Тема: Правописание существительных с шипящей на конце.
Цель: научатся определять существительные с шипящей на конце слова, отработают умение писать мягкий знак в существительных с шипящей на конце слова.
- создать условия для формирования умения писать Ь в именах существительных с шипящими на конце.
- способствовать развитию внимания, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- содействовать воспитанию умения работать самостоятельно, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: Личностно - ориентированный план работы учащегося, лист самооценки, критерии самооценки, презентация к уроку, задания по теме.
Ход урока
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
-Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока.
Существительные мужского рода определяются (он мой) ________________
Здесь записаны существительные мужского рода: свет, день, трубач, грач, гараж, плащ__________________________________
Здесь записаны существительные мужского и женского рода с шипящей на конце слова: грач, врач, печь, дочь, ложь, плач __________________________
2.Минутка чистописания.
Ж, ш, ч, щ.
Что вы можете сказать о звуках, которые обозначаются этими буквами?
3. Словарная работа:
Портфель, тетрадь, альбом,
Обезьяна, соловьи, муравьи.
- Выделите орфограммы, определите, что общего у этих слов, чем различаются? (ь)
Пословица:
Хорошую речь хорошо слушать.Ученье – луч света, а неученье – тьма.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Какое слово встретилось с мягким знаком, но не разделительным и не обозначающем мягкость?
Прочитайте тему урока в плане.
Какую цель на урок вы себе поставите.
Познакомьте нас со своей целью.
Я желаю вам достичь своих целей на данном уроке.
4.Работа над новой темой
Инсценировка
Жили-были три рода: Мужской, Средний и Женский. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить ь среди шипящих согласных ш,щ,ч,ж. И тогда Средний род сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите ь Женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду ь. С тех пор на конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.
Так запомним — род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род — наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.
Составление алгоритма
Давайте составим алгоритм написания Ь в им. сущ. после шипящих, для этого поработаем в группах
С каким настроением вы поработали?
5.ФИЗМИНУТКА
Теперь проведём физминутку. Встали. Если я называю слово женского рода вы приседаете, если мужского вы подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.
Остановили работу, отметили настроение, проверьте в парах, оцените.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 - 2 ошибки
«3» - 3 - 4 ошибки
Кто получил оценки 5, 4?
Какие были затруднения?
Что можете посоветовать этим детям?
Уровень 2. Работа с текстом.
1)Определить на слух существительные с шипящей на конце слова.
2)Распределить в два столбика (ж.р., м.р.)
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь.
Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж
Какие были затруднения?
Что можете посоветовать?
Уровень 3. Словарно- логическое упражнение.( на слайде картинки предметов) – Назовите предметы, но только используя существительные с шипящей на конце.
Уровень 4. Составить предложения, выполнить синтаксический разбор.
1 группа
по, малыш(?),берегу, реки, бегал.
2 группа
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
3 группа
плащ(?), от, защитил, меня, дождя.
4 группа
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
Какие были затруднения?
Что можете посоветовать?
Какую цель ставили на урок? Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.
Проверочный графический диктант.
Борщ, лещ, мелочь, луч, чиж,
пейзаж, полночь, ключ, ложь,
вещь, дочь.
- + - + - + + +
Проверьте и оцените себя по ключу.
Кто выполнил задания 1, 2 уровней?
Кто справился с заданием 3 уровня?
Посмотрите, сколько у вас улыбок и какие оценки вы получили за урок.
Какое настроение было преобладающим на уроке?
Довольны ли вы своей работой? Достигли ли вы поставленной цели?
Что пока не удалось?
Запишите себе домашнее задание.
Весь материал - смотрите документ.
6.Рефлексия (лестница успеха) « Мое место на уроке»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русский язык в 3 классе. Конспект урока»
Тема: Правописание существительных с шипящей на конце.
Берникова Оксана Владимировна
учитель начальных классов
Аккольской средней школы №2
Акмолинской области
Цель: научатся определять существительные с шипящей на конце слова, отработают умение писать мягкий знак в существительных с шипящей на конце слова.
- создать условия для формирования умения писать Ь в именах существительных с шипящими на конце.
- способствовать развитию внимания, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- содействовать воспитанию умения работать самостоятельно, формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: Личностно - ориентированный план работы учащегося, лист самооценки, критерии самооценки, презентация к уроку, задания по теме.
Ход урока
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы
Будем думать, отвечать
И друг другу помогать.
-Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех» станет девизом нашего урока.
Существительные мужского рода определяются (он мой) ________________
Здесь записаны существительные мужского рода: свет, день, трубач, грач, гараж, плащ__________________________________
Здесь записаны существительные мужского и женского рода с шипящей на конце слова: грач, врач, печь, дочь, ложь, плач __________________________
2.Минутка чистописания.
Ж, ш, ч, щ.
Что вы можете сказать о звуках, которые обозначаются этими буквами?
3. Словарная работа:
Портфель, тетрадь, альбом,
Обезьяна, соловьи, муравьи.
- Выделите орфограммы, определите , что общего у этих слов, чем различаются? (ь)
Пословица:
Хорошую речь хорошо слушать.Ученье – луч света, а неученье – тьма.
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Какое слово встретилось с мягким знаком, но не разделительным и не обозначающем мягкость?
Прочитайте тему урока в плане.
Какую цель на урок вы себе поставите.
Познакомьте нас со своей целью.
Я желаю вам достичь своих целей на данном уроке.
4.Работа над новой темой
Инсценировка
Жили-были три рода: Мужской, Средний и Женский. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить ь среди шипящих согласных ш,щ,ч,ж. И тогда Средний род сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите ь Женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду ь. С тех пор на конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.
Так запомним — род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой.
Женский род — наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.
Составление алгоритма
Давайте составим алгоритм написания Ь в им. сущ. после шипящих, для этого поработаем в группах
С каким настроением вы поработали?
5.ФИЗМИНУТКА
Теперь проведём физминутку. Встали. Если я называю слово женского рода вы приседаете, если мужского вы подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.
Остановили работу, отметили настроение, проверьте в парах, оцените.
«5» - нет ошибок
«4» - 1 - 2 ошибки
«3» - 3 - 4 ошибки
Кто получил оценки 5, 4?
Какие были затруднения?
Что можете посоветовать этим детям?
Уровень 2. Работа с текстом.
Определить на слух существительные с шипящей на конце слова.
Распределить в два столбика (ж.р., м.р.)
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь.
Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж
Какие были затруднения?
Что можете посоветовать?
Уровень 3. Словарно- логическое упражнение.( на слайде картинки предметов) – Назовите предметы, но только используя существительные с шипящей на конце.
Уровень 4. Составить предложения, выполнить синтаксический разбор.
1 группа
по, малыш(?),берегу, реки, бегал.
2 группа
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
3 группа
плащ(?), от, защитил, меня, дождя.
4 группа
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
Какие были затруднения?
Что можете посоветовать?
Какую цель ставили на урок? Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.
Проверочный графический диктант.
Борщ, лещ, мелочь, луч, чиж,
пейзаж, полночь, ключ, ложь,
вещь, дочь.
- - + - - - + - + + +
Проверьте и оцените себя по ключу.
Кто выполнил задания 1, 2 уровней?
Кто справился с заданием 3 уровня?
Посмотрите, сколько у вас улыбок и какие оценки вы получили за урок.
Какое настроение было преобладающим на уроке?
Довольны ли вы своей работой? Достигли ли вы поставленной цели?
Что пока не удалось?
Запишите себе домашнее задание.
Весь материал - смотрите документ.
6.Рефлексия (лестница успеха) « Мое место на уроке»