II. Актуализация знаний о роли в слове буквы ь.
| Выявление уровня знаний у учащихся по теме «Буква мягкий знак» Слайд №2. Тетрадь, пальто, картофель, воробьи. -Ребята, прочитайте слова, найдите сходство между ними.
- Найдите лишнее слово.
- Ребята, у каждого из вас на парте лежит карточка с таблицей, которую вы в течение урока должны заполнить, но для этого нужны определённые знания -Посмотрите и скажите, какую графу вы можете заполнить? - Опираясь на имеющиеся у вас знания о мягком знаке, впишите слова со слайда в нужные столбики первой графы. Проверка -Сколько слов вы записали в первый и второй столбики?
-Ребята, посмотрите на экран, предложите задание. Слайд № 3 7 Я БЕЛКА" Ь [Й' О] -Разгадав данные ребусы, вы сможете дополнить один из столбиков новыми словами. Работа в парах. (Далее идёт проверка данного вида работы). -Итак, какие же слова у вас получились? - Молодцы, ребята. - В какой же столбик вы их записали?
-Ребята, сейчас, вспомните всё, что мы знаем о букве ь и попробуйте составить вопросы по данной теме. Выслушиваются примерные вопросы и ответы ребят. |
-Это словарные слова. -Все слова – имена существительные, так как обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? Что? - Во всех словах есть буква ь знак. - Слово воробьи, это одушевлённое имя существительное, а все остальные – неодушевлённые. - Во всех словах есть буква т, а в данном слове её нет. - Это слово воробьи, все слова имеют форму единственного числа, а слово воробьи стоит в форме множественного числа. - Есть ещё другое отличие: во всех словах буква ь знак указывает на мягкость предшествующих согласных, а в слове воробьи – разделительный ь. знаю | узнал новое | Ь – указы - вает на мягкость соглас-ного | Ь разде -лительный знак | | | -Мы можем заполнить первую графу, потому что это нам известно.
-Три слова в первый и одно во второй. Буква ь знак знаю | узнал новое | Ь – указы - вает на мягкость соглас -ного тетрадь пальто карто -фель | Ь разде - литель -ный знак воробьи | | |
-Это ребусы, их нужно разгадать.
- Семь и я получается слово семья. - У слова белка убираем в конце две буквы, получается бел, дописываем ь – бель, транскрипция [й' о] даёт букву ё, получается слово бельё.
-Во второй, потому что в них ь выполняет роль разделительного знака. знаю | узнал новое | Ь – указывает на мяг-кость со-гласного тетрадь пальто картофель | Ь разде-лительный знак воробьи семья бельё | | | - Какие роли может выполнять ь в слове? -На что может указывать мягкий ь? - С каким звуком произносится после разделительного ь буква гласного? | Регулятивные Работают с информацией, в неявном виде, удерживают и сохраняют учебную задачу на данном этапе урока. 1Познавательные 1Проводят классификацию, группируют слова по определённым признакам. Личностные Учащиеся мотивированы на достижение цели, что приведёт их к успеху. Коммуникативные Дети внимательно выслушают ответы одноклассников, условием было не допускать повторов, дети стараются придерживаться данного критерия; корректно исправляют недочёты одноклассников.
Познавательные Проблемная ситуация: чтобы определить роль ь знака в словах, нужно разгадать ребусы. В процессе выполнения задания дети анализируют, осуществляют поиск, строят логическую цепь рассуждения, доказывают. Личностные В результате выполнения задания формируется способность к самооценке, мотивация достижения, интерес к учебному материалу. Коммуникативные Работа в парах способствует формированию у учащихся контроля действий партнёра и собственного мнения.
Познавательные Дети строят высказывания в устной форме, выделяют главное, находят и делают выводы |