kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок повторения по теме "Правописание приставок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения по теме "Правописание приставок". Данная презентация может быть использована в 9-11 классах.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний в старших классах

Цель: 

1. Систематизация знаний учащихся о правописании приставок, расширение знаний о значениях приставок пре– и при-, о трудных случаях правописания на стыке приставки и корня; о правописании Ъ/Ь знаков после приставок.

2. Развитие интереса к истории языка.

3. Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок повторения по теме "Правописание приставок" »

«Правописание приставок»  урок-практикум  для учащихся 9-11 классов   Подготовила:  Скороходова Е.Н.,  учитель русского языка,  МКОУ «СОШ №2» г.Щучье  Курганской области

«Правописание приставок» урок-практикум для учащихся 9-11 классов Подготовила: Скороходова Е.Н., учитель русского языка, МКОУ «СОШ №2» г.Щучье Курганской области

Цели урока: Тип урока:  урок повторения и обобщения знаний в старших классах (9-11) Методы:  коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические. 1. Систематизация знаний учащихся о правописании приставок, расширение знаний о значениях приставок пре– и при-, о трудных случаях правописания на стыке приставки и корня; о правописании Ъ/Ь знаков после приставок. 2. Развитие интереса к истории языка. 3. Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.

Цели урока:

Тип урока:  урок повторения и обобщения знаний в старших классах (9-11)

Методы:  коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

1. Систематизация знаний учащихся о правописании приставок, расширение знаний о значениях приставок пре– и при-, о трудных случаях правописания на стыке приставки и корня; о правописании Ъ/Ь знаков после приставок.

2. Развитие интереса к истории языка.

3. Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку.

В каком ряду все слова образованы приставочным способом?   1) развесёлый, дошить, подоконник, разрыв 2) утомление, прескверный, сыграть, оргстекло 3) подполковник, накрепко, пригород, навсегда 4) сочувствие, вызывающе, слева, забежать

В каком ряду все слова образованы приставочным способом?

1) развесёлый, дошить, подоконник, разрыв

2) утомление, прескверный, сыграть, оргстекло

3) подполковник, накрепко, пригород, навсегда

4) сочувствие, вызывающе, слева, забежать

Повторим правописание приставок

Повторим правописание приставок

В каком ряду во всех словах есть приставка?   1) сделать, превалировать, розыск 2) причудливый, природа, изысканный 3) исподлобья, воспылать, контрнаступление 4) объяснить, здоровье, сверхинтересный

В каком ряду во всех словах есть приставка?

1) сделать, превалировать, розыск

2) причудливый, природа, изысканный

3) исподлобья, воспылать, контрнаступление

4) объяснить, здоровье, сверхинтересный

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?   1) пре..писание, о..толкнуть, по..шутить 2) во..кликнуть, бе..жалостный, и..расходовать 3) с..грать, без..нициативный, спорт..нвентарь 4) пр..имущество, пр..тензия, пр..пятствие

В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

1) пре..писание, о..толкнуть, по..шутить

2) во..кликнуть, бе..жалостный, и..расходовать

3) с..грать, без..нициативный, спорт..нвентарь

4) пр..имущество, пр..тензия, пр..пятствие

В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?   1) бездонный, всмотреться, переувлажнить 2) разбежаться, контратака, израсходовать 3) докрасна, по-русски, подснежник 4) нахлебник, сверхинтересный, подземный

В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) бездонный, всмотреться, переувлажнить

2) разбежаться, контратака, израсходовать

3) докрасна, по-русски, подснежник

4) нахлебник, сверхинтересный, подземный

Продолжите ряд:   Постимпрессионизм, постструктурализм… Контригра, контраргумент… Конформист, конъюнктура… Сверхизысканный, сверхновый…

Продолжите ряд:

Постимпрессионизм, постструктурализм…

Контригра, контраргумент…

Конформист, конъюнктура…

Сверхизысканный, сверхновый…

Ъ/Ь  после приставок Ы/И после приставок З/С на конце приставок Приставки пре-/при-

Ъ/Ь

после приставок

Ы/И после приставок

З/С на конце приставок

Приставки пре-/при-

З/С на конце приставок   Пишем З на конце приставки Пишем С на конце приставки Перед звонкими согласными и гласными произносим [ з ] и пишем « з »: РАЗ-УЧИТЬ, ИЗ-УЧЕННЫЙ, БЕЗ-ДОННЫЙ. Внимание! Перед глухими согласными произносим [ с ] и пишем « с »: РАС-ПИЛИТЬ, ИС-ПИСАТЬ,БЕС-ПАРДОННЫЙ. ! Слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «з». Приставка С принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ. Приставки З в русском языке нет!

З/С на конце приставок

Пишем З на конце приставки

Пишем С на конце приставки

Перед звонкими согласными и гласными произносим [ з ] и пишем « з »: РАЗ-УЧИТЬ, ИЗ-УЧЕННЫЙ, БЕЗ-ДОННЫЙ.

Внимание!

Перед глухими согласными произносим [ с ] и пишем « с »: РАС-ПИЛИТЬ, ИС-ПИСАТЬ,БЕС-ПАРДОННЫЙ.

! Слова ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДРАВСТВУЙ всегда начинаются с буквы «з».

Приставка С принадлежит к той группе приставок, которые всегда пишутся одинаково: С-ДЕЛАТЬ, С-КИНУТЬ.

Приставки З в русском языке нет!

Ъ/Ь после приставок   ?Когда? Пишем Ъ ?Когда? если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я  ( подъезд, изъявить, инъекция, трансъевропейский )   в сложных словах с числительными. ( двухъярусный, трёхъязычный ). Пишем Ь НИКОГДА* После приставки… После приставки… * Разделительный Ь пишется внутри слова (но только не после приставки) ,  перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА)

Ъ/Ь после приставок

?Когда?

Пишем Ъ

?Когда?

  • если приставка оканчивается на согласную, а корень слова начинается буквами Е, Ё, Ю, Я ( подъезд, изъявить, инъекция, трансъевропейский )
  • в сложных словах с числительными. ( двухъярусный, трёхъязычный ).

Пишем Ь

  • НИКОГДА*

После приставки…

После приставки…

* Разделительный Ь пишется внутри слова (но только не после приставки) , перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И

ИСКЛЮЧЕНИЕ составляют сложносокращенные слова (ДЕТЯСЛИ, ИНЯЗ, ОРГЕДИНИЦА)

Приставки пре-/при-   Значения приставки ПРЕ- Значение высокой степени действия или качества («очень», «весьма») Близка по значению приставка пере- (то есть, «через», «по-другому»). Значения приставки ПРИ- Близость к чему-либо Прибавление, присоединение, приближение Неполнота качества или действия Доведение действия до конца Совершение действия в чьих-либо интересах, усиленное проявление действия Сопутствующее действие Исключения: 1) русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (пр и тязание, пр е льщать, пр е кословить) 2) заимствования (пр е амбула, пр и вилегия, пр и оритет)

Приставки пре-/при-

Значения приставки ПРЕ-

  • Значение высокой степени действия или качества («очень», «весьма»)
  • Близка по значению приставка пере- (то есть, «через», «по-другому»).

Значения приставки ПРИ-

  • Близость к чему-либо
  • Прибавление, присоединение, приближение
  • Неполнота качества или действия
  • Доведение действия до конца
  • Совершение действия в чьих-либо интересах, усиленное проявление действия
  • Сопутствующее действие

Исключения:

1) русские слова, в которых приставка уже не вычленяется (пр и тязание, пр е льщать, пр е кословить)

2) заимствования (пр е амбула, пр и вилегия, пр и оритет)

Ы/И после приставок    И или Ы: после приставки, заканчивающейся на согласный (если нет – пишем И) → это не сложносокращенное слово (если сложносокращенное – пишем И) → после русской приставки (если нет – пишем И) → не после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (если после них – пишем И) → это не слово ВЗИМАТЬ (если оно, пишем И) → Ы

Ы/И после приставок

И или Ы: после приставки, заканчивающейся на согласный (если нет – пишем И) → это не сложносокращенное слово (если сложносокращенное – пишем И) → после русской приставки (если нет – пишем И) → не после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (если после них – пишем И) → это не слово ВЗИМАТЬ (если оно, пишем И)Ы

А теперь закрепим!

А теперь закрепим!

Подберите антонимы с приставками пре- и при- :

Подберите антонимы с приставками пре- и при- :

  • Удаляться
  • Очень мало
  • Отбавлять
  • Очень злой
  • Уважать
  • Отдалять
  • Уродливый
  • Последующий
Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ :

Вставьте, где необходимо, Ь или Ъ :

  • с...язвить, нав...ючить, нес...ёмные
  • об...ятия, в...едливый, пан...европейский
  • сверх...естественный, без...ядерный, без..укоризненный
  • суб...ективный, с...экономить, без...аварийный
  • раз...ём, бар...ер, под...езд
  • суб...ядерный, рудопод...ёмный, пред...юбилейный
  • нев...ющийся, из...ясняться, об...ять
Подберите родственные слова с различными приставками:

Подберите родственные слова с различными приставками:

  • Имя
  • Игла
  • Индустриальный
  • Искра
  • Известный
  • Инспектор
  • Искусный
Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре- , при- :    Место стоянки судов, исключительное право, глава государства, первенство, подарить, граница, оперная певица, исполняющая первые роли, купить, затруднение, предисловие, вступление к музыкальному произведению, льгота, помеха, легенда, продолжатель, первое представление.

Замените данные слова или выражения одним словом с приставкой пре- , при- :

Место стоянки судов, исключительное право, глава государства, первенство, подарить, граница, оперная певица, исполняющая первые роли, купить, затруднение, предисловие, вступление к музыкальному произведению, льгота, помеха, легенда, продолжатель, первое представление.

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

  • Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз…грывал жалкую роль палача или предателя… (М.Ю.Лермонтов)
  • Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без…нициативным. (Л.Н.Толстой)
  • Энергетикам запрещено вз…мать штрафы за перерасход электроэнергии.
  • Пора уж под…тожить, Как я живу и как вооружен. (М.Светлов)
  • Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез…скусственной красоте. (Л.Н. Толстой)
Б.Пастернаку Ра…тояния: вёрсты, мили… Нас ра…тавили, ра…адили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли. Ра…тояния: вёрсты, дали… Нас ра..клеили, ра..паяли, В две руки ра..вели, ра..пяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий… Не ра..сорили – ра..сорили, Ра..лоили… Стена да ров. Ра..елили нас, как орлов- Заговорщиков: версты, дали… Не ра..троили – ра..теряли. По трущобам земных широт Ра..овали нас, как сирот. Который уж – ну который –март?! Ра..били нас- как колоду карт. (М. Цветаева)

Б.Пастернаку

Ра…тояния: вёрсты, мили…

Нас ра…тавили, ра…адили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Ра…тояния: вёрсты, дали…

Нас ра..клеили, ра..паяли,

В две руки ра..вели, ра..пяв,

И не знали, что это сплав

Вдохновений и сухожилий…

Не ра..сорили – ра..сорили,

Ра..лоили…

Стена да ров.

Ра..елили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали…

Не ра..троили – ра..теряли.

По трущобам земных широт

Ра..овали нас, как сирот.

Который уж – ну который –март?!

Ра..били нас- как колоду карт.

(М. Цветаева)

Хитрая мангуста  Я увесил каюту г..рляндами бананов. Они на веревочках к..чались под потолком. Это для мангуст.  Я выпустил ручную мангусту и она теперь бегала по мне а я лежал пр..крыв глаза. Чуть пр..открыл глаза и вижу что мангуста прыгнула на полку пер..лезла на раму круглого пар..ходного окна покрепче пр..мостилась и глянула на меня. Я пр..таился. Мангуста толкнула лапкой в стену и рама п..ехала вбок. Когда рама пр..близилась к бананам мангуста рванулась прыгнула и обе..ми лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан от..рвался и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Пр..красный ..кр..батический прыжок! Я пр..вскочил п..глядеть но мангуста уже бе..пр..рывно возилась под койкой. Через минуту она пр..дстала передо мной с и..мазанной мордой и п..крякивала от удовольствия.

Хитрая мангуста

Я увесил каюту г..рляндами бананов. Они на веревочках к..чались под потолком. Это для мангуст.

Я выпустил ручную мангусту и она теперь бегала по мне а я лежал пр..крыв глаза. Чуть пр..открыл глаза и вижу что мангуста прыгнула на полку пер..лезла на раму круглого пар..ходного окна покрепче пр..мостилась и глянула на меня. Я пр..таился. Мангуста толкнула лапкой в стену и рама п..ехала вбок. Когда рама пр..близилась к бананам мангуста рванулась прыгнула и обе..ми лапками ухватила банан. Она повисла на момент в воздухе. Но банан от..рвался и мангуста прыгнула на все четыре лапки. Пр..красный ..кр..батический прыжок! Я пр..вскочил п..глядеть но мангуста уже бе..пр..рывно возилась под койкой. Через минуту она пр..дстала передо мной с и..мазанной мордой и п..крякивала от удовольствия.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок повторения по теме "Правописание приставок"

Автор: Скороходова Елена Николаевна

Дата: 18.06.2014

Номер свидетельства: 106629

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока.5 класс. Правописание приставок при- и пре-. "
    ["seo_title"] => string(76) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-5-klass-pravopisaniie-pristavok-pri-i-prie"
    ["file_id"] => string(6) "223187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437389876"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Опорный конспект к теме "Правописание приставок" "
    ["seo_title"] => string(50) "opornyi-konspiekt-k-tiemie-pravopisaniie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "154967"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421231191"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Правописание приставок З и С."
    ["seo_title"] => string(29) "pravopisaniie-pristavok-z-i-s"
    ["file_id"] => string(6) "250744"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447135159"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока на тему "Соединительные О и Е в сложных словах". "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-soiedinitiel-nyie-o-i-ie-v-slozhnykh-slovakh"
    ["file_id"] => string(6) "122458"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414252338"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка  урока и презентация по теме  " Правописание З-С на конце приставок" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-i-priezientatsiia-po-tiemie-pravopisaniie-z-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "104293"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402681466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства