ОС «Школа 2100». 3 класс.
Урок русского языка по теме
Правописание букв безударных гласных в приставках
Урок проведен в технологии деятельностного метода
Тип урока: ОНЗ
Цели и задачи урока:
– развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;
– формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.
Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Методы обучения:
Проблемные; частично-поисковые; наглядные.
Средства обучения:
1.ИКТ.Презентация по теме.
2.Карточки (тест).
Оборудование:
1.Тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка;
2.Учебник «Русский язык» для 3 класса – авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.;
3.М/м проектор.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока Слайд 2
« Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)
- Почему сегодня у нас такой девиз?
- А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)
- Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)
- А вы хотите стать сильнее? (Да)
- Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи!
- Вы угадали , сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага
учебной деятельности:
I шаг II шаг
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.
- Повторять будем всё подряд?
- Нет, только то, что нам необходимо. ( дом. задание)
Минутка чистописания.
Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число, кл. раб. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)
Обратите внимание на экран. Внимательно посмотрите на слоговое поле и найдите буквосочетание, которое встречается в каждой строчке этого поля? ( на)
Пропишите сочетание на 3 раза на следующей строчке в тетради. Подчеркните простым карандашом лучшее на ваш взгляд сочетание.
- Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка).
- Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? (приставку)
Поработаем в парах.
-У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке?
-На доске работают…….(пара)
проверка с доской и экраном. Какие умения мы формировали?
| | |
Приставка это часть …………. Приставка стоит ….. Приставка служит для …….. ..Со словами пишется | | |
На доске запись: Д.л.тел, з.б.жал, н.дп.сал, .бл.скал.
Прочитайте слова. Чем похожи эти слова? (это глаголы)
. Поставьте ударение в каждом слове. Подчеркните все гласные в безударных слогах.
-В какой части слова находятся эти безударные гласные? ( в корне) Докажите правописание этих безударных гласных?
Все ли безударные гласные вы нашли?
А как же быть с безударной гласной в приставке слова?
Это проблему нам необходимо сегодня с вами решить.
Сейчас мы выступим в роли исследователей. У каждого на парте карточки с заданием. Для того, чтобы оно было выполнено успешно, объединимся в группы.
ЗАДАНИЕ на экране и на карточках.
Каждая группа исследует три слова.(упр.147)
Каждая группа сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.
– Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)
Заполним вторую колонку в нашей таблице?
| | |
Приставка это часть слова Приставка стоит перед корнем Служит для образования новых слов Со словами пишется слитно | Как проверить безударную гласную в приставке? | |
- Давайте определим цели нашего урока? (поочередно прикрепить на доску карточки)
1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке.
2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.
- А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
2. Изучение нового материала
а) Работа по учебнику.
— Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?
- У кого есть какие предложения?
- Как проверить наши предположения?
1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148.(у доски 2 ученика)
Наблюдение ведётся в ходе записи:
записал запись
доделал досыта
надписал надпись и т.д.
-Что общего между приставками под ударением и безударными? ( они одинаковые)
- Какой вывод можем сделать? (приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково)
4. Физкультминутка.
Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с.123.
Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)
- Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ.
- Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить)
— Как? (Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).
— Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет).
- На данном этапе урока, какую цель достигли. (Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).
-Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).
- Когда мы с вами составляем алгоритм? (Когда знакомимся с новым правилом)
- Для чего мы его составляем? (Чтобы правильно писать слова на новое правило)
- Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.
в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.
— С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?
- Прочитать слово
- Поставить ударение
- Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.
- Что это значит? (Выделить в слове его части).
- Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.
- Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово-шаблон, или посмотреть в интернете
- Записать слово.
- Подчеркнуть безударную гласную в приставке.
- Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?
- Какую цель достигли на этом этапе?
Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы
| | |
Приставка это часть слова Приставка стоит перед корнем Служит для образования новых слов Со словами пишется слитно | Как проверить безударную гласную в приставке? | Подобрать родств слово Запомнить Обратиться к словарю Использовать слово-шаблон Интернет |
Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения.
Запишите предложение самостоятельно.
Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать?
о
а
Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы!
-Почему остались пустые стрелочки? (Не все приставки записали)
(дети, у которых лежат на партах приставки, прикрепляют их на схему)
- Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете?
-И снова остались пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем. Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках.
3. Первичное закрепление
а) Проверка написания слов, записанных на доске. Д.л.тел, з.б.жал, н.дп.сал, .бл.скал.
- Теперь мы получили новые знания. Давайте проверим, правильно ли мы написали безударные гласные в приставах? (Объясняют устно правописание приставок и исправляют ошибки).
б) Игра “Хлоп - топ ”.
— Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.
Корень- это главная часть речи
Корень- это главная часть слова
Приставка всегда пишется слитно со словом
Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно
Приставка может стоять после корня
Приставка всегда стоит перед корнем
Безударные гласные бывают только в корне. (топ).
Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).
— Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).
В слове замок есть приставка –за
В слове записка есть приставка –за
Выборочная запись слов с изученной орфограммой.(2 ученика у доски)
– выпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. КАРТОЧКИ
Станем думать и гадать, З.звенела птичья трель,
Как нам сосны с.считать; З.кружилась карусель.
Как ни думай, ни гадай, Раз, два, три, четыре, пять,
Только нас д.гоняй. Вышел зайчик п.гулять.
ОСТАЛЬНЫЕ РАБОТАЮТ В Р.Т.с.24 №3,4
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Итог урока
- Давайте вспомним цели нашего урока.(открыть на экране)
- Достигли мы поставленных целей?
- Где можно использовать эти знания?( - Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило)
Самооценка .
5. Рефлексия
На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.
— Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.
(Ты молодец! Так держать!)
— Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)
— Если ничего не получилось, то звёздочка серая. (Я верю в тебя!)
- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.
Домашнее задание:
Спасибо за урок!
- Как отличить приставку от предлога?
ФИЗМИНУТКА:
Игра « Да, нет»
Хлопни и присядь разок,
Если в слове есть предлог.
А приставку услыхали.
Хорошо её назвали.
- Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить, за окном.