Этапы урока | Формы, методы методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Выполните письмо по образцу: ид ав ви ил | Выполняют письмо по образцу | Пр. – вырабатывают каллиграфический почерк | Правильное напи- сание |
III. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, упр. 134) | Фронтальная. Словесный. Беседа | Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы | Зачитывают пары слов. Слушают ответы других | Р – осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения задания | Беседа по вопросам, письменные работы |
IV. Актуализация знаний и способов действий. | Групповая, индивидуальная. Словесный, практи- | – Прочитайте тему нашего урока. Вы уже поняли, что сегодня мы снова будем работать с безудар-ными гласными в корне слова. | Слушают учителя, формулируют алгоритм действий в заданной учебной | П – понимают важность теоретических знаний для решения практической задачи; применяют терми- | Коллективный (чте-ние, устные ответы) |
1. Воспроизве- дение порядка действий при проверке напи-сания безударной гласной в корне | ческий. Чтение, беседа, письмо | Поэтому предлагаю вспомнить алгоритм действий при встрече с ними: 1) Прочитать слово, понять его значение. 2) Найти способ проверки гласной (изменить слово или подобрать однокоренное). 3) Написать в корне проверяемого слова ту гласную, которая слышится под ударением в про- верочном | ситуации | ны при формулировке ответа. К – следят за правильностью речевого оформления. Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
2. Упражнение в распознавании трудных случаев обозначения безударных гласных в корне (комментированное письмо) | Коллективная. Практический. Письмо | Комментированная запись словосочетаний: побежать по тропе, обижать друга, примирить друзей, примерять платье, полоскать белье, приласкать малыша, седой дедушка, посидеть на крыльце | Выполняют запись в тетрадях вслед за комментирующим письмо учеником | Пр. – владеют орфографической зоркостью, исполь-зуют широкий словарный запас для решения учебных задач. П – анализируют языковой материал с целью решения проблемной ситуации | Фронтальный. Комментированное письмо |
V. Постановка учебной задачи (учебник, упр. 197) | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение. Письмо | – Выпишите из упражнения слова с выделенными буквами, подберите для каждого прове- рочное слово. – Для какого слова недостаточно подобрать одно проверочное слово? (Холода.) Почему? | Слушают учителя, отвечают на вопросы, подбирают про-верочные слова, решают проблемные задачи, опираясь на имеющиеся знания | Р – принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Фронтальный, ответы на во-просы |
| | – Как вы думаете, какое новое умение вы должны сегодня при-обрести? (Умение подбирать проверочные слова для слов с двумя безударными гласными в корне.) | | | |
VI. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Словарно-орфографическая работа: слово с непроверяемым написанием «север» | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя, беседа, чтение. Письмо. Словарно-орфографическая работа: слово с не-проверяемым написанием «север» | – Для какого слова из упр. 197 вы не смогли подобрать проверочное слово? (Север.) – Объясните значение слова. – Подберите к этому слову и запишите однокоренные слова | Осуществляют правописание словарных слов | Пр. – используют расши-ренный словарный запас для решения учебных задач, знают и соблюдают орфографические нормы. Р – принимают учебную задачу, осуществляют поиск средств ее достижения, владеют навыками позна-вательной и личностной рефлексии. К – активно используют речевые средства для решения учебных задач | Фронтальный, ответы на во-просы |
2. Упражнение в правописании слов с двумя безударными гласными в корне слова (учебник, упр. 200, 201) | Фронтальная. Словесный. Наблюдение над правописанием и подбор однокоренных слов для про- | – Ознакомьтесь с заданием упр. 200 учебника. Приготовьтесь дать развернутый ответ к заданию | Устно выполняют упр. 200 учебника: определяют признак классификации слов на группы, подбирают проверочные слова для каждой | Пр. – умеют определять морфологическую принадлежность слов, отрабатывают умение производить морфемный разбор слов. П – находят признак клас-сификации предметов, | Фронтальный, ответы на вопросы. Инди-видуальный, письмо, моно- |
| верки написания каждой безударной гласной. Словарно-орфографическая работа | | безударной гласной корня | применяют свои знания при выполнении нестандартных заданий. Р – принимают учебную задачу | логические ответы |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Встанем, надо отдохнуть, Наши пальчики встряхнуть. Вскинем наши пальчики, Как ушками шевелят зайчики. Крадемся тихо на носочках, Как лисы бродят по лесочку. Волк озирается кругом, И мы головки повернем | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке | Правильное выполнение движений |
VII. Закрепление знаний и способов действий (учебник, упр. 201) | Индивидуальная. Практический. Письмо | – Самостоятельно выполните упражнение 201 (можно предложить выполнение по вариантам или по рядам). – В упражнении вам встретилась строчка с однокоренными словами к слову берег. Выделите корень во всех этих словах. Какую особенность вы заметили? (В корнях происходит чередо- вание [г]–[ж].) | Письменно выполняют упражнение 201. Производят морфемный разбор слов, находят ответ на про-блемный вопрос – выявляют чередование в слове. Делают вывод о единообразном написании гласных в корне родственных слов | Пр. – умеют определять морфологическую принадлежность слов, отрабатывают умение производить морфемный разбор слов. П – находят признак клас-сификации предметов, применяют свои знания при решении нестандартных заданий. Р – принимают учебную задачу | Письмо |
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Закончите предложения: • Я сегодня узнал… • Я научился… • Мне было… • Я рад… | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Само-регуляция |
Домашнее задание (рабочая тетрадь, упр. 136) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития | |