kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов –ева (-ова), - ыва (-ива)»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Правописание глассных в суффиксах глаголов -ова, (-ева) - ива(-ыва)" предназначен для учителей,  преподающих в 6 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов –ева (-ова), - ыва (-ива)»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елионская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области














Урок по теме

«Правописание гласных в суффиксах глаголов –ева (-ова), - ыва (-ива)»




Разработала:

Кузьменок Наталья Ильинична,

учитель русского языка и литературы
























2018



Правописание гласных в суффиксах глаголов –ева (-ова), - ыва (-ива).


Задачи

Образовательные: формировать навык правописания и употребления глаголов с суффиксами –ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), показать способ различения этих суффиксов и суффикса –ва-; совершенствовать умение определять вид глагола и составлять видовые пары; повторить безударные гласные в корне и чередование гласных.

Развивающие: способствовать обогащению речи обучающихся глаголами с суффиксами –ова- -ева-, -ыва- -ива-; развить навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания на практике.

Воспитательные: способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умение работать в коллективе, умение слушать; воспитывать интерес к урокам русского языка.


Планируемые результаты: обучающиеся сформируют представление о том, как пишутся суффиксы ова/ева – ива/ыва в глагольных формах (инфинитив и 1 лицо, ед. ч.): смогут на практике применять теоретические знания.


Формирование УУД

Личностные действия:

положительное отношение к уроку, понимание необходимости знаний:

бережное отношение к слову

Регулятивные действия:

понимать и выполнять планируемые действия:

проговаривать вслух последовательность производимых действий

Познавательные действия:

понимать, обобщать информацию и применять имеющийся запас знаний;

извлекать нужную информацию

Коммуникативные действия:

развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;

способствовать развитию речи и логики мышления


Тип урока Урок «открытия» нового знания.


Методы обучения:

  1. Исследовательский.

  2. Метод «мозгового штурма».


Используемое оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.













Технологическая карта урока.



Этап урока.



Деятельность учителя


Деятельность обучающихся


  1. Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение обучающихся

в деятельность.



Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас я вас попрошу посмотреть друг на друга и улыбнуться, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.



  1. Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

.



  1. Словообразовательная разминка.


  1. Какая приставка поможет нам завершить действие?

РИСОВАЛ – НАРИСОВАЛ?

( приставка НА-)

УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?


  1. Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ

( суффикс СЯ-) Как называются такие глаголы? (возвратные)


  1. Какие части слова служат для образования новых слов?


  1. Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу?

( мы узнаем, в какой морфеме находится орфограмма)


Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал.


3. Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности



Самоопределение деятельности. Актуализация опорных знаний обучающихся.



«За­гадки Словообразования»: Решите орфографическую задачу: — Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?


У побережья зеленого,

Наклонив головки нежные,

Перешепт(Ы)(О)вались лилии

С ручейками тихозвонными

С.Есенин.

Выявляет уровень знаний, необходимых для усвоения новых знаний:

Прочитайте четверостишие С. Есенина. Какую гласную напишем в слове перешептывались?

Можете объяснить. Почему?

Хотите узнать? Для чего?

А к какой части речи относится данное слово?

В какой части слова орфограмма?

Разберем это слово по составу.

Как выдумаете, что вы должны знать и уметь, чтобы правильно написать гласную в суффиксе?

Читают четверостишие. Пытаются объяснить, какую гласную надо писать в глаголе перешептывались

Разбирают слово перешептывались по составу.


Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал.

Вспоминают, что такое глагол, какие знания им нужны для новой темы.

4.Формулирование проблемы.


Вы смогли сразу правильно выполнить задание?

В какой части слова написание вызвало затруднение?

Почему?


Фиксируют возникшее затруднение (написание гласной в суффиксе глагола) причина – не знают способа проверки данной орфограммы

5.Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Какой возникает вопрос? (Когда в суффиксах глаголах пишется Ы (И), а когда О (Е))

Как сформулируем тему нашего урока?

Тема: Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Чему мы сегодня должны научиться на уроке?

Цель: Познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать гласные в суффиксах глаголов. (слайд № 4)

Исходя из цели ставим следующие задачи:

  1. В результате наблюдения над теоретическим и практическим материалом сделать вывод о правописании гласных о (е), ы(и) в суффиксах глаголов.

  2. Научиться дифференцировать условия выбора гласных букв о (е), ы (и) в суффиксах глаголов.

  3. Применять свои умения на письме.

Формулируют вопросы.

Формулируют тему урока.


Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Задача: узнать способ проверки гласной в суффиксах глаголов - ыва-ива; -ова-ева.

Научиться правильно использовать этот способ при написании суффиксов.

6. Исследование темы урока.

Лабораторная работа.

Тема: Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Дано:1. Суффиксы: -ыва-(-ива-), -ова- (-ева-).

2. слова: беседовать, потчевать; горевать, просматривать, закапывать

Цель: Определить условия написания буквЫ-И и О-Е в суффиксах глаголов.

Ход работы.

  1. 1. Запишите данные слова в тетрадь и выделите суффиксы –ЫВА – (-ИВА-), -ОВА- (-ЕВА-)

  2. 2.Поставьте данные глаголы в форме 1 лица ед.ч. 3.Обозначьте суффиксы.

  3. 4.Определите в каких словах суффиксы сохранились.

  4. 5.Сделайте вывод, в каких случаях пишут буквы Ы-И, а когда – О-Е

  5. 6.Прочитайте свою работу, сделайте обобщение и вывод. Что же является условием выбора для написания букв Ы-И и О-Е в суффиксах. Сформулируйте правило.








Описание работы: Я выписываю слова беседовать, потчевать, просматривать, закапывать, потом я выделяю в этих словах суффиксы , получится: , бесед-ова-ть, потч-ева-ть, просматр-ива-ть, закап-ыва-ть. Ставлю данные глаголы в форме 1 лица единственного числа и обозначаю суффиксы: бесед-у-ю, потч-у-ю, просматр-ива-ю, закап-ыва-ю. Следовательно, буквы О и Е пишутся, если в форме 1 лица единственного числа суффикс не сохранился , Ы-И, если суффикс сохранился.

Вывод: чтобы определить правильное написание суффиксов –ЫВА-(-ИВА-), -ОВА- (-ЕВА-)в глаголах, надо поставить глагол в форме 1 лица единственного числа, если суффикс сохранится, то мы напишем суффикс –ЫВА- (-ИВА), а если не сохранится, то –ОВА- (-ЕВА-).



7.Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному.

 Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам:

              рассказЫВАю

              рассказЫВАешь

              рассказЫВАет

Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут.

Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах.

А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах:

             командОВАть

             командУю

             командУешь

             командУет

Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами -  о, е.

- сказка ложь, да в ней намёк , добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз.



8. Первичное закрепление во внешней речи.

2.Алгоритм или вывод:

Правописание гласных в суффиксах _ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-)

  1. Образовать форму 1 лица ед. ч. н.вр.

  2. Проверить , оканчивается ли глагол на –УЮ (ЮЮ)

  3. ДА НЕТ

  4. Написать Написать

- О (-Е) -Ы (-И)

Скажите, какую гласную вы напишите в глаголе перешептывались? Почему?


«Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах ова-, -ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.)

Создают алгоритм написания суффиксов глаголов . Проговаривают алгоритм вслух.








Устно обучающиеся отвечают на вопрос:


9. Закрепление изученного материала

1. Замените глаголы или словосочета­ния близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматрива­емыми суффиксами. Выполните орфографический разбор.

Е го усиленно угощали, (потчевали — потчУЮ)

Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ)

На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать — опаздЫВАЮ)

Раненому сделали операцию, (прооперировали — проогшрирУЮ)

Улицу покрыли асфальтом, (заасфальти­ровали — заасфальтирУЮ)

Два часа я гулял по улице, (прогуливал­ся — прогулИВАЮсь)

С лова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, прооперирова­ли, опаздывать, прогуливаться, потчевать


Словарная работа потчевать.


Фразеологическая пауза.

Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы.

подливать масла в огонь усердствовать

набрать в рот воды подзадоривать

из кожи вон лезть безмолвствовать

Работают в тетрадях, записывают слова, объясняют орфограмму


Коллективная работа















Вспоминают правила о фразеологизмах


10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Образуйте новые слова: от глагола ЗАНОСИТЬ взять приставку, от глагола ГАДАТЬ - корень, добавить изученный суффикс, от глагола ЛЕПЛЮ – окончание (ЗАГАДЫВАЮ).

От глагола ОБЛЕТЕТЬ взять приставку, от существительного РАДОСТЬ – корень, добавить изученный суффикс, написать окончание неопределенной формы глагола (ОБРАДОВАТЬ)

Эталон ответа (слайд )

Выполняют самостоятельную работу. Проверяют по эталону.

11.Выдвижение гипотезы

Объясните смысл пословиц, произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола.
Обозначьте орфограмму.

Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горе­вать.

Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) беседовать.

Новых друзей (жИть) наживай, а ста­рых не теряй.


Последний глагол является «провока­ционным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать вни­мание учащихся и подчеркивают необхо­димость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограм­ма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбиваем гласную в суф­фиксе глагола.


Вечер встречи видовых пар.

Ослабеваю — ослабеть. Повелеваю — повелеть.

В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с по­мощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида.


. Разберём по составу глагол доставал

– Есть ли в этом слове изученные нами суффиксы? (Нет)

– Какие суффиксы вы выделили? (- Л, - ВА)


Отличие суффикса – ВА от суффикса – ОВА (- ЕВА).

Примечание. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необхо­димо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же глас­ная, что и в начальной форме: запить — запивать, напеть — напевать.

Попробуйте сформулировать правило. Рассмотрим варианты. Выберем правильный.

Проверка гипотезы. Подведем итог.

- К какому выводу мы пришли. (существуют 2 разных правила).

- Давайте в парах составим шпаргалку на оба правила.  Но, назовите, какими признаками она должна обладать? ( Полнота, краткость, наглядность)

- Представьте свой вариант. Давайте оценим по указанным критериям.

- Но я могу сказать, что шпаргалка недостаточна полная. Есть в этом правиле слова-исключения: Исключениязастрять — застревать, застреваю, затмить — затмевать, затмеваю, продлить — продлевать, продлеваю.


- Посмотрите на шпаргалку и скажите, какими умениями должен обладать ученик, чтобы правильно написать суффиксы глаголов?  (выделять суффикс и корень, знать правило, образовывать неопределённую форму и 1 лицо ед. ч. глагола).


Определяют смысл пословиц, объясняют написание суффиксов глаголов


Выдвигают гипотезы о написании слова наживай


Составляют шпаргалки


Коварные суффиксы.

смотреть — рассмАтривать — (смОтр)

прополоть — пропАлывать — (пОлет)

умолчать — умАлчивать — (мОлча)

— Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки' без­ударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-. Подберите проверочные слова, опреде­лите гласную в корне

Анализируют, решают поставленную задачу

12. Промежуточный контроль

.

 

Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы.

 

1. –ыва-                         оправд..вать – атак..вать

2. –ова-                       воспит..вать – торжеств..вать

3. –ова-                          лакир..вать – испыт..вать

4. –ова-                          доклад..вать – исслед..вать

5. –ова-                          запис..вать – чувств..вать

6. –ова-                          негод..вать – откус..вать

7. –ыва-                         действ..вать – образов..вать

 

- Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку

Слад «Проверь себя» (самопроверка)

 

                оправдывать

                торжествовать

                лакировать

                исследовать

                чувствовать

                 негодовать

                образовывать

Разбираем допущенные ошибки.

 


Выполняют задания, оценивают усвоение степень усвоения материала

13.. Подведение итога урока и выставление оценок.


-Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответст­вующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов.

Образов..вали, тренир..вались, использ..ва­ли, доказ..вали, проб..вали.

0 егодня на уроке русского языка мы

образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе.


Составляют предложения, подводят итог урока

14.Рефлексия.

Осмысление результатов работы.

Задание

  1. Чему учились на уроке?

  2. С какими трудностями столкнулись?

  3. С чем это связано?

  4. Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

  5. Оцените свою работу на уроке.

Высказывают свои мысли. Работают с картой самооценки.

15. Задание на дом.



VIII.  1. § 

2. Написать мини-сочинение «Что я узнал о суффиксах глагола»

Сочинение можно написать в художественном стиле в форме сказки

(как встретились суффиксы, заспорили, кто важнее) или в научном стиле (это формулировка правила и примера).

3. Можно выполнить любое задание, это тем, кто не будет писать сочинение.

1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму.

Команда -_______________________                        

расход - ________________________  

Зависть - _______________________   

участие - _______________________

Горе - __________________________

сочу..ствие - ____________________

2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

обвинять  - __________________________  

копить - _____________________________

печалиться - _________________________  

молчать - ____________________________

3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму.

торжественно идти - __________________________

покрывать лаком - ____________________________

быть шефом - _______________________________

принимать участие - _________________________

ездить по новым местам - _______________________

проводить расследование - __________________

посылать телеграмму -  ____________















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов –ева (-ова), - ыва (-ива)»

Автор: Кузьменок Наталья Ильинична

Дата: 09.10.2019

Номер свидетельства: 522108

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол»."
    ["seo_title"] => string(80) "marshrutnyi_list_po_russkomu_iazyku_dlia_6_klassa_na_temu_pravopisanie_glasnykh_"
    ["file_id"] => string(6) "626742"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677520093"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов"."
    ["seo_title"] => string(80) "marshrutnyi_list_po_russkomu_iazyku_dlia_6_klassa_na_temu_pravopisanie_glasnyk_1"
    ["file_id"] => string(6) "626743"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1677520296"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Презентация к конспекту урока по русскому языку на тему "Правописание гласных в суффиксах глаголов" "
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiia-k-konspiektu-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-pravopisaniie-ghlasnykh-v-suffiksakh-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "133834"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416587907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Путешествие по стране Глаголии (Обобщающий урок по теме "Глагол")"
    ["seo_title"] => string(77) "putieshiestviie_po_stranie_glagholii_obobshchaiushchii_urok_po_tiemie_glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "344893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474448708"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства