-Ребята, внимательно посмотрите на слова и скажите, что объединяет их?
( во всех словах есть приставка)
- Какие правила правописания приставок вам знакомы ? (два правила: правописание неизменяемых приставок, правописание приставок на З и С)
- Ребята, объедините слова с знакомыми орфограммами в группы. Свои действия обоснуйте. ( работают в парах)
- Какие группы у вас получились? Назовите слова первой группы?
( в первую группу вошли слова: потепление, дополнение, затвердение, предложение , просветление)
- По какому признаку вы их объединили? ( в этих словах неизменяемые приставки )
- Учитывая пропущенные орфограммы, исключите из этого ряда одно слово?
( можно исключить слово предложение, в корне этого слова пропущена чередующаяся гласная, в остальных словах – проверяемые гласные)
- Подберите к ним проверочные слова ? ( тёплый, полный, твёрдый, свет)
- Назовите слова второй группы? ( во вторую группу вошли слова с приставками на З и С: бессердечный, исчезновение, бездушный, вскипяченный, расчётливый)
- Посмотрите внимательно на этот ряд, и скажите, какое слово можно исключить из него ? ( можно исключить слово исчезновение – оно существительное, остальные слова – прилагательные)
- Что вы можете о них сказать? Какие гласные в этих приставках пропущены? ( высказывают свои предположения)
- Почему ваши мнения разошлись? ( правописание этих приставок нам не знакомо)
- Значит тема нашего урока сегодня ? ( Правописание гласных в приставках пре-, при-)
- А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте цели ? ( познакомиться с правилом правописания гласных в приставках пре-, при- и научиться правильно применять это правило)
5.Работа по теме урока.
На доске появляется запись слов с вставленными орфограммами.
прехорошенький, прибить, преградить,
присесть, приехать, пригород
- Ребята, мы с вами знаем, что приставка – значимая часть слова, и каждая приставка в русском языке имеет определённое значение. Давайте определим значение приставок в словах третьей группы.
( Дети работают в парах, каждая пара работает с одним словом. На доске таблица, в которую дети вписывают значение приставок.)
пишем -И-
пишем –Е-
- Что у нас получилось? ( Каждая группа зачитывает свой вариант и заполняет соответствующую графу в таблице. При необходимости учитель корректирует, направляет мыслительную деятельность обучающихся в нужном русле, при помощи наводящих вопросов)
( слово прехорошенький – имеет значение «очень» хороший, значит приставка пре- = «очень» ; прибить – что-то с чем-то соединить, значит приставка при-=присоединение; преградить – помешать, установить перегородку, значит приставка пре- в этом слове имеет значение близкое к пере-; присесть – сесть , но не до конца, значит приставка при- =неполное действие; приехать – прибыть из одной точки в другую , значение приставки при- =приближение; пригород – территория , находящаяся вблизи города, значение приставки при- =находится вблизи)
пишем -И-
пишем –Е-
при-=присоединение
при- =неполное действие;
при- =приближение;
при- =находится вблизи
пре- = «очень»;
пре- имеет значение близкое к пере-;
- Обобщите весь проработанный материал, сверьте свои ответы с учебным текстом на стр. 73-74.
-Посмотрите внимательно на упражнение и таблицу к ней. Сформулируйте задание. ( надо распределить слова в столбцы по значению приставок)
- Добавьте в каждый столбик два-три своих примера.
Упражнение 2.
Глава государства.
Подарить что–либо.
Оперная певица, исполняющая главные роли.
Вступление к музыкальному произведению.
Помеха, то, что преграждает путь или мешает совершению чего–либо.
Первое представление пьесы, оперы, балета, фильма.
Человек с прихотями, капризами.
Печальный, горестный.
Простейший, несложный по устройству.
История, передающаяся из поколения в поколение.
Исключительное право, предоставляемое кому–либо в отличие от других.
Представить в больших размерах, чем есть на самом деле, придать чему–либо очень важное значение.
Оказаться выше, сильнее.
Близкий знакомый.
Гнаться, следовать за кем–нибудь.
Нарушить правила.
Тот, кто нарушает правила.
Слова для справок: прелюдия, прискорбный, преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить.
- Посмотрите внимательно на упражнение и справку к нему. Сформулируйте задание к упражнению. ( надо заменить слова из упражнение одним словом из справки)
Упражнение 3.
Придумайте предложения со словами ( при затруднении обращаться к словарю) :
презрение – призрение, предел – придел,
приёмник – преемник, предание – придание
6.Итог урока:
- С каким новым правилом мы познакомились сегодня на уроке? ( с правилом правописания гласных в приставках пре-, при-)
- Расскажите правила правописания приставок пре-, при-. ( ответы детей)
7.Задание на дом:
§ 17 стр. 73-74 ( всем устно знать правило)
Средний уровень: упр. 277 ( письменно)
Высокий уровень: написать мини-сочинение «Друзья познаются в беде» ( в сочинении нужно использовать слова с приставками при-, пре-)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Ребята, внимательно посмотрите на слова и скажите, что объединяет их?
( во всех словах есть приставка)
- Какие правила правописания приставок вам знакомы ? (два правила: правописание неизменяемых приставок, правописание приставок на З и С)
- Ребята, объедините слова с знакомыми орфограммами в группы. Свои действия обоснуйте. ( работают в парах)
- Какие группы у вас получились? Назовите слова первой группы?
( в первую группу вошли слова: потепление, дополнение, затвердение, предложение , просветление)
- По какому признаку вы их объединили? ( в этих словах неизменяемые приставки )
- Учитывая пропущенные орфограммы, исключите из этого ряда одно слово?
( можно исключить слово предложение, в корне этого слова пропущена чередующаяся гласная, в остальных словах – проверяемые гласные)
- Подберите к ним проверочные слова ? ( тёплый, полный, твёрдый, свет)
- Назовите слова второй группы? ( во вторую группу вошли слова с приставками на З и С: бессердечный, исчезновение, бездушный, вскипяченный, расчётливый)
- Посмотрите внимательно на этот ряд, и скажите, какое слово можно исключить из него ? ( можно исключить слово исчезновение – оно существительное, остальные слова – прилагательные)
- Что вы можете о них сказать? Какие гласные в этих приставках пропущены? ( высказывают свои предположения)
- Почему ваши мнения разошлись? ( правописание этих приставок нам не знакомо)
- Значит тема нашего урока сегодня ? ( Правописание гласных в приставках пре-, при-)
- А теперь, опираясь на тему урока, сформулируйте цели ? ( познакомиться с правилом правописания гласных в приставках пре-, при- и научиться правильно применять это правило)
5.Работа по теме урока.
На доске появляется запись слов с вставленными орфограммами.
прехорошенький, прибить, преградить,
присесть, приехать, пригород
- Ребята, мы с вами знаем, что приставка – значимая часть слова, и каждая приставка в русском языке имеет определённое значение. Давайте определим значение приставок в словах третьей группы.
( Дети работают в парах, каждая пара работает с одним словом. На доске таблица, в которую дети вписывают значение приставок.)
пишем -И-
пишем –Е-
- Что у нас получилось? ( Каждая группа зачитывает свой вариант и заполняет соответствующую графу в таблице. При необходимости учитель корректирует, направляет мыслительную деятельность обучающихся в нужном русле, при помощи наводящих вопросов)
( слово прехорошенький – имеет значение «очень» хороший, значит приставка пре- = «очень» ; прибить – что-то с чем-то соединить, значит приставка при-=присоединение; преградить – помешать, установить перегородку, значит приставка пре- в этом слове имеет значение близкое к пере-; присесть – сесть , но не до конца, значит приставка при- =неполное действие; приехать – прибыть из одной точки в другую , значение приставки при- =приближение; пригород – территория , находящаяся вблизи города, значение приставки при- =находится вблизи)
пишем -И-
пишем –Е-
при-=присоединение
при- =неполное действие;
при- =приближение;
при- =находится вблизи
пре- = «очень»;
пре- имеет значение близкое к пере-;
- Обобщите весь проработанный материал, сверьте свои ответы с учебным текстом на стр. 73-74.
-Посмотрите внимательно на упражнение и таблицу к ней. Сформулируйте задание. ( надо распределить слова в столбцы по значению приставок)
- Добавьте в каждый столбик два-три своих примера.
Упражнение 2.
Глава государства.
Подарить что–либо.
Оперная певица, исполняющая главные роли.
Вступление к музыкальному произведению.
Помеха, то, что преграждает путь или мешает совершению чего–либо.
Первое представление пьесы, оперы, балета, фильма.
Человек с прихотями, капризами.
Печальный, горестный.
Простейший, несложный по устройству.
История, передающаяся из поколения в поколение.
Исключительное право, предоставляемое кому–либо в отличие от других.
Представить в больших размерах, чем есть на самом деле, придать чему–либо очень важное значение.
Оказаться выше, сильнее.
Близкий знакомый.
Гнаться, следовать за кем–нибудь.
Нарушить правила.
Тот, кто нарушает правила.
Слова для справок: прелюдия, прискорбный, преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить.
- Посмотрите внимательно на упражнение и справку к нему. Сформулируйте задание к упражнению. ( надо заменить слова из упражнение одним словом из справки)
Упражнение 3.
Придумайте предложения со словами ( при затруднении обращаться к словарю) :
презрение – призрение, предел – придел,
приёмник – преемник, предание – придание
6.Итог урока:
- С каким новым правилом мы познакомились сегодня на уроке? ( с правилом правописания гласных в приставках пре-, при-)
- Расскажите правила правописания приставок пре-, при-. ( ответы детей)
7.Задание на дом:
§ 17 стр. 73-74 ( всем устно знать правило)
Средний уровень: упр. 277 ( письменно)
Высокий уровень: написать мини-сочинение «Друзья познаются в беде» ( в сочинении нужно использовать слова с приставками при-, пре-)