kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буквы И - Ы после Ц в различных частях слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык. 5 класс.  «Гласные И-Ы после Ц»

 

Галиева Н.А., СШ № 2 г. Щучинска

Акмолинской области

Цели:

Обучающая: Дать понятие о правописании И-Ы после Ц в разных частях слова.

Развивающая: Совершенствовать у учащихся знания, умения и навыки в  определении гласной после Ц.

Воспитывающая: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, животным.

Наглядность: схема «Гласные И-Ы после Ц»; сборник диктантов и текстов для изложений, 5 класс; карточки с графическим изображением И,Ы

Схема урока

I.   Организационный момент.

П.   Опрос домашнего задания.

III. Орфографическая пятиминутка.

IV. Постановка темы и цели урока.

V.   Объяснение нового материала.

VI. Работа по закреплению изученного материала.

VII. Задание на дом.

VIII. Итог урока.

 

 

 

 

 

Описание хода урока.

I.   Опрос домашнего задания.

- В каких случаях пишется О или Ё после шипящих в корне слова?

- Приведите примеры.

- Назовите исключения.

П. Орфографическая пятиминутка.

Учитель диктует слова на гласные буквы после шипящих в корне, а учащиеся записывают орфограмму и номер слова (Буквенный диктант).

Жеваный, решетка, шов, шорох, желудь, шепот, капюшон, крыжовник, тяжелый, желтый, трещотка, трущоба, черточка, шелк, цирк.

е       е       о      о     е      е    о    о     е    е     о     о     е       е

1      2       3      4     5     6     7    8     9   10   11   12   13    14

III. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Создание проблемной ситуации.

Учащиеся замечают, что последнее слово «цирк» не на данную орфограмму. И они затрудняются в написании орфограммы. Учитель отвечает, что в этом слове пишется буква И, хотя и слышится Ы. Поэтому тема нашего урока - «Гласные буквы Ы-И после Ц в разных частях слова».

IV. Объяснение нового материала.

При объяснении учитель вместе с учащимися составляют ОК и таблицу на данное правило.

Буква

Части слова

Примеры

И

1.

2.-ЦИЯ

Цинга, цистерна

Нация, акация

Ы

1. сущ

 2. прилаг.

3. прилаг

4. исключения

лестницы, огурцы

бледнолицый, куцый

 Птицын, Лисицын

Цыган, цыпленок, цыкнуть, цыц, на цыпочках

V.  Работа по закреплению изученного материала.

1. Графический диктант.

Учитель диктует слова на данную тему, учащиеся поднимают карточки с соответствующим изображением: И, Ы.

 Молодцы, ресницы, цыган, Птицына, цитата, цирк, овцы, цыц, иллюстрация, птицы, резолюция, борцы, циркуль, акация, цинга, цигейка, Курицын.

2. Работа по учебнику.

 1. Упражнение 371, страница 157.

-Перепишите, вставляя пропущенные буквы, составьте предложения с данными словосочетаниями (устно).

Цирковая программа, старый цыган, цып – цып,  ходить на цыпочках.

 -Дополнительное задание к этому упражнению:

1. Определить главное и зависимое слово.

2. Определить способ связи слов в словосочетаниях (связь с предыдущей темой).

Словосочетания

Главное слово

Зависимое слово

Способ связи слов в словосочетании

программа

цирковая

согласование

культуры

цитрусовые

согласование

пух

цыплячий

согласование

ходить

на цыпочках

примыкание

- Продолжить таблицу своими примерами

2. Упражнение 373, стр.157 (устно)

- Прочитайте текст

- Озаглавьте текст

- Прочитайте слова на изучаемое правило из текста (птицы, границы, птенцы).

- Расскажите, какие птицы обитают в г. Щучинске?

- Что вы знаете о фламинго?

Рассказ ученика или учителя (межпредметная связь). Существует 6 видов птиц, распространенных главным образом, в тропических и субтропических областях Азии, Африки, Америки и в Южной Европе. В наших пределах обитает один вид фламинго - это розовый. Тело у фламинго округлое, хвост очень короткий. Величиной тело с гусиное, но на длинных и тонких ногах - ходулях. Она самая длинноногая птица на свете и одновременно самая длинношеяя. Обычно фламинго держат свою шею с головой в виде знака вопроса. В полете ни ноги, ни щея не подгибаются, а, наоборот, вытягиваются, летит эта птица быстро, плавно, изящно. Фламинго отлично плавает, их излюбленные места обитания — илистые прибрежные участки солоноватых озер, морей, пресноводных водоемов. Питаются они личинками насекомых, мельчайшими ракообразными, мелкими моллюсками и низшими водорослями. Масса до 4 килограммов, самки откладывают обычно 1, реже 2 крупных яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Гнездятся эти птицы на озерах Казахстана — Челкар - Тенгиз, Тенгиз. Наибольшее количество птиц разных возрастов отмечено в 1979 г. на озере Тенгиз - более 54 000 особей (озеро Тенгиз расположено в Акмолинской области)

3. Игра «Кто больше?»

 

I вариант записывает слова с буквой И после Ц.

II вариант - слова с буквой Ы после Ц

Эта работа ведется у доски. На доске таблица, учащиеся выходят по одному и записывают слова в свой столбик.

И

Ы

циркуль

цыган

VI. Задание на дом.

1. §48, стр. 156

2. Упражнение 375, стр. 157

3. Дополнительное задание: написать словарный диктант (20 слов на орфограмму и И-Ы после Ц)

V. Итог урока.

Комментирование оценок

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буквы И - Ы после Ц в различных частях слова»

Русский язык. 5 класс. «Гласные И-Ы после Ц»


Галиева Н.А., СШ № 2 г. Щучинска

Акмолинской области

Цели:

Обучающая: Дать понятие о правописании И-Ы после Ц в разных частях слова.

Развивающая: Совершенствовать у учащихся знания, умения и навыки в определении гласной после Ц.

Воспитывающая: Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, животным.

Наглядность: схема «Гласные И-Ы после Ц»; сборник диктантов и текстов для изложений, 5 класс; карточки с графическим изображением И,Ы

Схема урока

I. Организационный момент.


П. Опрос домашнего задания.


III. Орфографическая пятиминутка.


IV. Постановка темы и цели урока.


V. Объяснение нового материала.


VI. Работа по закреплению изученного материала.


VII. Задание на дом.


VIII. Итог урока.








Описание хода урока.

I. Опрос домашнего задания.

- В каких случаях пишется О или Ё после шипящих в корне слова?

- Приведите примеры.

- Назовите исключения.

П. Орфографическая пятиминутка.

Учитель диктует слова на гласные буквы после шипящих в корне, а учащиеся записывают орфограмму и номер слова (Буквенный диктант).

Жеваный, решетка, шов, шорох, желудь, шепот, капюшон, крыжовник, тяжелый, желтый, трещотка, трущоба, черточка, шелк, цирк.


е е о о е е о о е е о о е е

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


III. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Создание проблемной ситуации.

Учащиеся замечают, что последнее слово «цирк» не на данную орфограмму. И они затрудняются в написании орфограммы. Учитель отвечает, что в этом слове пишется буква И, хотя и слышится Ы. Поэтому тема нашего урока - «Гласные буквы Ы-И после Ц в разных частях слова».

IV. Объяснение нового материала.

При объяснении учитель вместе с учащимися составляют ОК и таблицу на данное правило.









Буква


Части слова


Примеры


И


1.

2.-ЦИЯ


Цинга, цистерна

Нация, акация


Ы


1. сущ

2. прилаг.

3. прилаг

4. исключения


лестницы, огурцы

бледнолицый, куцый

Птицын, Лисицын

Цыган, цыпленок, цыкнуть, цыц, на цыпочках


V. Работа по закреплению изученного материала.

1. Графический диктант.

Учитель диктует слова на данную тему, учащиеся поднимают карточки с соответствующим изображением: И, Ы.


Молодцы, ресницы, цыган, Птицына, цитата, цирк, овцы, цыц, иллюстрация, птицы, резолюция, борцы, циркуль, акация, цинга, цигейка, Курицын.

2. Работа по учебнику.

1. Упражнение 371, страница 157.

-Перепишите, вставляя пропущенные буквы, составьте предложения с данными словосочетаниями (устно).


Цирковая программа, старый цыган, цып – цып, ходить на цыпочках.


-Дополнительное задание к этому упражнению:

1. Определить главное и зависимое слово.

2. Определить способ связи слов в словосочетаниях (связь с предыдущей темой).

Словосочетания


Главное слово


Зависимое слово


Способ связи слов в словосочетании


программа


цирковая


согласование


культуры


цитрусовые


согласование


пух


цыплячий


согласование


ходить


на цыпочках


примыкание


- Продолжить таблицу своими примерами

2. Упражнение 373, стр.157 (устно)

- Прочитайте текст

- Озаглавьте текст

- Прочитайте слова на изучаемое правило из текста (птицы, границы, птенцы).

- Расскажите, какие птицы обитают в г. Щучинске?

- Что вы знаете о фламинго?

Рассказ ученика или учителя (межпредметная связь). Существует 6 видов птиц, распространенных главным образом, в тропических и субтропических областях Азии, Африки, Америки и в Южной Европе. В наших пределах обитает один вид фламинго - это розовый. Тело у фламинго округлое, хвост очень короткий. Величиной тело с гусиное, но на длинных и тонких ногах - ходулях. Она самая длинноногая птица на свете и одновременно самая длинношеяя. Обычно фламинго держат свою шею с головой в виде знака вопроса. В полете ни ноги, ни щея не подгибаются, а, наоборот, вытягиваются, летит эта птица быстро, плавно, изящно. Фламинго отлично плавает, их излюбленные места обитания — илистые прибрежные участки солоноватых озер, морей, пресноводных водоемов. Питаются они личинками насекомых, мельчайшими ракообразными, мелкими моллюсками и низшими водорослями. Масса до 4 килограммов, самки откладывают обычно 1, реже 2 крупных яйца белого цвета с зеленоватым оттенком. Гнездятся эти птицы на озерах Казахстана — Челкар - Тенгиз, Тенгиз. Наибольшее количество птиц разных возрастов отмечено в 1979 г. на озере Тенгиз - более 54 000 особей (озеро Тенгиз расположено в Акмолинской области)

3. Игра «Кто больше?»


I вариант записывает слова с буквой И после Ц.

II вариант - слова с буквой Ы после Ц

Эта работа ведется у доски. На доске таблица, учащиеся выходят по одному и записывают слова в свой столбик.

И


Ы


циркуль


цыган


VI. Задание на дом.

1. §48, стр. 156

2. Упражнение 375, стр. 157

3. Дополнительное задание: написать словарный диктант (20 слов на орфограмму и И-Ы после Ц)

V. Итог урока.

Комментирование оценок






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буквы И - Ы после Ц в различных частях слова

Автор: Галиева Наталья Анатольевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260355

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Конспект урока русского языка по теме «Написание буквы о-е-ё  после шипящих и ц  в различных частях слова» "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-napisaniie-bukvy-o-ie-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
    ["file_id"] => string(6) "120058"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413600528"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Правописание гласных после шипящих в различных частях слова "
    ["seo_title"] => string(74) "pravopisaniie-ghlasnykh-poslie-shipiashchikh-v-razlichnykh-chastiakh-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414288548"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока: «Гласные после шипящих и ц»"
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokaglasnyieposlieshipiashchikhits"
    ["file_id"] => string(6) "319652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460907236"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока русского языка "Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_uchimsia_oboznachat_zvuk_y_poslie_zvuka_ts"
    ["file_id"] => string(6) "361382"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479803107"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Разработка урока русского языка  по ФГОС в 5 классе  «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных» "
    ["seo_title"] => string(137) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-fgos-v-5-klassie-pravopisaniie-bukv-o-io-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "110471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406083185"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства