kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание приставок, оканчивающихся на з-/с-.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока позволит закрепить материал по указанной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание приставок, оканчивающихся на з-/с-.»

Правописание приставок, оканчивающихся на -з/- с.

О Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я!

  1. Работа с предложением:



Жёлтые лилии распускаются на реке3 с раннего восхода солнца1.

- Найдите слова с приставками.

- Можем ли мы объяснить правописание приставок в этом предложении.

- Какова же будет цель нашего урока? (записываем тему урока).

- Что связывает эпиграф к нашему уроку с разбираемым предложением? (слайд)

- А мы с вами можем с гордостью говорить о Волге? Почему?

- Как вы можете назвать нашу реку (красавица, кормилица).

Слайды:

Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие писатели и поэты, художники, музыканты:  

  • И.Е. Репин "Бурлаки на Волге"

  • И. Левитан "Свежий ветер, Волга"

  • И. Шишкин "Первый мост через Волгу"

  • Н.А. Некрасов "О, Волга! ... колыбель моя!"

  • А. Твардовский восхищался Волгой в поэме «За далью даль».

– Репин и Некрасов обессмертили "стон над Волгой", создав картины тяжёлого бурлацкого труда в тогдашней России.

– О Волге сложено много песен на стихи известных российских поэтов.

  • "Издалека долго течёт река Волга" (Л. Ошанин)

  • "Есть на Волг Утёс" (А. Навроцкий).

Слайд: В давние годы Волга была артерией жизни, по ней шёл лес на юг; хлеб, шерсть – на север. Она кормила страну воблой, сельдью, славилась чёрной икрой.
Непреходящая слава непреступного рубежа закрепилась за Волгой – оборона Сталинграда. Она была вдохновительницей и помощницей своих защитников. А город впоследствии так и назвали – Волгоград.

Но давайте начнем с самого начала. А как называется начало у реки? (исток) Слайд.

  1. Словарная работа:

Значение слова Исток по словарю Татьяны Ефремовой:

Исток - 1. Начало постоянного течения реки или другого водного потока.

2. устар. Действие по знач. глаг.: истекать (1), истечь.

Значение слова Исток по словарю Сергея Ивановича Ожегова:

Исток - Место, где начинается водный источник (река, ручей)

Происхождение слова исток в этимологическом онлайн-словаре Крылова Григория Александровича: Исто́к. Заимств. из ст.-сл. яз., где истокъ — производное с перегласовкой о/е от истеку, истещи (ср. искон. вытеку, вытечь).

  1. Слайд: Выписать из диктуемых предложений слова с приставками за з/с:

Берёт своё начало Волга на Валдайской во…вышенности. Из достоверной информации и…вестно, что начало великой реке даёт ключ.

-Подберите синоним к слову ключ (родник).

И..ток Во..вышенность И..вестно

- От чего зависит правописание з или с в приставках?

-Можем ли мы теперь объяснить правописание приставок в предложении, с которым работали в начале урока?

4. Наблюдения:

Бескрайний - безбрежный

Бесшумный - беззвучный

5.Закрепление:

  1. Объяснительная работа: исколесить, беззвездный, расщедриться, изрезать, бессонный, расчистить, распахать, рассветает, расширить, разбудить, рассказывает, расчертить, бескрайний, исследователь, бесшумный.

                         

  1. Придумайте прилагательные с приставкой БЕЗ- и БЕС, сформулируйте правило их написания.

(без) шума -     ………………………….     (бесшумный)

(без) цвета -     ………………………...       (бесцветный)

(без) края -          ……………………………

(без) числа -       ……………………………..

-Какой оттенок в значение слов добавляет приставках БЕЗ (бес)?

  6. Работа с сигнальными карточками. Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с). Записать, прокомментировать выбор согласной в приставке.

  1. Небо без звезд (беззвездное)

  2. Жидкость без цвета (бесцветная)

  3. Дорога без конца (бесконечная)

  4. Движение без шума (бесшумное)

  5. Вход без платы (бесплатный)

  6. Животное без помощи (беспомощное)

  7. Океан без предела (беспредельный)

  8. Облако без формы (бесформенное)

  9. Пустыня без воды (безводная)

7. Творческое списывание.

                                    На ра…свете.

Ра…светает. Просыпаются птицы. Они вьются в вышине и ра…певают песни. Солнечный шар поднимается и ра…брасывает лучи. Не спала только Волга. Она беспрерывно катит свои воды по бе..крайним просторам к бе..брежному горизонту.

8. Распределительный диктант.

бе…ветреный день,

во…наградить путника,

бе…покойное течение,

бе…плодные степи,

ранний во…ход,

неи..черпаемые богатства,

ра…груженные баржи

в…глянуть на закат



9. - А теперь вернёмся в начало нашего урока. Вы обратили внимание на камень, находящийся у истока Волги? Как вы думаете, что на нем написано?

«Путник! Обрати взор свой на исток Волги! Здесь зарождается чистота и величие земли русской! Здесь истоки души народной! Храни их!»

Обратите внимание на слово ЗДЕСЬ. Почему оно начинается с буквы З?

10.Пунктуационный анализ:

А закончить урок мне хотелось бы устным пунктуационным разбором двух предложений:

Когда-то выбежала Волга
Послушать голос ветерка,
Сбежать с Валдая ненадолго,
А получилось – на века.

Волга – это не просто река, это история, поэзия, музыка, культура и любовь всей России.

11.Рефлексия

























Раздаточный материал.

  1. Придумайте прилагательные с приставкой БЕЗ- и БЕС, сформулируйте правило их написания.

(без) шума -     ………………………….     (бесшумный)

(без) цвета -     ………………………...       (бесцветный)

(без) края -          ……………………………

(без) числа -       ……………………………..

2. Творческое списывание.

                                    На ра…свете.

Ра…светает. Просыпаются птицы. Они вьются в вышине и ра…певают песни. Солнечный шар поднимается и ра…брасывает лучи. Не спала только Волга. Она беспрерывно катит свои воды по бе..крайним просторам к бе..брежному горизонту.

_____________________________________________________________________________

  1. Придумайте прилагательные с приставкой БЕЗ- и БЕС, сформулируйте правило их написания.

(без) шума -     ………………………….     (бесшумный)

(без) цвета -     ………………………...       (бесцветный)

(без) края -          ……………………………

(без) числа -       ……………………………..

2. Творческое списывание.

                                    На ра…свете.

Ра…светает. Просыпаются птицы. Они вьются в вышине и ра…певают песни. Солнечный шар поднимается и ра…брасывает лучи. Не спала только Волга. Она беспрерывно катит свои воды по бе..крайним просторам к бе..брежному горизонту.

_____________________________________________________________________________

  1. Придумайте прилагательные с приставкой БЕЗ- и БЕС, сформулируйте правило их написания.

(без) шума -     ………………………….     (бесшумный)

(без) цвета -     ………………………...       (бесцветный)

(без) края -          ……………………………

(без) числа -       ……………………………..

2. Творческое списывание.

                                    На ра…свете.

Ра…светает. Просыпаются птицы. Они вьются в вышине и ра…певают песни. Солнечный шар поднимается и ра…брасывает лучи. Не спала только Волга. Она беспрерывно катит свои воды по бе..крайним просторам к бе..брежному горизонту.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Правописание приставок, оканчивающихся на з-/с-.

Автор: Маловецкая Елена Александровна

Дата: 16.06.2023

Номер свидетельства: 633850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Урок русского языка в 5 классе на тему: "Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с""
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_v_5_klasse_na_temu_pravopisanie_pristavok_okanchivaiushchik"
    ["file_id"] => string(6) "634926"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1689503903"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока по рус языку в 5 классе по теме "Правописание приставок, оканчивающихся на-з,-с""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_rus_iazyku_v_5_klasse_po_teme_pravopisanie_pristavok_okanchiva"
    ["file_id"] => string(6) "499867"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550216707"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Технологическая карта урока русского языка по ФГОС, на тему : "Правописание приставок, оканчивающихся на З (С)"."
    ["seo_title"] => string(106) "tiekhnologhichieskaiakartaurokarusskoghoiazykapofgosnatiemupravopisaniiepristavokokanchivaiushchikhsianazs"
    ["file_id"] => string(6) "261723"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449173711"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Тема урока: «Правописание приставок на з- (с-)»                                            по учебнику Быстровой Л.В"
    ["seo_title"] => string(70) "tiema-uroka-pravopisaniie-pristavok-na-z-s-po-uchiebniku-bystrovoi-l-v"
    ["file_id"] => string(6) "283202"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453803818"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Правописание букв з и с на конце приставок "
    ["seo_title"] => string(45) "pravopisaniie-bukv-z-i-s-na-kontsie-pristavok"
    ["file_id"] => string(6) "216732"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433135011"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства