Тема урока | Повторение правописания приставок |
Предмет | Русский язык |
УМК | Ладыженская. Русский язык. 6 класс |
Класс | 6 |
Тип урока по целеполаганию | Урок-закрепление. |
Основные термины и понятия темы | Орфограмма, морфема, приставка, морфемика |
Цель урока | закрепить правила написания гласных и согласных приставках слов. |
Задачи урока: | 1.Научить различать корни с чередующимися гласными от безударной гласной в корне, проверяемой ударением; активизировать мыслительную деятельность через выполнение творческих заданий 2. Развивать орфографическую зоркость, зрительную память 3. Воспитывать любовь к литературе. |
Планируемые результаты |
Личностные результаты: | Научатся давать самооценку. Определять и поддерживать учебную, а в дальнейшем социальную мотивацию |
Предметные | Предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижений. Восприятие сообщений. Сбор и подготовка материалов по предлагаемой учителем теме. Действия контроля и оценки. Предметно-практические действия . Выполнение системы собственно учебных действий. Оценка качества действия, события, поведения. |
Метапредметные результаты: |
Познавательные УУД: | Научатся анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать Овладеют общими приёмами решения задач учебных и жизненных. |
Регулятивные УУД: | Научатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия Осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты. |
Коммуникативные УУД: | Использовать речевую деятельность для решения коммуникативных задач. Сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию. |
Виды совместной деятельности | Работа в группах. |
Используемые виды оценивания | Оценивание индивидуальных заданий и групповых заданий. Самопроверка и взаимопроверка. |
Межпредметные связи | Связь с литературой, биологией |
Формы работы | Групповая, индивидуальная |
Технологии | Игровая, мнемотехнология, технология деятельностного типа. |
Методические приемы | «Лови ошибку», « 4-е лишнее», «Морфемный конструктор», выборочный и распределительный диктанты. |
Оборудование урока: | Презентация, проектор, карточки-задания, таблицы-правила, «Дневник путешествия» |
Ход урока |
Оргмомент. Вступительное слово учителя | Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведём урок русского языка. Надеюсь, что вам понравится урок и наше общение оставит только позитивные эмоции. |
Тема, целеполагание Морфемный конструктор | -Ребята, подходит к концу ещё один год обучения в школе, вы стали взрослее и, самое главное, грамотнее. Ребята, посмотрите на доску, на ней написана пословица «…- мать учения», но одно слово пропущено, назовите его. Правильно, «повторение». И это первое слово темы нашего урока. Но что же мы буде повторять? Ведь в 6 классе вы изучили много разных правил правописания. - Посмотрите на доску, что вы видите? (Приставки) - Что такое приставка? -В каком разделе языка изучаются приставки? -На какие группы можно разделить приставки? (Изменяемые на письме, неизменяемые на письме, приставки пре- и при-) -Итак, тема нашего урока «Повторение правописания приставок». Запишите тему. -Сформулируйте цель нашего урока. Корень из слова полагать, приставка из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное. прилагательное - Каждый год ученики 11 класса пишут сочинение по определенным направлениям. В этом учебном году ребята писали сочинения по направлению «Мечта и реальность» . У многих ребят возникли трудности с выбором произведений , которые подошли бы к этому направлению. - А вы, ребята, любите мечтать и путешествовать? – Сегодня мы проведём урок вместе с героями замечательного приключенческого романа, который как нельзя лучше подходит к данному направлению «Мечта и реальность». Этому роману в 2019 году исполнится 300 лет. Угадайте его название: - главный герой –одиночка, оказавшийся на острове - у него есть друг (название одного из дней недели) Конечно, это роман Д.Дефо «Робинзон Крузо» |
Введение | Даниель Дефо описывает удивительные приключения Робинзона Крузо, прожившего на необитаемой острове двадцать восемь лет. Он попал в кораблекрушение, в результате которого весь экипаж погиб, а его выбросило на сушу. Перед ним стояла задача – выжить! Он научился жить и выживать, строить жилье, готовить себе пищу, изготавливать одежду, даже лечиться. Ежедневно он вел записи в своем дневнике, описывая все происходящее на острове. Самая заветная мечта Робинзона – построить лодку и добраться до материка. Однажды он увидел на песке след босой ноги, так у него появляется помощник Пятница, который рассказывает ему о том, что у каннибалов живут его соплеменники, и вместе с Робинзоном они решают спасти их. После многочисленных приключений Робинзон оказывается на корабле, согласившемся доставить его в Англию. 11 июня 1686 года его двадцативосьмилетнее путешествие закончилось. - И я предлагаю совершить вам повторение в форме виртуального путешествия. Используя знания русского языка, а также других школьных предметов, мы выдержим испытания и осуществим мечту |
Повторение (средства выразительности) | -Прочитайте отрывок из романа. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности является эпитет. -Что такое эпитет? Чем эпитет отличается от обычного прилагательного? 1,3,6 - Укажите количество грамматических основ в 5 предложении (2). - Подберите синоним к слову прекрасную( удивительную, необычную, чудесную) Чудесно развивает образное воображение такой вид работы, как синквейн. Составьте синкейн к слову «море» Море Ласковое, чудесное, волшебное Охлаждает, поражает, бодрит Море всегда разное Калейдоскоп |
Повторение Различай приставку и корень «Лови ошибку» | -Прежде чем мы отправимся в путешествие, я хотела бы проверить, готовы ли вы посмотреть в лицо опасностям, имеете ли вы необходимые знания? На доске написаны приставки. ------------ Скажите, от чего зависит написание приставок? 1.Распределение приставок по условиям написания . -А теперь закройте глаза, представьте, что вы летите на воздушном шаре…Вы слышите шум океана? Мы на острове! Вместе мы будем продвигаться по острову, преодолевая трудности. МУЗЫКА 2. Внимательно слушайте, что я говорю, слова с какими приставками я употребила? Мы приплыли на необитаемый остров. Что мы должны сделать? Разбить наш лагерь, где мы будем расставлять палатки, разжигать костер, приготовим еду.; Расстелим на землю ветки, т.е. расположимся. -Скажите, какие приставки я употребила? -От чего зависит в них написание согласных в этих приставках? (от глухости- звонкости последующего согласного) - Расскажите правило. Молодцы. - Приставки следует отличать от корней, для чего необходимо попробовать заменить приставку другой приставкой, отбросить ее. - Выполните задание №1 группой. Найдите лишние слова. Подчеркните их. Проверка по слайду. Выясняем недочёты. -Задание из конверта №1.Зачитываем, выполняем.( Выбирают материалы для костра). ИССУШИТЬ (ИС- приставка) - ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ (ОС- приставка) |
Дневник событий. «Лови ошибку» «Лови ошибку» Самопроверка. | 2. -Следующая группа приставок зависит от значения (пре- и при-) Расскажите правило. Задание группе: «Найдите 4-е лишнее» по лексическому значению, а также вставьте буквы, применяя правило. Приклеить при- присоединить приколючий при -приколоть Каждая группа ищет и называет слово- омоним (4-елишнее) Особого внимания требует написание приставки с-. К какой группе приставок она относится? (неизменяемые) СДАТЬ - СДЕСЬ Выполните задание №1 в дневнике каждый индивидуально, не совещаясь. -Проверяем по слайду, зачитывая предложения. Какое слово не выписали. Оценка. Вносим результат в оценочный лист. Задание №2: В предложениях из романа найдите слова с приставками .Распределите их на 3 группы: с неизменяемыми приставками, изменяемыми, пре- и при- -После того, как наши герои расположились в одной из пещер, решили развести костёр, чтобы согреться, приготовить пищу. Сложите костёр, чтобы он быстро разгорелся. |
Самопроверка. Взаимопроверка | 3. Выполните задание, в «Дневнике путешествий». Соотнесите лексическое значение со словами для справок. Проверьте по слайду, поставьте оценку. -Герои на острове знакомятся с фауной и флорой. Разделите, разграничьте, разберите растения на съедобные и опасные |
Проверочная работа Оценка в таблицу | 4. Графический диктант. |
| Конверт с нужной комбинацией- 1719- год написания романа «Робинзон Крузо». Открываем конверт. Что там написано? «Пройдя путь испытаний, вы обрели сокровище, которым сможете правильно распорядиться». Открываем шкатулку.(В ней лежат обложки книг-юбиляров и «золотые» монетки.) Почему книги- сокровище? Обложки каких книг вы получили? Чему учат эти книги? (Учат мечтать) Ответьте на вопрос: «Нужно ли человеку уметь мечтать?» |
Домашнее задание | Задание №1Написать приключенческий рассказ , используя слова приставками Задание №2 Напишите мини-сочинение : «Нужно ли человеку уметь мечтать?» |
Итоги урока. Рефлексия. | Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Взяться за руки. Учитель подводит к мысли о том, что книги учат мечтать. У каждого в судьбе своя мечта. Дорога к ней − не так проста порою ... Пусть цели достигаются всегда, Удача светит яркою звездою! Поможет добиваться всех высот В победу вера, в собственные силы, И новый день, который настаёт − Опять успешным будет и счастливым! |
Использованные ресурсы | Дидактические материалы, задания в формате ГИА |