Цель урока: закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных,развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, совершенствовать навыки грамотного письма, применяя изученные правила; воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята!
-Послушайте высказывание:
«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». Конфуций
-Как вы понимаете данное высказывание?
-Надеюсь, что вы готовы получать новые знания, а я вам в этом сегодня помогу.
Учиться необходимо старательно, с желанием, стремиться к знаниями. Пытаться усвоить полученные знания настолько хорошо, чтобы не растерять их в будущем.
В синем небе мерцают звёзды, и на белом инее радужно искрятся нежные пушинки.
-Сделайте синтаксический разбор предложения и дайте ему характеристику. (один человек комментирует с места).
-Вы изучали тему «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».
-Как проверить правописание окончания прилагательного?
-Какую орфограмму мы будем повторять на уроке?
-Теперь определим, какие задачи нам необходимо решить. Продолжите предложения.
Закрепить…(знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных)
Упражняться… (в правильном написании безударных падежных окончаний имен прилагательных)
Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором находится имя существительное, с которым оно связано.
Для того чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо: 1)найти в предложении существительное, к которому относится это прилагательное и определить его род и падеж; 2)затем вспомнить окончание прилагательного в этом падеже; 3)далее сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
3. Систематизация и обобщение
Словарный диктант:
-В словарных словах выделите орфограммы и поставьте ударение. В имени прилагательном определите род, падеж, выделите окончание.
Для уставшего шофёра, большое расстояние, вечному герою, летний лагерь, из зелёного щавеля, дикое животное, малая родина, о весёлом празднике, дружным коллективом, сильным морозом.
(один человек выполняет задание около доски, один человек комментирует с места)
Физминутка
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!
-Откройте учебник на странице 37. Прочитайте задание упражнения 78.
1. Рыба-ремень длинная и плоская. 2.Иной раз достигает девяти метров. 3.Ну и ремешок! 4.Эту серебристо-розовую рыбу с алой короной на голове ещё называют сельдяным королём. 5.А уж так тяжёл- пятерым не поднять! 6.Она любит плавать во главе косяков сельди.
Составьте из предложений текст. Придумайте к нему заголовок.
Объясните написание выделенных орфограмм.
Запишите заголовок и составленный текст.
-Прочитайте предложения.
-Какова тема текста?
-Найдите вступление.
-Какие предложения раскрывают основную мысль текста?
-Какое предложение будет заключительным?
-Прочитайте текст, который у нас получился.
Рыба-ремень длинная и плоская. Иной раз достигает девяти метров. Ну и ремешок! А уж так тяжёл- пятерым не поднять! Эту серебристо-розовую рыбу с алой короной на голове ещё называют сельдяным королём. Она любит плавать во главе косяков сельди.
Рыба-ремень. Ну и ремешок! Сельдяной король.
-Как можно озаглавить текст, используя слова из текста?
-Запишите текст и заголовок в тетрадь.
Описание рыбы-ремень.
Рыба-ремень длинная и плоская.
-Объясните написание слов с выделенными орфограммами.
-Найдите в тексте упражнения имена прилагательные. Укажите их падеж и окончание.
-Прочитайте слова из словаря внизу страницы.
Кастрюля, тарелка, стакан, графин.
- К какой тематической группе они относятся? (посуда)
-Запишите их в словарик, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
4. Самостоятельная работа
-Замените сочетания слов словосочетанием сущ.+прил. Поставьте вопрос от существительного к прилагательному и выделите окончание. (выполняют самостоятельно в тетрадях, затем один человек комментирует, и одна тетрадь берётся на проверку).
Например, шапка из меха – меховаякакая?шапка
1)плащ фиолетового цвета – фиолетовыйкакой? плащ
2)кольцо из золота – золотоекакое? кольцо
3)зарплата за год – годоваякакая? зарплата
4)небо без облаков – безоблачноекакое?небо
5)пляж из песка – песчаныйкакой? пляж
Выполняют задание самостоятельно в тетрадях.
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
-Довольны ли вы своей работой на уроке?
-Что у вас сегодня получилось, а над чем ещё нужно поработать?
-Откройте дневники и запишите домашнее задание:
Учебник с.37 упр.79
- На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за хорошую работу.