kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Правописание гласных в приставках пре- и при-"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание приставок пре-, при-.

Цели урока:

образовательная: познакомиться с правилом правописания  гласных в приставках пре-, при- и научиться  правильно применять  это правило;

развивающая: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы;

воспитательная: содействовать воспитанию уверенности в своих силах и способностях.

Тип урока: урок новых знаний

Методы: метод развивающего обучения

Вид урока: фронтальный

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Актуализация знаний:

На доске записаны слова:

П…т…пление, д…п…лнение,  бе…сердечный,   пр…хорошенький, з…тв…рдение,  пр…дл…жение,  пр…бить, пр…градить, и…чезновение,

пр…сесть, бе…душный, пр…ехать, в…кипячённый, пр…город, пр…св…тление, ра…чётливый.

-Ребята, внимательно посмотрите на слова и скажите, что объединяет их?

( во всех словах есть приставка)

- Какие правила правописания приставок вам знакомы ? (два правила:  правописание неизменяемых приставок, правописание приставок на З и С)

- Ребята, объедините слова с знакомыми орфограммами в группы. Свои действия обоснуйте. ( работают в парах)

- Какие группы у вас получились? Назовите слова первой группы?

( в первую группу вошли слова: потепление, дополнение, затвердение, предложение , просветление)

- По какому признаку вы их объединили? ( в этих словах неизменяемые  приставки )

- Учитывая пропущенные орфограммы, исключите из этого ряда одно слово?

( можно исключить слово предложение, в корне этого слова пропущена чередующаяся гласная, в остальных словах – проверяемые гласные)

- Подберите к ним  проверочные слова ?  ( тёплый, полный, твёрдый, свет)

- Назовите слова второй группы? ( во вторую группу вошли слова с приставками на  З и С: бессердечный, исчезновение, бездушный, вскипяченный, расчётливый)

- Посмотрите внимательно на этот ряд, и скажите,  какое слово можно исключить из него ? ( можно исключить слово исчезновение – оно существительное, остальные слова – прилагательные)

4.Формулирование  темы и целей урока.

- Какие слова не вошли  не в одну из групп?

( пр…хорошенький, пр…бить, пр…градить, пр...сесть, пр…ехать, пр…город)

-  Что вы можете о них сказать? Какие гласные в этих приставках пропущены? ( высказывают свои предположения)

- Почему ваши мнения разошлись?   ( правописание этих приставок нам не знакомо)  

- Значит тема нашего урока сегодня ? ( Правописание гласных в приставках пре-, при-)

- А теперь, опираясь на тему урока,  сформулируйте цели ? ( познакомиться с правилом правописания  гласных в приставках пре-, при- и научиться  правильно применять  это правило)

5.Работа по теме урока.

На доске появляется запись слов с вставленными орфограммами.

прехорошенький, прибить, преградить,

присесть, приехать, пригород

- Ребята, мы с вами знаем, что приставка – значимая часть слова, и каждая приставка в русском языке имеет определённое значение. Давайте определим значение приставок в словах третьей  группы.

( Дети работают в парах, каждая пара работает с одним словом. На доске таблица, в которую дети вписывают значение приставок.)

пишем -И-

пишем –Е-

- Что у нас получилось? ( Каждая группа зачитывает свой вариант и заполняет соответствующую графу в таблице. При необходимости учитель корректирует, направляет мыслительную деятельность обучающихся в нужном русле, при помощи наводящих вопросов)

( слово прехорошенький – имеет значение «очень» хороший, значит приставка пре- = «очень» ; прибить – что-то с чем-то соединить, значит приставка при-=присоединение; преградить – помешать, установить перегородку, значит приставка пре- в этом слове имеет значение близкое к пере-; присесть – сесть , но не до конца, значит приставка при- =неполное действие; приехать – прибыть из одной точки в другую , значение приставки при- =приближение; пригород – территория , находящаяся вблизи города, значение приставки при- =находится вблизи)

пишем -И-

пишем –Е-

  1. при-=присоединение
  2. при- =неполное действие;
  3. при- =приближение;
  4. при- =находится вблизи
  1. пре- = «очень»;
  2. пре- имеет значение близкое к пере-;

- Обобщите весь проработанный материал, сверьте свои ответы с учебным текстом на стр. 73-74.

5.Закрепление материала.

Упражнение 1.

присоеди-нение

неполное действие

приближение

нахождение вблизи

«очень»

пере-

Приклеить, прервать, приморский, придорожный, пришить, превращать, прелестный, присвистывать, препираться, привокзальный, притормозить, пригород, преследовать, пристройка.

-Посмотрите внимательно на упражнение и таблицу к ней. Сформулируйте задание. ( надо распределить слова в столбцы по значению приставок)

- Добавьте в каждый столбик   два-три своих примера.

Упражнение 2.

Глава государства.

Подарить что–либо.

Оперная певица, исполняющая главные роли.

Вступление к музыкальному произведению.

Помеха, то, что преграждает путь или мешает совершению чего–либо.

Первое представление пьесы, оперы, балета, фильма.

Человек с прихотями, капризами.

Печальный, горестный.

Простейший, несложный по устройству.

История, передающаяся из поколения в поколение.

Исключительное право, предоставляемое кому–либо в отличие от других.

Представить в больших размерах, чем есть на самом деле, придать чему–либо очень важное значение.

Оказаться выше, сильнее.

Близкий знакомый.

Гнаться, следовать за кем–нибудь.

Нарушить правила.

Тот, кто нарушает правила.

Слова для справок:  прелюдия, прискорбный, преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить.

- Посмотрите внимательно на упражнение и справку к нему. Сформулируйте задание к упражнению. ( надо заменить слова из упражнение одним словом из справки)

Упражнение 3.

Придумайте предложения со словами ( при затруднении обращаться к словарю) :

презрение – призрение, предел – придел,

приёмник – преемник, предание – придание

6.Итог  урока:

- С каким новым правилом мы познакомились сегодня на уроке? ( с правилом правописания гласных в приставках пре-, при-)

- Расскажите правила правописания приставок пре-, при-. ( ответы детей)

7.Задание на дом:

§ 17 стр. 73-74 ( всем устно знать правило)

Средний уровень: упр. 277 ( письменно)

Высокий уровень: написать мини-сочинение «Друзья познаются в беде» ( в сочинении нужно использовать слова с приставками при-, пре-)

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Правописание гласных в приставках пре- и при-" »

Тема: Правописание приставок пре-, при-.

Цели урока:

образовательная: познакомиться с правилом правописания гласных в приставках пре-, при- и научиться правильно применять это правило;

развивающая: способствовать развитию логического мышления, умению анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы;

воспитательная: содействовать воспитанию уверенности в своих силах и способностях.

Тип урока: урок новых знаний

Методы: метод развивающего обучения

Вид урока: фронтальный

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Актуализация знаний:

На доске записаны слова:

П…т…пление, д…п…лнение, бе…сердечный, пр…хорошенький, з…тв…рдение, пр…дл…жение, пр…бить, пр…градить, и…чезновение,

пр…сесть, бе…душный, пр…ехать, в…кипячённый, пр…город, пр…св…тление, ра…чётливый.

-Ребята, внимательно посмотрите на слова и скажите, что объединяет их?

( во всех словах есть приставка)

- Какие правила правописания приставок вам знакомы ? (два правила: правописание неизменяемых приставок, правописание приставок на З и С)

- Ребята, объедините слова с знакомыми орфограммами в группы. Свои действия обоснуйте. ( работают в парах)

- Какие группы у вас получились? Назовите слова первой группы?

( в первую группу вошли слова: потепление, дополнение, затвердение, предложение , просветление)

- По какому признаку вы их объединили? ( в этих словах неизменяемые приставки )

- Учитывая пропущенные орфограммы, исключите из этого ряда одно слово?

( можно исключить слово предложение, в корне этого слова пропущена чередующаяся гласная, в остальных словах – проверяемые гласные)

- Подберите к ним проверочные слова ? ( тёплый, полный, твёрдый, свет)

- Назовите слова второй группы? ( во вторую группу вошли слова с приставками на З и С: бессердечный, исчезновение, бездушный, вскипяченный, расчётливый)

- Посмотрите внимательно на этот ряд, и скажите, какое слово можно исключить из него ? ( можно исключить слово исчезновение – оно существительное, остальные слова – прилагательные)

4.Формулирование темы и целей урока.

- Какие слова не вошли не в одну из групп?

( пр…хорошенький, пр…бить, пр…градить, пр...сесть, пр…ехать, пр…город)

- Что вы можете о них сказать? Какие гласные в этих приставках пропущены? ( высказывают свои предположения)

- Почему ваши мнения разошлись? ( правописание этих приставок нам не знакомо)

- Значит тема нашего урока сегодня ? ( Правописание гласных в приставках пре-, при-)

- А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте цели ? ( познакомиться с правилом правописания гласных в приставках пре-, при- и научиться правильно применять это правило)

5.Работа по теме урока.

На доске появляется запись слов с вставленными орфограммами.

прехорошенький, прибить, преградить,

присесть, приехать, пригород

- Ребята, мы с вами знаем, что приставка – значимая часть слова, и каждая приставка в русском языке имеет определённое значение. Давайте определим значение приставок в словах третьей группы.

( Дети работают в парах, каждая пара работает с одним словом. На доске таблица, в которую дети вписывают значение приставок.)

пишем -И-

пишем –Е-



- Что у нас получилось? ( Каждая группа зачитывает свой вариант и заполняет соответствующую графу в таблице. При необходимости учитель корректирует, направляет мыслительную деятельность обучающихся в нужном русле, при помощи наводящих вопросов)

( слово прехорошенький – имеет значение «очень» хороший, значит приставка пре- = «очень» ; прибить – что-то с чем-то соединить, значит приставка при-=присоединение; преградить – помешать, установить перегородку, значит приставка пре- в этом слове имеет значение близкое к пере-; присесть – сесть , но не до конца, значит приставка при- =неполное действие; приехать – прибыть из одной точки в другую , значение приставки при- =приближение; пригород – территория , находящаяся вблизи города, значение приставки при- =находится вблизи)

пишем -И-

пишем –Е-

  1. при-=присоединение

  2. при- =неполное действие;

  3. при- =приближение;

  4. при- =находится вблизи

  1. пре- = «очень»;

  2. пре- имеет значение близкое к пере-;



- Обобщите весь проработанный материал, сверьте свои ответы с учебным текстом на стр. 73-74.

5.Закрепление материала.

Упражнение 1.

присоеди-нение

неполное действие

приближение

нахождение вблизи

«очень»

пере-







Приклеить, прервать, приморский, придорожный, пришить, превращать, прелестный, присвистывать, препираться, привокзальный, притормозить, пригород, преследовать, пристройка.

-Посмотрите внимательно на упражнение и таблицу к ней. Сформулируйте задание. ( надо распределить слова в столбцы по значению приставок)

- Добавьте в каждый столбик два-три своих примера.

Упражнение 2.

Глава государства.

Подарить что–либо.

Оперная певица, исполняющая главные роли.

Вступление к музыкальному произведению.

Помеха, то, что преграждает путь или мешает совершению чего–либо.

Первое представление пьесы, оперы, балета, фильма.

Человек с прихотями, капризами.

Печальный, горестный.

Простейший, несложный по устройству.

История, передающаяся из поколения в поколение.

Исключительное право, предоставляемое кому–либо в отличие от других.

Представить в больших размерах, чем есть на самом деле, придать чему–либо очень важное значение.

Оказаться выше, сильнее.

Близкий знакомый.

Гнаться, следовать за кем–нибудь.

Нарушить правила.

Тот, кто нарушает правила.

Слова для справок: прелюдия, прискорбный, преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить.

- Посмотрите внимательно на упражнение и справку к нему. Сформулируйте задание к упражнению. ( надо заменить слова из упражнение одним словом из справки)

Упражнение 3.

Придумайте предложения со словами ( при затруднении обращаться к словарю) :

презрение – призрение, предел – придел,

приёмник – преемник, предание – придание

6.Итог урока:

- С каким новым правилом мы познакомились сегодня на уроке? ( с правилом правописания гласных в приставках пре-, при-)

- Расскажите правила правописания приставок пре-, при-. ( ответы детей)

7.Задание на дом:

§ 17 стр. 73-74 ( всем устно знать правило)

Средний уровень: упр. 277 ( письменно)

Высокий уровень: написать мини-сочинение «Друзья познаются в беде» ( в сочинении нужно использовать слова с приставками при-, пре-)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Правописание гласных в приставках пре- и при-"

Автор: Бектурганова Умсун Сулейменовна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144499

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока русского языка. презентация к уроку "Подготовка к ГИА" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-k-uroku-podghotovka-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "150888"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420566576"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Методическая разработка урока русского языка (ФГОС ООО) "
    ["seo_title"] => string(59) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "221139"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435063644"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности "
    ["seo_title"] => string(129) "rabota-s-khudozhiestviennym-tiekstom-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-9-m-klassie-kak-sriedstvo-formirovaniia-iazykovoi-ghramotnosti"
    ["file_id"] => string(6) "156784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421489762"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства