kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание буквы ь после шипящего в конце имён существительных. Презентация урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана технологическая карта к уроку русского языка по теме "Правописание буквы Ь в конце имён существительных после шипящего".  Прилагается презентация . Урок выполнен с требованиями ФГОС, с указанием формирования различных видов УУД.на определённых этапах урока. В целях решения задач урока используются современные технологии. Такие, как применение ИКТ, проблемный метод, системно - деятельностный подход к обучению, дифференцированное обучение учащихся. здоровьесберегающие технологии. Для активизации работы на уроке происходит частая смена видов заданий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по русскому языку»

15





Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»

Озинского района Саратовской области

Урок русского языка во 2 классе

средствами УМК Л.В. Занкова с комментариями

по формированию УУД



Кравец Надежда Павловна

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

учитель начальных классов





Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание ь в именах существительных женского рода после шипящих в конце слов.

Цель урока: подвести учащихся к осознанию правила о написании ь в конце имён существительных женского рода после шипящих

Задачи: углубить знания учащихся о функциях мягкого знака;

создать организационные и содержательные условия

для развития у учащихся разных групп УУД.

Оборудование: карточки для индивидуальной

и групповой работы; слайды.









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организа-ционный момент

Слайд №1

У неё нет заглавной буквы. Она не может стоять в начале слова. Она не имеет собственного звука. Может находиться и в середине, и в конце слова

-Ребята, подумайте, о какой букве пойдёт речь,

-Вы правы, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать секреты буквы Ь.

- О букве ы, ведь у неё нет заглавной буквы и нет слов, которые начинаются с буквы ы. - Не согласен, в задании ещё условие - буква не имеет звука, а у буквы ы – звук [ы] - Это либо ь , либо ъ знак, данные буквы не имеют звука. Нужно найти ещё одно условие. - Я нашёл, это буква ь, потому что буква ъ не может стоять в конце слова, а ь может. - Согласен, буква ь не имеет звука, не имеет заглавной буквы, не может стоять в начале слова, но может стоять в середине и в конце слова.

Познавательные (логические)

Дано конкретное задание, направленное на актуализацию знаний. Данное задание побуждает учащихся к активной деятельности: буква ь знак характеризуется учащимися с разных точек зрения, после чего они самостоятельно формулируют вывод. Регулятивные Формируется целеустремлённость, готовность к преодолению трудностей, выделение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить.

II. Актуализация знаний о роли в слове буквы ь.










































































































Выявление уровня знаний у учащихся по теме «Буква мягкий знак» Слайд №2. Тетрадь, пальто, картофель, воробьи.

-Ребята, прочитайте слова, найдите сходство между ними.









- Найдите лишнее слово.







- Ребята, у каждого из вас на парте лежит карточка с таблицей, которую вы в течение урока должны заполнить, но для этого нужны определённые знания -Посмотрите и скажите, какую графу вы можете заполнить? - Опираясь на имеющиеся у вас знания о мягком знаке, впишите слова со слайда в нужные столбики первой графы.

Проверка -Сколько слов вы записали в первый и второй столбики?

















-Ребята, посмотрите на экран, предложите задание. Слайд № 3

7 Я

БЕЛКА" Ь [Й' О]

-Разгадав данные ребусы, вы сможете дополнить один из столбиков новыми словами.

Работа в парах. (Далее идёт проверка данного вида работы).

-Итак, какие же слова у вас получились? - Молодцы, ребята.

- В какой же столбик вы их записали?





-Ребята, сейчас, вспомните всё, что мы знаем о букве ь и попробуйте составить вопросы по данной теме.

Выслушиваются примерные вопросы и ответы ребят.









-Это словарные слова.

-Все слова – имена существительные, так как обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? Что? - Во всех словах есть буква ь знак. - Слово воробьи, это одушевлённое имя существительное, а все остальные – неодушевлённые. - Во всех словах есть буква т, а в данном слове её нет. - Это слово воробьи, все слова имеют форму единственного числа, а слово воробьи стоит в форме множественного числа. - Есть ещё другое отличие: во всех словах буква ь знак указывает на мягкость предшествующих согласных, а в слове воробьи – разделительный ь.

знаю

узнал новое

Ь –

указы - вает на мягкость соглас-ного

Ь разде -лительный знак



-Мы можем заполнить первую графу, потому что это нам известно.





-Три слова в первый и одно во второй.

Буква ь знак

знаю

узнал

новое

Ь –

указы - вает на мягкость соглас -ного

тетрадь пальто карто -фель

Ь разде -

литель -ный

знак

воробьи









-Это ребусы, их нужно разгадать.



- Семь и я получается слово семья.

- У слова белка убираем в конце две буквы, получается бел, дописываем ь – бель, транскрипция [й' о] даёт букву ё, получается слово бельё.







-Во второй, потому что в них ь выполняет роль разделительного знака.

знаю

узнал новое

Ь – указывает на мяг-кость со-гласного тетрадь пальто картофель

Ь разде-лительный знак

воробьи семья бельё



- Какие роли может выполнять ь в слове?

-На что может указывать мягкий ь?

- С каким звуком произносится после разделительного ь буква гласного?

Регулятивные Работают с информацией, в неявном виде, удерживают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока. 1Познавательные 1Проводят классификацию, группируют слова по определённым признакам.

Личностные Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху. Коммуникативные Дети внимательно выслушают ответы одноклассников, условием было не допускать повторов, дети стараются придерживаться данного критерия; корректно исправляют недочёты одноклассников.







































Познавательные Проблемная ситуация: чтобы определить роль ь знака в словах, нужно разгадать ребусы. В процессе выполнения задания дети анализируют, осуществляют поиск, строят логическую цепь рассуждения, доказывают. Личностные В результате выполнения задания формируется способность к самооценке, мотивация достижения, интерес к учебному материалу.

Коммуникативные Работа в парах способствует формированию у учащихся контроля действий партнёра и собственного мнения.



Познавательные Дети строят высказывания в устной форме, выделяют главное, находят и делают выводы

III.Физ -культми –нутка

-Ребята, вы хорошо потрудились, пришло время для отдыха

Проводится зрительная гимнастика (слайд «Летающая бабочка»): физкультминутка на снятие утомляемости



IV. Подведе-ние к теме урока.



Работа в группах. Задание «ловушка». У каждой группы учащихся карточка с текстом. Карточка №2 Колючий ёж убежал в лесную глушь. Трубач играет марш. Насту -пила полночь. Мы купили дорогую вещь. Он примерил новый плащ. Маме подарили красивую брошь. Учитель: - Подчеркните имена существительные. Проверка. (Идёт сравнение работы по группам). - Что объединяет эти слова? - Обсудите в группе, как можно сформулировать новую тему. Выслушиваются все версии ответов.





















Колючий ёж убежал в лесную глушь. Трубач играет марш. Наступила полночь. Мы купили дорогую вещь. Он примерил новый плащ. Маме подарили красивую брошь.



-Шипящий звук на конце слова.

-Мы заметили, что мягкий знак написан в конце существительного.

-Мы хотим продолжить: все существительные оканчиваются на шипящий звук.

-Однако не у каждого существительного в конце стоит мягкий знак.

Дети приходят к выводу, что будут работать над темой:

Правописание мягкого знака в конце имени существительного после шипящего.

Личностные Отвечая, дети понимают причину своего успеха в учении. Коммуникативные Учащиеся контролируют ответы одноклассников, учатся владению речью. Познавательные Дети осуществляют поиск нужной информации (имён существительных), проводят сравнение (все имена существительные оканчиваются на шипящий, но не у всех написан в конце мягкий знак). Коммуникативные В ходе выполнения задания учащиеся должны взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. При этом у них формируются следующие умения: учитывать разные мнения; стремиться к координации; формулировать собственное мнение; договариваться, приходить к общему решению, быть корректным в высказываниях. Личностные Обсуждение проблемы способствует развитию интереса к новому учебному материалу; эмпатии – пониманию чувств других; усвоению основных моральных норм поведения.

IV. Формирование проблемного вопроса.

- Можете ли вы ответить на вопрос: когда нужно писать букву ь в конце существительного после шипящего звука? - Какая проблема возникла перед нами?



- Нет, этого мы не знаем.



- Когда после шипящего в конце существительного пишется буква ь.



Познавательные Учитель организует такую ситуацию, при которой дети самостоятельно формулируют проблемный вопрос, что вызывает интерес у учащихся к познанию нового материала, к поиску путей разрешения данной проблемы.

V. Решение проблемного вопроса.















































Продолжим исследование, записанных существительных. Попробуйте найти различие и распределить существительные по группам. - Пожалуйста, распределите данные слова по группам Слайд № 4 Мелоч., ключ., плющ., помощ..

- Ещё раз вернитесь к словам карточки №2, подумайте и постарайтесь найти признак, от которого зависит правописание m знака в существительных после шипящих.

- Запишите каждый

во вторую графу таблицы слова, распределив их по родам.

-Допишите слова со слайда.





- Ребята, сейчас вы можете ответить на воп-рос: когда пишется после шипящего в конце су-ществительного буква ь? - На что же указывает в данных существительных мягкий знак. Организация работы с правилом.

Работа проходит в группах. Выслушиваются мнение представителей каждой группы.

- В одну группу выписываем слова с буквой ь. а в другую слова без мягкого знака.









- Это нам неизвестно.



Учащиеся после обсуждения в группах приходят к одному мнению: написание мягкого знака в конце имён существительных после шипящих зависит от формы рода.

знаю

узнал новое

Ь –

указы- вает на мяг-кость соглас-ного тетрадь пальто карто-фель

Ь разде-

литель-ный знак

воробьи семья бельё

ж.р.



глушь ночь вещь дрожьмелочьпо-мощь

м.р.



ёж трубач марш плющ ключ

- У существительных женского рода.





- На форму женского рода.

Дети читают правило, идёт анализ информации, сравнение с теми выводами, к которым дети пришли самостоятельно, путём поиска.

Учащимся нужно найти признак, по которому можно распределить слова по группам. Дети строят рассуждения об объекте (именах существительных на шипящий, их правописание). Коммуникативные Терпеливо выслушивают мнение партнёров, высказывают свою точку зрения. строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.















Познавательные На развитие данных УУД направлена работа с правилом, ребята ещё раз подтверждают верность своих окончательных выводов. Личностные Ситуация успеха вызывает мотивацию к учёбе ( ребята убеждаются в истинности своих выводов, что мотивирует их на успех).



VI. Первич-ное закрепле-ние.

Самостоя-тельная работа.































VII. Рефлексия.

Задание по выбору.

- Самостоятельно прочитайте задание к упражнению 143.

- Вызывает ли оно у вас затруднение?

(Если в классе есть дети, которые затрудняются в выполнении данного задания, то учитель индивидуально помогает им.) Проверка. -На что вы обращали внимание, когда выполняли эту работу? - Допишите слово во второй столбик.



















Слайд № 5.

1. Образовать от данных слов имена существительные, оканчивающиеся на шипящий

Плакать, ночной, сторожить, гуашевый, сильный, маленький.

2. Дописать, где нужно

букву ь знак.

Мыш., ткач., кирпич., лож., богач., молодёж..





- Нет.









- На шипящий в конце существительного и на мягкий знак.

- Слова с мягким знаком после шипящих – это существительные женского рода, без мягкого знака – существительные мужского рода.

ж.р. м.р.

мышь богач речь багаж

ночь ковш

дрожь малыш

ложь ( крепыш, луч, грач …)

Дети предлагают разные варианты, ошибки корректно исправляются одноклассниками.







Проверяются оба задания, некоторые дети выполнили и первое, и второе задание.

Учащиеся комментируют выполнение работы.

м.р. ж.р. м.р. ж.р. м.р. м.р. Плач, ночь, сторож, гуашь, силач, .малыш.

ж.р. м.р. м.р. м.р. м.р. ж.р. Мышь, ткач, кирпич, ложь, богач, молодёжь.

Познавательные При организации самостоятельной работы у учащихся появляется возможность проверить себя и проверить правильность выполнения задания одноклассниками. Дети применяют полученную информацию на практике. Регулятивные Дети учитывают ориентиры учебной задачи (женский род –пишем ь знак, мужской род – не пишем), осуществляют контроль и самоконтроль. Познавательные Учитель организует применение только что полученных знаний в самых разных ситуациях : классификация по группам, дополнение одной из групп словами, словообразование. Дети строят высказывания в устной форме, рассуждают, анализируют задание, выделяют главное (правописание существительных на шипящий зависит от формы рода). Личностные Осознают качество и уровень усвоения.















VIII. Итог урока.









- Ребята, посмотрите на схему и расскажите всё, что вы знаете о букве ь.



- Буква ь знак может выполнять три роли.

- Первая роль – показатель мягкости предшествующего согласного звука.

- Буква ь знак может выполнять роль разделительного знака.

- При этом следующий за ним гласный обозначает два звука.

- Сегодня мы узнали, что ь знак в конце имён существительных после шипящей указывает на форму женского рода.



Регулятивные Выполняют учебные действия в речи (учатся ставить вопросы по теме, работать со схемой).



IX. Домашнее задание









- Оценка работы (класса, учащихся, включая самооцен-ку учащими-ся)

Рабочая тетрадь, стр. 41 Упр. 76 Запиши свои примеры: 1) существительных мужского рода с шипящими на конце; 2) существительных женского рода с шипящими на конце).

- Молодцы, ребята! Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. -Перед вами лист самоанализа, отметьте те варианты, которые подходят тебе и вложите его в тетрадь.

Дети читают задание, объясняют ход его выполнения.



















Самоанализ: 1. Я усвоил понятия о всех трёх ролях ь. 2. Я не понял, когда пишется буква ь в существительных после шипящих 3 Я понял, когда пишется буква ь в существительных после шипящих



















Регулятивные

Умение контролировать свою деятельность по результатам;

Умение адекватно понимать оценку взрослого.















Список литературы

Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров», 2009

Яковлева С.Г. Тетрадь по русскому языку № 2 для 2 класса/ под редакцией Нечаевой Н.В. – Самара: Издательство: «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров», 2009

Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык 2 класс» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров», 2008

Ванцян А.Г., Нечаева Н.В., Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г.

Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова – Самара: Издательство; «Учебная литература»: Издательский дом Фёдоров», 2010

Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Москва: «Просвещение» 2010

Кондаков А.М., Кезина Л.П. Примерные программы по учебным предметам.

Начальная школа. В 2 ч. – 4 –е изд. – М.: Просвещение , 2010





Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку русского языка»

Что это за буква? 1.У неё нет заглавной буквы. 2. Она не может стоять в начале слова. 3. Она не имеет собственного звука. 4. Может находиться и в середине, и в конце слова

Что это за буква?

1.У неё нет заглавной буквы.

2. Она не может стоять в начале слова.

3. Она не имеет собственного звука.

4. Может находиться и в середине, и в конце слова

Найдите общие признаки данных слов  Тетрадь,  пальто,  картофель,  воробьи .

Найдите общие признаки данных слов

Тетрадь,

пальто,

картофель,

воробьи .

Предложите задание 7 Я семья бельё БЕЛКА

Предложите задание

7 Я

  • семья
  • бельё

БЕЛКА " Ь [Й' О]

М.Р. буква ь знак не пишется Ж.Р.  пишется  с буквой ь знак ключ  плющ   мелоч ь  помощ ь

М.Р.

буква ь знак не пишется

Ж.Р.

пишется с буквой ь знак

  • ключ
  • плющ

  • мелоч ь
  • помощ ь

Образовать от данных слов имена существительные, оканчивающиеся на шипящий  Дописать, где нужно  букву ь знак.
  • Образовать от данных слов имена существительные, оканчивающиеся на шипящий
  • Дописать, где нужно

букву ь знак.

  • Плакать, ночной, сторожить, гуашевый, сильный, маленький.

  • Мыш., ткач., кирпич., лож., богач., молодёж..
.  Плач, ночь, сторож, гуашь, силач, . малыш . Мышь, ткач, кирпич, ложь, богач, молодёжь .

. Плач, ночь, сторож, гуашь, силач, . малыш .

Мышь, ткач, кирпич, ложь, богач, молодёжь .

Ь  Показатель мягкости Разделительный Указывает на форму рода [й' .]

Ь

Показатель мягкости

Разделительный

Указывает на форму рода

[й' .]


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание буквы ь после шипящего в конце имён существительных. Презентация урока

Автор: Кравец Надежда Павловна

Дата: 09.11.2014

Номер свидетельства: 128825

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода" "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-shipiashchikh-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-zhienskogho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "198015"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428339185"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Итоговый урок – путешествие по зимнему лесу:      « Имя существительное». "
    ["seo_title"] => string(75) "itoghovyi-urok-putieshiestviie-po-zimniemu-liesu-imia-sushchiestvitiel-noie"
    ["file_id"] => string(6) "174134"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424093639"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Русский  язык  в 3 классе. Конспект урока"
    ["seo_title"] => string(35) "russkiiiazykv3klassiekonspiekturoka"
    ["file_id"] => string(6) "286207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454311942"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Презентация к уроку-игре "Прогулка по городу Наречие" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-ighrie-proghulka-po-ghorodu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109989"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1405348429"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок-игра "Путешествие по городу  Наречие" "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-ighra-putieshiestviie-po-ghorodu-nariechiie"
    ["file_id"] => string(6) "109984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405343311"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства