Показываю картинки на слайдах, дети записывают слова: медведь, арбуз, карандаш, тетрадь, морковь, завод.
- Какая орфограмма встретилась во всех этих словах?
- Непроверяемые безударные гласные и парные согласные в словах.
- Где стоят парные согласные?
- На конце слова.
- Сегодня на уроке повторим правописание парных согласных на конце слова. Также повторим слова с другими изученными орфограммами.
2) Сказка о парных согласных.
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили они дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались на конце слова: дуб, круг. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные стали слышаться как глухие согласные. Эту ссору услышали гласные, они пришли на помощь; помирили парные согласные. (На доске из букв составлены эти слова, на конце слов ставлю буквы ы и и). Стоило гласным встать около согласных, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было.
Помните дети! Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные.
3) Выборочный диктант.
- Я буду диктовать текст, а вы из текста выпишите однокоренные слова. (Один ученик работает за доской.)
Мороз разукрасил стёкла на окнах. Первые заморозки бывают осенью. Хорошо поработал дедушка Морозко. Лёгкий морозец щиплет щёки.
- Подчеркните все орфограммы.
Получается такая запись: мороз, заморозки, Морозко, морозец.
- Почему слово Морозко написали с заглавной буквы?
- Имя сказочного персонажа.
- Докажите, почему эти слова являются однокоренными.
- Есть общая часть –мороз- и они родственные.
- Какое из данных слов является проверочным к словам с парными согласными? Почему?
- Морозец, потому что после согласного следует гласный.
V. Физкультминутка.
VI. Работа с учебником.
Стр. 28 упр. 49
(Дети работают в тетради, по очереди проговаривая написание словосочетаний).
VІІ. Самостоятельная работа учащихся.Рефлексия.
(Дети выполняют самостоятельную работу на карточках).
Карточка.
Составь и запиши словосочетания.
неуклюжий ______________ (___________)
колючий ______________ (____________)
рогатый ______________ (____________)
прекрасный _____________ (____________)
Слова для справок: лебе(д,т)ь, ё(ш,ж), медве(т,д)ь, ло(з,с)ь.
В скобках запиши проверочные слова.
VII. Обобщение и итог урока.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Что показалось трудным?
- Какое правило нужно использовать, чтобы правильно написать слова с парными согласными на конце слова?