kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Русский язык в 3 классе. Конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание существительных с шипящей на конце.

Цель: научатся определять существительные с шипящей на конце слова, отработают умение писать мягкий знак в существительных с шипящей  на конце слова.

 - создать условия для формирования умения писать Ь в именах существительных с шипящими на конце.

 - способствовать развитию внимания, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 - содействовать воспитанию умения работать самостоятельно, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: Личностно - ориентированный план работы учащегося, лист самооценки,  критерии самооценки, презентация к уроку, задания по теме.

Ход урока

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать.

-Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока.

 - Откройте рабочие тетради, положите уголком, запишите дату.

- Оценивать свою работу будем в личностно - ориентированном плане.

1.Актуализация знаний.

- Что может объединять  данные слова?

Горячий стул по теме существительное (дети готовят серию вопросов, 3 ученика отвечают у доски

                                                  Прием « Верные и неверные  утверждения»

  1. Имя существительное обозначает предмет, явление, событие, действие________
  2. Существительные изменяются по родам__________________
  3. Существительные имеют постоянный род_________________
  4. Существительное женского рода определяется (он мой)____________
  5. Здесь записаны существительные женского рода: дверь, дорожка, вещь, ночь, рожь, мяч_______________________________
  6. Существительные мужского рода определяются (он мой) ________________
  7. Здесь записаны существительные мужского рода: свет, день, трубач, грач, гараж, плащ__________________________________
  8. Здесь записаны существительные мужского и женского рода с шипящей на конце слова: грач, врач, печь, дочь, ложь, плач __________________________

 

     2.Минутка чистописания.

Ж, ш, ч, щ.

Что вы можете сказать о звуках, которые обозначаются этими буквами?

 3. Словарная работа:

Портфель, тетрадь, альбом,

Обезьяна, соловьи,     муравьи.

- Выделите орфограммы, определите, что общего у этих слов, чем различаются? (ь)

       Пословица:

Хорошую речь хорошо слушать. Ученье – луч света, а неученье – тьма.

 - Как вы понимаете эти пословицы?

 - Какое слово встретилось с мягким знаком, но не разделительным и не обозначающем мягкость?

Прочитайте тему урока в плане.

Какую цель на урок вы себе поставите.

Познакомьте нас со своей целью.

Я желаю вам достичь своих целей на данном уроке.

4.Работа над новой темой

       Инсценировка

Жили-были три рода: Мужской, Средний и Женский. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить ь среди шипящих согласных ш,щ,ч,ж. И тогда Средний род сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите ь Женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду ь. С тех пор на конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Составление алгоритма

Давайте составим алгоритм написания Ь в им. сущ. после шипящих, для этого поработаем в группах

С каким настроением вы поработали?

5.ФИЗМИНУТКА

Теперь проведём физминутку. Встали. Если я называю слово женского рода вы приседаете, если мужского вы подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.

Ёж, мышь, грач, малыш, речь, ночь, печь, ералаш, борщ, вещь.

Продолжаем работу.

 Уровень 1.

Запиши слова в два столбика.

ж. р.       м. р.

1-2 группа

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, рожь.

3-4 группа

Обруч, тишь, циркач, мышь, чертёж, ландыш, молодёжь, полночь.

Остановили работу, отметили настроение, проверьте в парах, оцените.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 - 2 ошибки

«3» - 3 - 4 ошибки

Кто получил оценки 5, 4?

Какие были затруднения?

Что можете посоветовать этим детям?

Уровень 2. Работа с текстом.

1)Определить на слух существительные с шипящей на конце слова.

2)Распределить в два столбика  (ж.р., м.р.)

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь.

     Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять  карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж

Какие были затруднения?

Что можете посоветовать?

     Уровень 3. Словарно- логическое упражнение.( на слайде картинки предметов) – Назовите предметы, но только используя существительные с шипящей на конце.

Уровень 4. Составить предложения, выполнить синтаксический разбор.

                         1 группа

по, малыш(?),берегу, реки, бегал.

                         2 группа

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

                         3 группа

плащ(?), от, защитил, меня, дождя.

                         4 группа

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

       Какие были затруднения?

Что можете посоветовать?

Какую цель ставили на урок? Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

Проверочный графический диктант.

Борщ, лещ, мелочь, луч, чиж,

пейзаж, полночь, ключ, ложь,

вещь, дочь.

- + - + - + + +

Проверьте и оцените себя по ключу.

Кто выполнил задания 1, 2 уровней?

Кто справился с заданием 3 уровня?

Посмотрите, сколько у вас улыбок и какие оценки вы получили за урок.

Какое настроение было преобладающим на уроке?

Довольны ли вы своей работой? Достигли ли вы поставленной цели?

Что пока не удалось?

Запишите себе домашнее задание.

Весь материал - смотрите документ.

6.Рефлексия (лестница успеха) « Мое место на уроке»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык в 3 классе. Конспект урока»

Тема: Правописание существительных с шипящей на конце.

Берникова Оксана Владимировна

учитель начальных классов

Аккольской средней школы №2

Акмолинской области

Цель: научатся определять существительные с шипящей на конце слова, отработают умение писать мягкий знак в существительных с шипящей на конце слова.

 - создать условия для формирования умения писать Ь в именах существительных с шипящими на конце.

 - способствовать развитию внимания, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 - содействовать воспитанию умения работать самостоятельно, формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Оборудование: Личностно - ориентированный план работы учащегося, лист самооценки, критерии самооценки, презентация к уроку, задания по теме.

Ход урока

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать.

-Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока.

 - Откройте рабочие тетради, положите уголком, запишите дату.

- Оценивать свою работу будем в личностно - ориентированном плане.

1.Актуализация знаний.

- Что может объединять данные слова?

Горячий стул по теме существительное (дети готовят серию вопросов, 3 ученика отвечают у доски

Прием « Верные и неверные утверждения»

  1. Имя существительное обозначает предмет, явление, событие, действие________

  2. Существительные изменяются по родам__________________

  3. Существительные имеют постоянный род_________________

  4. Существительное женского рода определяется (он мой)____________

  5. Здесь записаны существительные женского рода: дверь, дорожка, вещь, ночь, рожь, мяч_______________________________

  6. Существительные мужского рода определяются (он мой) ________________

  7. Здесь записаны существительные мужского рода: свет, день, трубач, грач, гараж, плащ__________________________________

  8. Здесь записаны существительные мужского и женского рода с шипящей на конце слова: грач, врач, печь, дочь, ложь, плач __________________________



2.Минутка чистописания.

Ж, ш, ч, щ.

Что вы можете сказать о звуках, которые обозначаются этими буквами?

 3. Словарная работа:

Портфель, тетрадь, альбом,

Обезьяна, соловьи, муравьи.

- Выделите орфограммы, определите , что общего у этих слов, чем различаются? (ь)

Пословица:

Хорошую речь хорошо слушать. Ученье – луч света, а неученье – тьма.

 - Как вы понимаете эти пословицы?

 - Какое слово встретилось с мягким знаком, но не разделительным и не обозначающем мягкость?

Прочитайте тему урока в плане.

Какую цель на урок вы себе поставите.

Познакомьте нас со своей целью.

Я желаю вам достичь своих целей на данном уроке.

4.Работа над новой темой

Инсценировка

Жили-были три рода: Мужской, Средний и Женский. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить ь среди шипящих согласных ш,щ,ч,ж. И тогда Средний род сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите ь Женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду ь. С тех пор на конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.

Так запомним — род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой.

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

Составление алгоритма

Давайте составим алгоритм написания Ь в им. сущ. после шипящих, для этого поработаем в группах

С каким настроением вы поработали?

5.ФИЗМИНУТКА

Теперь проведём физминутку. Встали. Если я называю слово женского рода вы приседаете, если мужского вы подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.

Ёж, мышь, грач, малыш, речь, ночь, печь, ералаш, борщ, вещь.

Продолжаем работу.

 Уровень 1.

Запиши слова в два столбика.

ж. р.       м. р.

1-2 группа

Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, рожь.

3-4 группа

Обруч, тишь, циркач, мышь, чертёж, ландыш, молодёжь, полночь.

Остановили работу, отметили настроение, проверьте в парах, оцените.

«5» - нет ошибок

«4» - 1 - 2 ошибки

«3» - 3 - 4 ошибки

Кто получил оценки 5, 4?

Какие были затруднения?

Что можете посоветовать этим детям?

Уровень 2. Работа с текстом.

  1. Определить на слух существительные с шипящей на конце слова.

  2. Распределить в два столбика (ж.р., м.р.)

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь.

Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж

Какие были затруднения?

Что можете посоветовать?

Уровень 3. Словарно- логическое упражнение.( на слайде картинки предметов) – Назовите предметы, но только используя существительные с шипящей на конце.

Уровень 4. Составить предложения, выполнить синтаксический разбор.

1 группа

по, малыш(?),берегу, реки, бегал.

2 группа

холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.

3 группа

плащ(?), от, защитил, меня, дождя.

4 группа

отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Какие были затруднения?

Что можете посоветовать?

Какую цель ставили на урок? Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

Проверочный графический диктант.

Борщ, лещ, мелочь, луч, чиж,

пейзаж, полночь, ключ, ложь,

вещь, дочь.

- - + - - - + - + + +

Проверьте и оцените себя по ключу.

Кто выполнил задания 1, 2 уровней?

Кто справился с заданием 3 уровня?

Посмотрите, сколько у вас улыбок и какие оценки вы получили за урок.

Какое настроение было преобладающим на уроке?

Довольны ли вы своей работой? Достигли ли вы поставленной цели?

Что пока не удалось?

Запишите себе домашнее задание.

Весь материал - смотрите документ.

6.Рефлексия (лестница успеха) « Мое место на уроке»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Русский язык в 3 классе. Конспект урока

Автор: Берникова Оксана Владимировна

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286207

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока:  «Правописание гласных а-о в корнях с чередованием -лаг-, -лож-, -раст-, -ращ- (-рос-)»."
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-pravopisaniie-ghlasnykh-a-o-v-korniakh-s-chieriedovaniiem-lagh-lozh-rast-rashch-ros"
    ["file_id"] => string(6) "156437"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421422860"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Конспект урока русского языка, презентация для урока..." "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-priezientatsiia-dlia-uroka-2"
    ["file_id"] => string(6) "130575"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415943910"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "конспект урока по русской грамоте "Звук и буква Юю" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-russkoi-ghramotie-zvuk-i-bukva-iuiu"
    ["file_id"] => string(6) "165575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422817319"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа по русскому языку 11 класс "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112641"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408797262"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Исследовательская работа "Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5–9-х классов" "
    ["seo_title"] => string(179) "issliedovatiel-skaia-rabota-ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-russkogho-iazyka-kak-odin-iz-sposobov-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-5-9-kh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "192130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427425336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства