Просмотр содержимого документа
«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Урок русского языка в 5 классе
«Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
Цели: систематизировать и закрепить знания о правописании проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова; отработать навык проверки написания безударных гласных в корне слова; воспитывать культуру речи и письма.
I. Организационный момент.
Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.
II.Проверка домашнего задания.
Учитель должен обязательно проверить наличие выполненного домашнего задания у всех учащихся. Можно зачитать вслух несколько поговорок и пословиц о дружбе (у 2-3 учащихся можно взять тетради на проверку и выставить оценку за работу)
Прочитайте надпись на доске. Какое правило зашифровано здесь.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
- Как можно проверить безударную гласную в корне слова?
- Какие два способа проверки правильности написания безударной гласной в корне слова вы знаете? (Изменение слова и подбор однокоренных слов.)
- Если гласную в корне нельзя проверить, как определить правильное написание? (Правописание слова нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.)
Тренировочные упражнения
Вставь пропущенные буквы о или а. Подбери проверочные слова
п…лянка - _______________
пл…довый - _____________
зав…рить - ______________
к…лючий - ______________
нав…днение - ____________
д…ждливый - ____________
д..ма - __________________
г…рода - ________________
в…лна - _________________
з…нты - _________________
г…ра - __________________
с…сна - _________________
2. На доске заранее записаны слова:
волна – вол
травить – травы
водитель - воды
- Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика? Почему нельзя?
Вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.
3. Подчеркни только те пары слов, в которых одно слово является проверочным для написания другого. Выдели корни в этих парах слов.
Гористый - горе, водитель - воды, носить - нос, белизна - белый, ползти - польза, число - чистый, лепить - лепка, спешить - спешка, ложка - ложный, водяной - водный.
Физкультминутка
Все учащиеся встают из-за парт. Учитель читает стихотворение и выполняет определенные упражнения. Учащиеся повторяют за ним.
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места (круговые движения кистями рук):
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь (прыжки на месте),
Будто мой упругий мяч.
4. Словарная работа.
- Сейчас мы с вами немного размялись, позанимались физкультурой. Выполняли упражнения, как спортсмены. И у спортсменов тоже бывает разминка, только не в середине занятия, а перед ним. А как называется занятие у спортсменов? (Тренировка.) Кто проводит тренировку? (Тренер.) Что спортсмены делают на занятии? (Тренируются.) Итак, вы назвали три однокоренных слова. А теперь давайте запишем их в словарь трудных слов и запомним их правописание.
Тренер, тренировка, тренироваться.
Графический диктант (учитель читает слова с безударной гласной в корне слова, учащиеся записывают в тетради только безударную гласную).
1 - н…чной,
2 - н…бесный,
3 - г…родской,
4 – д…лекий,
5 - д…ждливый
6 – хр…брец,
7 - п…левой,
8 – пок…чать,
9 - м…лодой,
10 - пл…довый.
Выборочный диктант (к словам с безударной гласной подобрать проверочные слова)
Деревенский огород ст…р…жил старенький дядя Вася. Он был ст…рожилом нашей деревни. В молодости он сост…ял в бригаде трактористов и много труда и сил посв…тил своей машине. Разв…вался сам и разв…вал ее возможности. Зато на его тракторе всегда разв…вался флажок ударника. Так люди просл…вляли героя труда. Дядя Вася уже успел пос…деть, а без работы с…деть не научился.