
IV. Объяснение нового материала.
При объяснении учитель вместе с учащимися составляют ОК и таблицу на данное правило.
Буква
Части слова
Примеры
И
1.
2.-ЦИЯ
Цинга, цистерна
Нация, акация
Ы
1. сущ
2. прилаг.
3. прилаг
4. исключения
лестницы, огурцы
бледнолицый, куцый
Птицын, Лисицын
Цыган, цыпленок, цыкнуть, цыц, на цыпочках
V. Работа по закреплению изученного материала.
1. Графический диктант.
Учитель диктует слова на данную тему, учащиеся поднимают карточки с соответствующим изображением: И, Ы.
-Перепишите, вставляя пропущенные буквы, составьте предложения с данными словосочетаниями (устно).
Цирковая программа, старый цыган, цып – цып, ходить на цыпочках.
-Дополнительное задание к этому упражнению:
1. Определить главное и зависимое слово.
2. Определить способ связи слов в словосочетаниях (связь с предыдущей темой).
Словосочетания
Главное слово
Зависимое слово
Способ связи слов в словосочетании
программа
цирковая
согласование
культуры
цитрусовые
согласование
пух
цыплячий
согласование
ходить
на цыпочках
примыкание
- Продолжить таблицу своими примерами
2. Упражнение 373, стр.157 (устно)
- Прочитайте текст
- Озаглавьте текст
- Прочитайте слова на изучаемое правило из текста (птицы, границы, птенцы).
- Расскажите, какие птицы обитают в г. Щучинске?
- Что вы знаете о фламинго?
Рассказ ученика или учителя (межпредметная связь). Существует 6 видов птиц, распространенных главным образом, в тропических и субтропических областях Азии, Африки, Америки и в Южной Европе. В наших пределах обитает один вид фламинго - это розовый. Тело у фламинго округлое, хвост очень короткий. Величиной тело с гусиное, но на длинных и тонких ногах - ходулях. Она самая длинноногая птица на свете и одновременно самая длинношеяя. Обычно фламинго держат свою шею с головой в виде знака вопроса. В полете ни ноги, ни щея не подгибаются, а, наоборот, вытягиваются, летит эта птица быстро, плавно, изящно. Фламинго отлично плавает, их излюбленные места обитания — илистые прибрежные участки солоноватых озер, морей, пресноводных водоемов. Питаются они личинками насекомых, мельчайшими ракообразными, мелкими моллюсками и низшими водорослями. Масса до 4 килограммов, самки откладывают обычно 1, реже 2 крупных яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Гнездятся эти птицы на озерах Казахстана — Челкар - Тенгиз, Тенгиз. Наибольшее количество птиц разных возрастов отмечено в 1979 г. на озере Тенгиз - более 54 000 особей (озеро Тенгиз расположено в Акмолинской области)
3. Игра «Кто больше?»
I вариант записывает слова с буквой И после Ц.
II вариант - слова с буквой Ы после Ц
Эта работа ведется у доски. На доске таблица, учащиеся выходят по одному и записывают слова в свой столбик.
И
Ы
циркуль
цыган
VI. Задание на дом.
1. §48, стр. 156
2. Упражнение 375, стр. 157
3. Дополнительное задание: написать словарный диктант (20 слов на орфограмму и И-Ы после Ц)
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё после шипящих и ц в различных частях слова» "
["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
["file_id"] => string(6) "120058"
["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1413600528"
}
}