kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка содержит разнойровневые задания и упражнения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)»

Урок 130 Дата: 07.05.2019 г

Класс: 6

Тема:"Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)"


Цель урока:

- познакомить учащихся с правописанием суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-).

Задачи:

Образовательные:

- формировать навык правописания и употребления глаголов с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), показать способ различения этих суффиксов и суффикса –ва-;

- научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;

- совершенствовать умение определять вид глагола и составлять видовые пары;


Развивающие:

- способствовать обогащению речи учащихся глаголами с суффиксами -ова-(-ева-), -ыва-(-ива-);

- продолжать формировать умение работать с толковым и фразеологическим словарями;

-развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать и строить рассуждение-объяснение.


Воспитательные:

- способствовать воспитанию отношений товарищества и взаимопомощи, интереса к предмету.

Оборудование:

Опорная табличка «Виды глагола»; табличка «Критерии оценки»; алгоритм применения правила и памятка анализа ответа товарища в справочниках учащихся; карточки с упражнениями; контрольные карточки для самопроверки.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Повторение. Словообразовательная разминка.

На карточках.

Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?

ОСЕННИЙ – ОСЕНЬ? ВИДЕЛ – ВИДЕТЬ?

Какая приставка поможет нам завершить действие?

УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?

Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ.

  1. Объяснение нового материала.Постановка проблемы.

- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

ДОКЛАД?ВАТЬ

КОМАНД?ВАТЬНАСТА?ВАТЬ

ГОР?ВАТЬ

  1. Сообщение темы урока.

Правописание гласных в суффиксах -ова(-ева-); -ыва(-ива-)"(Слайд 1).

- Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок, писать глаголы с указанными суффиксами (Слайд 3).

Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Слайд 4).

Составим опорную схему в рабочих тетрадях (Слайд 5).

- Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

Составление инструкции для применения правила (Слайд 6).

V. Применение алгоритма.

- «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы» (Слайд 7).

- Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляются после твердых согласных. И, Е – употребляются после мягких согласных).

- Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку.

VI. Грамматическая сказка.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Слайд 8).

Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквы Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах (Слайд 9).

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.

- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.



VII. Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму (Слайд 10).

- Это задания не очень сложные. Суффиксы даны, вам только нужно объяснить: почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.

VIII. Работа с карточками.

Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 пословицакаждому ученику).

- Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

- Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

- Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.

- Всякий трус любит о храбрости беседовать.

- Новых друзей наживай, а старых не теряй.


Физкультминутка (1,5 мин.)

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

Плечами поводи,

Головою покрути,

А потом быстрей,быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!


X.Тестирование или словарный диктант. (Слайды 13, 14; Приложение 2).

Подведение итога урока. (Приложение 1. Слайды 15, 16).

- Используя записанные на слайде глаголы составить простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении рассказать о том, что мы делали на уроке. Объяснить еще раз гласные в суффиксах глаголов.

XI. Дополнительный материал.

Смотреть – рассмАтривать (смотр)

Умолчать – умАлчивать (молча)


- Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Ребята, запомните раз и навсегда!!! Для проверки безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами –ыва-, –ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне.

Ослабеваю – ослабеть Повелеваю - повелеть


В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Гл. НСВ обр. с пом. суф. -ВА- а гл. буква Е проверяется с пом. глагола СВ. Записываем в словарики.

XI. Домашнее задание (на карточках).

Карточка 1.

От данных глаголов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда, зависть, горе, расход, участие, сочу…ствие

Карточка 2.

К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами.

Обвинять – Копить -

Печалиться - Молчать –

Карточка 3.

Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами.

Торжественно идти –

Покрывать лаком –

Быть шефом –

Принимать участие –

Проводить расследование –

Дать совет -
















6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва- (-ива-)

Автор: Евдокимова Светлана Владимировна

Дата: 17.05.2019

Номер свидетельства: 510750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Презентация к конспекту урока по русскому языку на тему "Правописание гласных в суффиксах глаголов" "
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiia-k-konspiektu-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-ghlasnykh-v-suffiksakh-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "133834"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416587907"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Правописание гласных в суффиксах глаголов –ова-ева- -ыва-ива-"
    ["seo_title"] => string(64) "pravopisaniie_ghlasnykh_v_suffiksakh_ghlagholov_ova_ieva_yva_iva"
    ["file_id"] => string(6) "343139"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473519858"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол»."
    ["seo_title"] => string(80) "marshrutnyi_list_po_russkomu_iazyku_dlia_6_klassa_na_temu_pravopisanie_glasnykh_"
    ["file_id"] => string(6) "626742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677520093"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов"."
    ["seo_title"] => string(80) "marshrutnyi_list_po_russkomu_iazyku_dlia_6_klassa_na_temu_pravopisanie_glasnyk_1"
    ["file_id"] => string(6) "626743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677520296"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов –ева (-ова), - ыва (-ива)»"
    ["seo_title"] => string(72) "urok_po_teme_pravopisanie_glasnykh_v_suffiksakh_glagolov_eva_ova_yva_iva"
    ["file_id"] => string(6) "522108"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570616296"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства