1. Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями законов языка, вместе будем открывать новые для нас законы языка. -Перед вами лежат конвертики. Открываем, что там есть? - Полоска, буквы. -Ваша задача, из этих букв составить слово, приклеить это слово на полоску. Но, ребята, когда клеить будете, думайте, второй раз уже не получится. Подумайте, есть ли такое слово в русском языке. -Кто приклеил, выходим к доске и прикрепляем слово магнитиком. Жёлудь шёпот шорох врачом бойцов юношей полотенцем 2.Беседа с классом. - Как вы думаете, что объединяет эти слова? (все слова имена существительные) - Что есть во всех словах? (шипящие буквы ЖЭ, ЧЕ, ША, ЩА и ЦЭ - в некоторых словах после шипящих пишется ё, о и е. -А можем мы их сгруппировать? -В словах Жёлудь шёпот шорох о и ё пишется в середине. _Что мы можем сказать об этих словах? Какую орфограмму мы знаем?(правило о и ё после шипящих в корне) -Ещё что можем сказать? (слова исключения) А в словах врачом бойцов юношей полотенцем о и е пишется в конце. -А именно? ( в окончании) -Давайте расставим ударение. -Как вы думаете, какова сегодняшняя тема? Давайте сформулируем тему урока. ( О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных) Давайте откроем тетради и запишем: «число, тема урока «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (учителем записана на доске заранее тема урока, также показана на презентации - Слайд 1). - Ребята, давайте, исходя из темы урока, сформулируем его главную цель. Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Правильно, на уроке мы должны выяснить, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда - е (показана цель на презентации - Слайд 2). 1.Поиск решений. - Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких - Е. У вас на столах - карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. Запишите вывод на карточке - правило. Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД! (Приложение № 1- Слайд 3) Приложение 1.Карточка-информатор 1. Прочитай слово. 2. Поставь знак ударения. 3. Выдели окончание. 4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву. 5. Сделать вывод. Схематично показать в своих рабочих листах Карточка со словами I группа Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, неучем, пейзажем. II группа За тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей. Карточка – правило В окончаниях существительных после________________ Под ударением пишем__________, без ударения__________. 1.А. Отчет ребят о проделанной работе по группам. Б. Сравниваем выводы. В. Выводим общее правило ( Схему составляют на доске) Составьте схему вашей исследовательской работы - Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное? Теперь проверим, правильно ли сформулировали правило. Откройте учебники, прочитайте правило и перескажите друг-другу. А теперь поработаем со схемой (смотрим на презентацию – Слайд |