Просмотр содержимого документа
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №3 Абинский район
Урок русского языка в 5 классе на тему
«Правописание непроизносимых согласных в корне слова»
Выполнила учитель
русского языка и литературы
МБОУ СОШ №3
г.Абинска Метус В.В.
2021 год
Тема урока: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.
Цель урока: углубить знания учащихся о правописании непроизносимых согласных, закрепить умение обнаруживать данную орфограмму в корнях слов, развивать навыки фонетического разбора.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение применять на практике правила правописания;
- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- развитие критического мышления;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
- развивать умение применять новые знания;
- развитие речевых способностей учащихся;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения работы в парах.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса к родному языку;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности;
- взаимодействие учащихся в парной работе, развитие уважения друг к другу;
- развитие коммуникативных УУД.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
- карточки.
План урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия.
Домашнее задание, выставление оценок за урок.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
уч-ся
УУД
Организационный
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку, организация внимания уч-ся.
Без удивленья холодно уму,
Оно его живит и утепляет,
Пусть даже удивишься ты тому,
Что ничего тебя не удивляет.
Надеюсь, что сегодня на уроке у вас будут причины удивляться тайнам родного языка, его богатству и красоте.
Приветствуют учителя.
Личностные, коммуникатив-ные.
Актуализация знаний
Проверка д/з: упр. 46
Организация работы с карточками (Приложение 1)
Чтение составленных предложений и текстов. Комментарий и оценка.
Работа с карточками.
Регулятивные,
(контроль и оценка), коммуникат.
(умение строить высказывание)
Познавательные (опора на ранее изученное)
Постановка учебной задачи
Произведите фонетический разбор слов Грустный и Поздно.
- В этих словах содержится орфограмма, к которой мы сегодня обратимся. Что это за орфограмма? Сформулируйте тему урока и его цель.
Учащиеся формулируют тему урока и цель, оформляют запись в тетрадях.
Познавательные, регулятивные
Усвоение новых знаний
- Прочитайте правило на стр. 20.
- Приведите примеры слов с непроизносимой согласной.
Читают правило, приводят примеры.
Познавательные (работа с информацией)
Первичное закрепление
Упр. 47
Читают задание к упр., выполняют, комментируя правописание
Познавательные (опора на ранее изученное)
Физминутка
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, жёлтый, синий!
Медь, железо, алюминий!
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки, города!
Труд, веселье, сладкий сон!
А война пусть выйдет вон!
Разминаются каждый по своему желанию.
Закрепление изученного материала
Предлагает уч-ся работу в парах (Приложение 2)
- Прочитайте задание к упр. 48., выполните его самостоятельно с последующей самопроверкой. Оцените свою работу.
Выборочный диктант-«молчанка». Послушайте текст (Приложение 3) Понравился ли он вам?
Как бы вы его озаглавили? Есть ли в нём слова с непроизносимыми согласными?
Выпишите их.
Индивидуальное задание: по этимологическому словарю объяснить значение слова Окрестность, подобрать однокоренные слова.
Выполнить тестовое задание: в каком слове есть непроизносимый согласный?
Мес…ый
Опас…ый
Словес…ый
Прекрас…ый
Самостоятельно выполняют работу в парах, каждый выполняет свой вариант, затем организуют взаимопроверку. После чего идёт коллективная проверка в классе.
Выполняют упр. 48, затем проверяют его по ключу.
Коллективно находят слова с непроизносимой согласной и выписывают их, объясняя правописание.
Выступление с сообщением о значении и происхождении слова Окрестность.
Выполняют задание, объясняют, проверяют.
Коммуникативн-
ные (сотрудничество в паре), регулятивные (контроль), познавательные
Регулятивные, познавательные (работа с информацией),
коммуникатив-
ные (монологическая речь)
Познавательные,
коммуникатив-
ные, регулятивные
Рефлексия
- Какое правило мы сегодня повторили?
- Как оно формулируется и когда применяется?
Учитель благодарит ребят, выставляет оценки.
Познавательные, регулятивные.
Домашнее задание
1.Упр. 49 (базовый уровень).
2.Закончить 2-3-мя предложениями прослушанный на уроке рассказ, употребив в нём слова с непроизносимыми согласными (повышенный уровень).
Использованная литература.
Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.
Берестов В.Д. Улыбка: Стихи. Сказки/Вступ. ст. А. Туркова; Рис. И. Година. – М.: Дет. лит., 1986
Бурлак В.Н. Спроси травы и звёзды. – М.: Мол. гвардия, 1990
Вставить буквы, выписать слова с проверяемыми согласными в корне, подобрать проверочные.
В зимнем парке моро… и т…шина. Лишь старые берё…ки кряхтели и ст…нали. Сне… не давал им распр…миться. Д…ревья м…хали мёрзлыми ветками, роняли на доро…ки комья снега.
Приложение 2
I вариант. Образовать от существительных прилагательные с непроизносимыми согласными: интерес, чудо, небо, вкус, радость, гигант, грусть.
II вариант. Подобрать к прилагательным существительные, которые являются проверочными: поздний, окрестность, опасный, чудесный, счастливый, прекрасный, ненастный.
Приложение 3
Произошёл этот интересный случай в моё первое пребывание в тайге.
Шалаш с моим товарищем мы устроили в окрестностях реки под высокой скалой. Ни мой приятель, ни я не имели опыта лесных странствий и работу закончили поздно. Солнце медленно опускалось за верхушки сосен, вечер был чудесный. Но мы рухнули от усталости на подстилкуиз сосновых веток и уснули.
Разбудил нас каменный грохот и треск. Шалаш вздрагивал и грозил рухнуть. Мы в полной неизвестности выскочили наружу и отбежали под прикрытие сосен. Тогда мы увидели, как у самого края скалы возились два чёрных медвежонка. Они сгребали лапами камни и сбрасывали их. Булыжники крушили наше жилище.