kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №3 Абинский район












Урок русского языка в 5 классе на тему

«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»













Выполнила учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3

г.Абинска Метус В.В.










2021 год



Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Цель урока: углубить знания учащихся о правописании непроизносимых согласных, закрепить умение обнаруживать данную орфограмму в корнях слов, развивать навыки фонетического разбора.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- формировать умение применять на практике правила правописания;

- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие внимания;

- развитие критического мышления;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);

- развивать умение применять новые знания;

- развитие речевых способностей учащихся;

- развитие умения формулировать проблему;

- развитие умения работы в парах.

3. Воспитательные:

- воспитание интереса к родному языку;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности;

- взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу;

- развитие коммуникативных УУД.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- мультимедийная презентация к уроку;

- карточки.

План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний.

  5. Первичное закрепление.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия.

  8. Домашнее задание, выставление оценок за урок.






Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

уч-ся

УУД

Организационный

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, организация внимания уч-ся.

Без удивленья холодно уму,

Оно его живит и утепляет,

Пусть даже удивишься ты тому,

Что ничего тебя не удивляет.

Надеюсь, что сегодня на уроке у вас будут причины удивляться тайнам родного языка, его богатству и красоте.

Приветствуют учителя.

Личностные, коммуникатив-ные.

Актуализация знаний

Проверка д/з: упр. 46







Организация работы с карточками (Приложение 1)

Чтение составленных предложений и текстов. Комментарий и оценка.


Работа с карточками.

Регулятивные,

(контроль и оценка), коммуникат.

(умение строить высказывание)


Познавательные (опора на ранее изученное)


Постановка учебной задачи

Произведите фонетический разбор слов Грустный и Поздно.

- В этих словах содержится орфограмма, к которой мы сегодня обратимся. Что это за орфограмма? Сформулируйте тему урока и его цель.

Учащиеся формулируют тему урока и цель, оформляют запись в тетрадях.

Познавательные, регулятивные

Усвоение новых знаний

- Прочитайте правило на стр. 20.

- Приведите примеры слов с непроизносимой согласной.

Читают правило, приводят примеры.

Познавательные (работа с информацией)

Первичное закрепление

Упр. 47

Читают задание к упр., выполняют, комментируя правописание

Познавательные (опора на ранее изученное)

Физминутка

Раз-два-три-четыре-пять!

Всех чудес не сосчитать.

Красный, белый, жёлтый, синий!

Медь, железо, алюминий!

Солнце, воздух и вода!

Горы, реки, города!

Труд, веселье, сладкий сон!

А война пусть выйдет вон!

Разминаются каждый по своему желанию.


Закрепление изученного материала

Предлагает уч-ся работу в парах (Приложение 2)









- Прочитайте задание к упр. 48., выполните его самостоятельно с последующей самопроверкой. Оцените свою работу.


Выборочный диктант-«молчанка». Послушайте текст (Приложение 3) Понравился ли он вам?

Как бы вы его озаглавили? Есть ли в нём слова с непроизносимыми согласными?

Выпишите их.


Индивидуальное задание: по этимологическому словарю объяснить значение слова Окрестность, подобрать однокоренные слова.




Выполнить тестовое задание: в каком слове есть непроизносимый согласный?

  1. Мес…ый

  2. Опас…ый

  3. Словес…ый

  4. Прекрас…ый


Самостоятельно выполняют работу в парах, каждый выполняет свой вариант, затем организуют взаимопроверку. После чего идёт коллективная проверка в классе.

Выполняют упр. 48, затем проверяют его по ключу.




Коллективно находят слова с непроизносимой согласной и выписывают их, объясняя правописание.




Выступление с сообщением о значении и происхождении слова Окрестность.



Выполняют задание, объясняют, проверяют.


Коммуникативн-

ные (сотрудничество в паре), регулятивные (контроль), познавательные










Познавательные, коммуникатив-ные (умение рассуждать), личностные.







Регулятивные, познавательные (работа с информацией),

коммуникатив-

ные (монологическая речь)

Познавательные,

коммуникатив-

ные, регулятивные

Рефлексия

- Какое правило мы сегодня повторили?

- Как оно формулируется и когда применяется?

Учитель благодарит ребят, выставляет оценки.


Познавательные, регулятивные.

Домашнее задание

1.Упр. 49 (базовый уровень).

2.Закончить 2-3-мя предложениями прослушанный на уроке рассказ, употребив в нём слова с непроизносимыми согласными (повышенный уровень).






Использованная литература.

  1. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.

  3. Берестов В.Д. Улыбка: Стихи. Сказки/Вступ. ст. А. Туркова; Рис. И. Година. – М.: Дет. лит., 1986

  4. Бурлак В.Н. Спроси травы и звёзды. – М.: Мол. гвардия, 1990
































Приложение 1

Карточка №1

Вставить буквы, подобрать проверочные слова, выделить орфограмму.

Ре…кий - ; сла…кий - ; ука…ка – ; моро… - ; лё…кий - ; бума…ка - ; сне… - .


Карточка №2

Вставить буквы, выписать слова с проверяемыми согласными в корне, подобрать проверочные.

В зимнем парке моро… и т…шина. Лишь старые берё…ки кряхтели и ст…нали. Сне… не давал им распр…миться. Д…ревья м…хали мёрзлыми ветками, роняли на доро…ки комья снега.



Приложение 2

I вариант. Образовать от существительных прилагательные с непроизносимыми согласными: интерес, чудо, небо, вкус, радость, гигант, грусть.

II вариант. Подобрать к прилагательным существительные, которые являются проверочными: поздний, окрестность, опасный, чудесный, счастливый, прекрасный, ненастный.



Приложение 3

Произошёл этот интересный случай в моё первое пребывание в тайге.

Шалаш с моим товарищем мы устроили в окрестностях реки под высокой скалой. Ни мой приятель, ни я не имели опыта лесных странствий и работу закончили поздно. Солнце медленно опускалось за верхушки сосен, вечер был чудесный. Но мы рухнули от усталости на подстилкуиз сосновых веток и уснули.

Разбудил нас каменный грохот и треск. Шалаш вздрагивал и грозил рухнуть. Мы в полной неизвестности выскочили наружу и отбежали под прикрытие сосен. Тогда мы увидели, как у самого края скалы возились два чёрных медвежонка. Они сгребали лапами камни и сбрасывали их. Булыжники крушили наше жилище.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Автор: Метус Виктория Владимировна

Дата: 07.04.2022

Номер свидетельства: 604339

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Правописание непроизносимых согласных в корне слова."
    ["seo_title"] => string(57) "pravopisaniie_nieproiznosimykh_soghlasnykh_v_kornie_slova"
    ["file_id"] => string(6) "373346"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482689948"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-nieproiznosimykh-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "129119"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415637682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Правописание слов с непроизносимыми согласными "
    ["seo_title"] => string(49) "pravopisaniie-slov-s-nieproiznosimymi-soghlasnymi"
    ["file_id"] => string(6) "146160"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419096573"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Непроизносимые согласные в корне слова. Закрепление пройденного. "
    ["seo_title"] => string(72) "nieproiznosimyie-soghlasnyie-v-kornie-slova-zakrieplieniie-proidiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "122501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414258840"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Правописание непроизносимых согласных "
    ["seo_title"] => string(42) "pravopisaniie-nieproiznosimykh-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "118887"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413286266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства