ОБОРУДОВАНИЕ: Учебные материалы. Учебник «Русский язык. 2 класс»
(авт. М.С. Соловейчик); карточки с заданиями.
ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. На доске записано предложение. Подсчитайте: сколько в нем орфограмм, какой орфограммы больше? Над этой орфограммой мы сегодня и будем работать.
На доске: Ночью в деревню прибежала лисица.
Дети. Больше безударных гласных.
Учитель: Сегодня на уроке мы закрепим умение обнаруживать орфограммы, проверять безударные гласные в словах, осуществлять самоконтроль.
III. Словарная работа
Дети получают карточку 1.
Карточка 1. Вставь пропущенные буквы. Убедись в правильности решения, обратившись к словарной странице в конце задачника. Подчеркни несколько слов, которые ты советуешь учительнице включить в словарный диктант. Воспользуйся памяткой (см. Приложение 1) работы с орфографическим словарем.
Учитель. Можем ли мы слово воробей записать без раздумий?
Дети .Нет.
Учитель. Почему?
Дети .Слышится без ударения а, а надо писать о. Проверить можно с помощью алгоритма.
Алгоритм проверки слов с 2-мя безударными гласными в корне.
1шаг. В слове есть сочетания «-оро-», «-оло-», «-ере-», «-еле-». Какие гласные здесь безударные?
Оба гласных один гласный: подбери
проверочное слово.
2шаг. Подбери проверочное слово для первого безударного гласного звука.
Удаётся найти
проверочное слово не удаётся: проверь по
словарю
З шаг. Подбери второе проверочное слово.
Удаётся найти не удаётся: проверь по
словарю проверочное слово
4шаг. Сопоставь, сравни проверяемое слово с обоими проверочными. Напиши соответствующие гласные буквы. Проверь написанное.
Учитель. Для закрепления умений работать по алгоритму проверьте написание слов. Работа по вариантам. (1вариант:молоко, 2 вариант: молоток).
Ответы детей.
IV. Закрепление пройденного материала
Дети отвечают на вопросы.
Что такое орфограмма?
В какой части слова мы можем решить орфографическую задачу?
Какие вы знаете орфограммы?
Где опасное место для гласного звука? Как это проверить?
Где опасное место для парного согласного? Как это проверить?
Какие есть опасные сочетания в корне? Как проверить, есть ли в корне непроизносимый согласный?
Учитель. Возьмите карточку 2. Вам надо из предложений составить текст и доказать, что это текст. Работать вы будете в группах.
Карточка 2 .– У нее большие глаза. – Она питается мышами, полевками. – Сова живет в лесу. – Лапы короткие, мощные, с кривыми острыми когтями. – Гнездится птица на вершине древесного ствола.
Во время проверки выслушиваются ответы от одной – двух групп.
– Определите орфограмму в словах с выделенными буквами.
На доске буквы: а, о, е, и, я.
Дети. Слова с безударным гласным звуком в корне.
Учитель. Мудрая сова предлагает вам, ребята, проверить свои знания и умения по решению орфографической задачи несколькими способами проверки безударного гласного в корне слова.
1. От значения слова – к правильной букве
Учитель. Назовите «лишнее» слово, записанное на доске.
На доске: нос, носильщик, носатый, носик
Дети. Носильщик.
Учитель. Докажите, почему слово «лишнее»?
Дети. Оно имеет другое значение.
Учитель. Вы отлично справились с заданием, значит, нам легко будет выяснить и значение слов с помощью однокоренных. Объясните значение каждого из слов с помощью однокоренного слова: кого так называют?
На доске: л...нивый, ст...рушка, м...лютка, с...лач, гр...знуля, х...трец, б...гун, ч...стюля.
Дети. Ленивый человек – тот, кто ленится. – Грязнуля – тот, кто грязный. – Силач – сильный человек. – Чистюля – тот, кто чистый. – Бегун – человек, занимающийся бегом. – Малютка – маленький. – Старушка – старая женщина. – Хитрец – хитрый человек.
Учитель. Помогло ли вам объяснение значения слова правильно выбрать букву?
Дети отвечают.
– А теперь запишите эти слова вместе с проверочными. Не забывайте подчеркивать вставленную букву.
1-й ряд работает со словами 1-го, 2-го столбиков;
2-й ряд работает со словами 3-го, 4-го столбиков самостоятельно.
2. «Закрой окошки»
Учитель. Вспомните последовательность выполнения операции (Приложение 2).
VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)
3.Самоконтроль. Работа корректора (Приложение 3)
Учитель. На этом этапе вам предстоит исправлять ошибки и осуществлять самоконтроль. Ваша задача – записать слова правильно, посчитать, сколько было допущено ошибок в тексте, и проверить с текстом, написанным учителем за закрытой доской.
Дети работают самостоятельно в течение 7 минут.
Карточка 3 «Поработай корректором»
У Танюши жил виселый беленький катенок Пушок. Девочка кармила его молоком и мясом. Играла с Пушком, хадила с ним гулять. Пушок очень привезался к своей маленькой хозяйке.
– Проверяем!
4. «Я – учитель»
Учитель.. Если вы принимаете решение ученика, над словом ставьте «+», если нет, ставьте «–». Тогда рядом пишите проверочное слово. Помните об «окошках» и в нем.
На доске: п...лил (дрова) – пить, пилить ... пилил
в...селый – весь, веселье ... веселый
– Были ли среди решений правильные? В чем ошибки учеников?
Выслушиваются ответы детей.
5. Тест для проверки правописания безударной гласной в корне.
Работа в группах.
1. Безударный гласный звук можно проверить:
а) в приставке; б) в корне; в) в суффиксе.
2. Безударный гласный звук в корне слова:
а) побег; б) столик; в) старушка; г) маленький.
3. Родственными словами являются:
а) роль, ролевой, король, роли;
б) вода, подводный, водить, водяной;
в) ледник, лед, ледяной, заледенеть;
г) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).
4. Проверочными словами к слову г...ра являются:
а) гарь; б) горький; в) горка; г) загар.
5. Слово дом – проверочное для слов:
а) домино; б) домашний; в) домовой; г) дома.
6. Безударную гласную в корне нельзя проверить в словах: