Конспект урока во 2 классе.
Тема: Правописание сочетаний чк, чн, щн.
Учитель начальных классов: Пелих Ирина Юрьевна
СОПШДО № 17
Программное содержание:
Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умение правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ.
Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.
Продолжать учить составлять предложения из данных слов.
Развивать речь детей, творческие способности.
Воспитывать активную личность.
Материал к уроку: презентация. Учебник «Русский язык»
Ход урока:
1.Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня поступило письмо. Сядьте все правильно, наш урок начинается.
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И селедка на носу?
Очки.
У нас сегодня в гостях Черепаха. У нее для нас задания.
2.Чистописание.
Ж Ш Щ ж ш щ
Жук жужжит над абажуром.
-Что общего у букв в 1 строчке? (шипящие)
-Все ли шипящие написаны? (нет ч)
-Какие правила мы знаем с буквой «ч»? (ча, чу, чк, чн)
-Есть ли у [ч] парный по твердости?
-Нужно ли на письме смягчать этот согласный?
-Как мы можем охарактеризовать звук ч ? (согласный, глухой, мягкий)
3.Словарная работа.
На доске написаны словарные слова. Посмотрите внимательно и подумайте как их можно поделить на 2 группы.
Правильно. В некоторых словах все согласные твердые, а в некоторых и твердые и мягкие.
1 вариант запишет слова, в которых все согласные твердые.
2 вариант запишет слова, в которых есть и твердые , и мягкие согласные.
4.Работа по теме урока.
Предлагаю разобрать слово ОЧКИ – сделать звукобуквенный анализ.
Очки- 2 слога.
О [а]- гласный, безударный.
Ч [ч’]- согласный, глухой, мягкий.
К [к’]- согласный, глухой, мягкий.
И [и]- гласный, ударный.
4буквы, 4 звука.
Наша гостья, черепаха, предлагает задание. Выписать слова, в которых согласный звук мягкий.
Очки, дерево, хищник, речка, работа, печник.
-Какое правило встретилось в этих словах? ( чк, чн, щн)
Подчеркните эти орфограммы.
- Почему между этими буквами не пишется ь?
Упражнение №177.Помогите нашей черепахе заменить сочетание двух слов одним словом. Образуйте однокоренные слова.
Детская рука – ручка.
Маленькая дача – дачка.
Небольшая туча – тучка.
Подчеркните сочетания чк.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление.
Игра. «Кто больше». 1 ряд называет слова с чк.
2 ряд называет слова с чн.
3 ряд называет слова с щн.
Упражнение «180.
Каждый ряд составит предложение из группы слов.
Подчеркните орфограммы.
Взаимопроверка в парах.
Упражнение» 181.
-Объясните правописание пропущенных букв. Устно закончите рассказ.
Спишите предложения. Подчеркните орфограммы.
7. Итог.
-О чем говорили на уроке?
-Что должны помнить о написании чк, чн, щн?
-Какое настроение у вас было на уроке?