kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:

  1. Урок изучения нового материала
  2. Синтетический
  3. Проблемный
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»»








Открытый урок по русскому языку

«Правописание О - Е после шипящих и Ц

в окончаниях имён существительных»









Февраль, 2019 год



Тема: «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»


Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».

2. Изучение и закрепление нового материала по теме урока.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знают условия выбора гласного в окончаниях имен существительных

2. Объясняют выбор гласного

3. приводят примеры на изучаемую орфограмму


Метапредметные:

  1. Формулируют и решают учебную проблему

  2. Анализируют материал для наблюдений

  3. Работают в парах

  4. Оценивают ответы ребят и собственные достижения


Личностные:

  1. Проявляют интерес к изучаемому материалу

  2. Осознают собственные возможности при решении поставленной задачи



Тип урока:

  1. Урок изучения нового материала

  2. Синтетический

  3. Проблемный

Методы обучения:

Основной: проблемно-поисковый

Дополнительный: репродуктивный, беседа

Средства обучения: интерактивная доска, учебник, интернет-ресурсы

Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута)

1.Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Пред началом урока мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете. Перед вами лежат разноцветные карточки, и в качестве своего ответа на мой вопрос поднимите ту карточку, цвет которой соответствует вашему настроению, а именно: зеленый – все хорошо, желтый – так себе, красный – лучше было остаться дома.

- Я вижу, что настроение в группе различное. Кто-то улыбается и радуется нашей встрече, а у кого-то в голове не слишком веселые мысли. Давайте сделаем так, чтобы вы все улыбались на нашем сегодняшнем уроке. Для этого каждый из вас пусть повернется к соседу по парте и сделает ему приятный комплимент.

1.Приветствуют учителя и друг друга.

2.Садятся на свои места.

3.Дежурные докладывают о готовности класса к уроку и об отсутствующих.


УУД

Коммуникативные

2.Актуализация

знаний

(4 минут)


























3. Постановка учебной цели.

(2 минуты)









4.Поиск решений

(8 минут)















6.Воспроизведение знаний

(8 минут)

1. Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями законов языка,

вместе будем открывать новые для нас законы языка.

-Перед вами лежат конвертики. Открываем, что там есть?

- Полоска, буквы.

-Ваша задача, из этих букв составить слово, приклеить это слово на полоску. Но, ребята, когда клеить будете, думайте, второй раз уже не получится. Подумайте, есть ли такое слово в русском языке.

-Кто приклеил, выходим к доске и прикрепляем слово магнитиком.

Жёлудь шёпот шорох врачом бойцов юношей полотенцем

2.Беседа с классом.

- Как вы думаете, что объединяет эти слова? (все слова имена существительные)

- Что есть во всех словах? (шипящие буквы ЖЭ, ЧЕ, ША, ЩА и ЦЭ

- в некоторых словах после шипящих пишется ё, о и е.

-А можем мы их сгруппировать?

-В словах Жёлудь шёпот шорох о и ё пишется в середине.

_Что мы можем сказать об этих словах? Какую орфограмму мы знаем?(правило о и ё после шипящих в корне)

-Ещё что можем сказать? (слова исключения)

А в словах врачом бойцов юношей полотенцем о и е пишется в конце.

-А именно? ( в окончании)

-Давайте расставим ударение.

-Как вы думаете, какова сегодняшняя тема? Давайте сформулируем тему урока. ( О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных)


Давайте откроем тетради и запишем: «число, тема урока «Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных» (учителем записана на доске заранее тема урока, также показана на презентации - Слайд 1).


- Ребята, давайте, исходя из темы урока, сформулируем его главную цель. Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования?

Правильно, на уроке мы должны выяснить, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда - е (показана цель на презентации - Слайд 2).


1.Поиск решений.

- Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких - Е.

У вас на столах - карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. Запишите вывод на карточке - правило.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД! (Приложение № 1- Слайд 3)

Приложение 1.Карточка-информатор

1. Прочитай слово.

2. Поставь знак ударения.

3. Выдели окончание.

4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.

5. Сделать вывод. Схематично показать в своих рабочих листах

Карточка со словами

I группа Над чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, неучем, пейзажем.

II группа За тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей.

Карточка – правило


В окончаниях существительных после________________

Под ударением пишем__________, без ударения__________.

1.А. Отчет ребят о проделанной работе по группам.

Б. Сравниваем выводы.

В. Выводим общее правило ( Схему составляют на доске)

Составьте схему вашей исследовательской работы

- Но, ребята, к этому выводу пришли мы с вами, а вдруг оно ошибочное? Теперь проверим, правильно ли сформулировали правило. Откройте учебники, прочитайте правило и перескажите друг-другу.

А теперь поработаем со схемой (смотрим на презентацию – Слайд

1.Ученики слушают.

2.Записывают число и тему урока.



УУД

Личностные

Познавательные


















1.Формулируют цель урока.

- Цель урока - формирование понятияо том, когда в окончаниях существительных после шипящих и ц пишется о, а когда - е.

2. Отвечают на вопросы.


УУД

Познавательные

Регулятивные





1.Ребята работают в группах по карточке-информатору.


УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные



1.Отчет ребят по рядам (3 пары).

2. Сравнивают выводы.

3.Выводят общее правило.

4. Читает правило из учебника (1 ученик вслух).

5.Работают со схемой (на презентации) и записывают её в тетрадь.


УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

7.Усвоение новых знаний и первичное закрепление

(4 минут)




















8.Физминутка

(1 минута)






9.Вторичное закрепление знаний

(12 минут)



I.Ребята, теперь мы должны проверить на практике своё изобретение.

1. Работа с учебником. Упр.556

1. ФИЗМИНУТКА

- А вы, я вижу, немного устали. Без физ. минутки не обойтись.

Давайте, встанем! Посмотрите вверх, вниз, направо, налево, нарисуйте глазами круг, закройте глаза, затем нарисуйте первую букву своего имени, откройте глаза.


После шипящих, где пишется –О-,

С места встаем - мы узнали его!

Если же в слове появится –Е-,

Тихо садимся на место своё .

Спасибо, садитесь!


1.Слово учителя:

–Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, а ведь теперь его надо запатентовать, то есть получить патент.

– Кто знает значение этого слова? (Смотрим в Толковый словарь С.И. Ожегова - 2 ученика)

ПАТЕНТ - 1. Документ, свидетельствующий о праве изобретателя на его изобретение. Получить патент на изобретение.

2. Свидетельство на право занятия торговлей, промыслом. (Слайд 5.


Словарный диктант.

Мяч…м, врач…м, зайц…м, товарищ…м, луж…й, лисиц…й, скворц…м, метелиц…й, карандаш…м, удач…й(Слайд 6).

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, что у вас получилось. другу оценки, считая ошибки:

«5»-0

«4» -1-2

«3» - 3-4

«2» - 5 и больше (Слайд 7)

- Молодцы! Все получили оценку. Значит, вы получили патент.

2. Слово учителя:

-Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике его проверили, запатентовали, а ведь теперь его надо представить.

-Работаем в группах. Модель Фрейер.



1. Делают запись в тетрадях.

2.Отвечают на вопросы.

3.Записывают распределительный диктант, графически выделяя изучаемую орфограмму.

4. Отвечают на дополнительные вопросы.


УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные


1.Физминутка. Встают и делают стоя упражнения, предложенные учителем.


УУД

Коммуникативные


1.Два ученика ищут значение слова «патент» в словаре.

2.Работа с презентацией.

3.Взаимопроверка написанного по презентации. Выставление друг другу оценок.

4. Составляют буриме (все ученики).

5. Зачитывают буриме (3-4 ученика).


УУД

Познавательные

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

10.Рефлексия деятельности.

(3 минуты)





Фронтальный опрос:

- Так какое открытие мы сегодня сделали?

- Что узнали нового?

- Что понравилось?

-Если вы поняли тему урока, возьмите и поднимите розовый смайл:

- А если не поняли – голубой смайл (Слайд 10):

(Приложение 2 - смайлики)

- Молодцы, спасибо за урок.

Рефлексия. Отвечают на вопросы учителя.



УУД

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

11.Домашнее задание.

(2 минуты)

Выборочное домашнее задание (На презентации - Слайд 11)

Параграф 99 (всем)

Упр. 559

Попробуйте сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

Запись учащимися задания в дневники.

УУД

Регулятивные





4) Самостоятельная работа. Списать вставить о или е.

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

10. гребц..в

4. удач..й

11. неудач..й

5. зайц..в

12. мудрец..в

6. сторож..м

13. пейзаж..м

7. ш...пот

14. ш...колад









2. Нам необходимо написать распределительный лексический диктант под названием «Назови другим словом», выделяя графически изученную орфограмму (учитель пишет на доске):

О Е

- По какому принципу распределяем? (под ударением О, без ударения Е).

- Итак, я называю лексическое значение слова, а вы должны догадаться, что это за слово:

Суп со свеклой называется – борщом.

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу, называем - пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Границу по-другому называют – рубежом.

Невежливого, грубого человека – невежей.

2.Дополнительные вопросы:

1)В форме какого падежа мы записывали существительные? (В творительном падеже)

2)Какой член предложения отвечает на вопросы творительного падежа? (Дополнение)















5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

Автор: Эльмира Масхутовна Гилязова

Дата: 25.09.2022

Номер свидетельства: 613806

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных". "
    ["seo_title"] => string(131) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-pravopisaniie-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-imion-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "212067"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431747141"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание О и Е в окончаниях имён существительных после шипящих и Ц""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_tiemie_pravopisaniie_o_i_ie_v_okonchaniiak"
    ["file_id"] => string(6) "375604"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483609306"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Раздаточный материал к урокам русского языка в начальной школе по теме: «Правописание окончаний имён существительных»"
    ["seo_title"] => string(80) "razdatochnyi_matierial_k_urokam_russkogho_iazyka_v_nachal_noi_shkolie_po_tiemi_7"
    ["file_id"] => string(6) "415331"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494782404"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных "
    ["seo_title"] => string(82) "pravopisaniie-o-ie-poslie-shipiashchikh-i-ts-v-okonchaniiakh-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "219880"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434399030"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Презентация по русскому языку на тему "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiiaporusskomuiazykunatiemuimiasushchiestvitielnoie"
    ["file_id"] => string(6) "280508"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453385908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства