Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елионская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области
сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Используемое оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.
Этап урока. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение обучающихся в деятельность. | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас я вас попрошу посмотреть друг на друга и улыбнуться, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. | |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий . | Словообразовательная разминка. Какая приставка поможет нам завершить действие? РИСОВАЛ – НАРИСОВАЛ? ( приставка НА-) УЧИЛ – ВЫУЧИЛ? Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок? умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ ( суффикс СЯ-) Как называются такие глаголы? (возвратные) Какие части слова служат для образования новых слов? Как словообразовательный разбор помогает нам решить орфографическую задачу? ( мы узнаем, в какой морфеме находится орфограмма) | Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал. |
3. Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности Самоопределение деятельности. Актуализация опорных знаний обучающихся. | «Загадки Словообразования»: Решите орфографическую задачу: — Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме? У побережья зеленого, Наклонив головки нежные, Перешепт(Ы)(О)вались лилии С ручейками тихозвонными С.Есенин. Выявляет уровень знаний, необходимых для усвоения новых знаний: Прочитайте четверостишие С. Есенина. Какую гласную напишем в слове перешептывались? Можете объяснить. Почему? Хотите узнать? Для чего? А к какой части речи относится данное слово? В какой части слова орфограмма? Разберем это слово по составу. Как выдумаете, что вы должны знать и уметь, чтобы правильно написать гласную в суффиксе? | Читают четверостишие. Пытаются объяснить, какую гласную надо писать в глаголе перешептывались Разбирают слово перешептывались по составу. Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал. Вспоминают, что такое глагол, какие знания им нужны для новой темы. |
4.Формулирование проблемы. | Вы смогли сразу правильно выполнить задание? В какой части слова написание вызвало затруднение? Почему? | Фиксируют возникшее затруднение (написание гласной в суффиксе глагола) причина – не знают способа проверки данной орфограммы |
5.Формулирование темы урока, постановка задач урока. | Какой возникает вопрос? (Когда в суффиксах глаголах пишется Ы (И), а когда О (Е)) Как сформулируем тему нашего урока? Тема: Правописание гласных в суффиксах глаголов. Чему мы сегодня должны научиться на уроке? Цель: Познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать гласные в суффиксах глаголов. (слайд № 4) Исходя из цели ставим следующие задачи: В результате наблюдения над теоретическим и практическим материалом сделать вывод о правописании гласных о (е), ы(и) в суффиксах глаголов. Научиться дифференцировать условия выбора гласных букв о (е), ы (и) в суффиксах глаголов. Применять свои умения на письме. | Формулируют вопросы. Формулируют тему урока. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Задача: узнать способ проверки гласной в суффиксах глаголов - ыва-ива; -ова-ева. Научиться правильно использовать этот способ при написании суффиксов. |
6. Исследование темы урока. | Лабораторная работа. Тема: Правописание гласных в суффиксах глаголов. Дано:1. Суффиксы: -ыва-(-ива-), -ова- (-ева-). 2. слова: беседовать, потчевать; горевать, просматривать, закапывать Цель: Определить условия написания буквЫ-И и О-Е в суффиксах глаголов. Ход работы. 1. Запишите данные слова в тетрадь и выделите суффиксы –ЫВА – (-ИВА-), -ОВА- (-ЕВА-) 2.Поставьте данные глаголы в форме 1 лица ед.ч. 3.Обозначьте суффиксы. 4.Определите в каких словах суффиксы сохранились. 5.Сделайте вывод, в каких случаях пишут буквы Ы-И, а когда – О-Е 6.Прочитайте свою работу, сделайте обобщение и вывод. Что же является условием выбора для написания букв Ы-И и О-Е в суффиксах. Сформулируйте правило. | Описание работы: Я выписываю слова беседовать, потчевать, просматривать, закапывать, потом я выделяю в этих словах суффиксы , получится: , бесед-ова-ть, потч-ева-ть, просматр-ива-ть, закап-ыва-ть. Ставлю данные глаголы в форме 1 лица единственного числа и обозначаю суффиксы: бесед-у-ю, потч-у-ю, просматр-ива-ю, закап-ыва-ю. Следовательно, буквы О и Е пишутся, если в форме 1 лица единственного числа суффикс не сохранился , Ы-И, если суффикс сохранился. Вывод: чтобы определить правильное написание суффиксов –ЫВА-(-ИВА-), -ОВА- (-ЕВА-)в глаголах, надо поставить глагол в форме 1 лица единственного числа, если суффикс сохранится, то мы напишем суффикс –ЫВА- (-ИВА), а если не сохранится, то –ОВА- (-ЕВА-). |
7.Грамматическая сказка, позволяющая представить правило и лучше его запомнить | Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова-, -ева- и –ыва-, -ива-. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы –ыва-, -ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли своё место другим суффиксам: рассказЫВАю рассказЫВАешь рассказЫВАет Злые языки, правда, говорили, что дело не в преданности – просто буквам ы, и тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва-, -ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы –ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали своё место суффиксам –у-, -ю-, оставаясь только в некоторых формах: командОВАть командУю командУешь командУет Так их теперь и различают. Если суффикс не покидает своё место, это –ыва-, -ива-., а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами - о, е. - сказка ложь, да в ней намёк , добрым молодцам урок. Какой урок даёт нам эта сказка? Сформулируйте правило ещё раз. | |
8. Первичное закрепление во внешней речи. | 2.Алгоритм или вывод: Правописание гласных в суффиксах _ОВА- (-ЕВА-), -ЫВА- (-ИВА-) Образовать форму 1 лица ед. ч. н.вр. Проверить , оканчивается ли глагол на –УЮ (ЮЮ) ДА НЕТ Написать Написать - О (-Е) -Ы (-И) Скажите, какую гласную вы напишите в глаголе перешептывались? Почему? «Почему в каждом случае мы говорим о двух суффиксах?» (Гласные о, ы в суффиксах ова-, -ыва- показывают твердость предшествующей согласной, а гласные е, и в суффиксах -ева-, -ива- показывают мягкость предшествующей согласной.) | Создают алгоритм написания суффиксов глаголов . Проговаривают алгоритм вслух. Устно обучающиеся отвечают на вопрос: |
9. Закрепление изученного материала | 1. Замените глаголы или словосочетания близкими по смыслу (см. слова для справок) глаголами с рассматриваемыми суффиксами. Выполните орфографический разбор. Е го усиленно угощали, (потчевали — потчУЮ) Кучер подгонял лошадей, (подстёгивал - подстёгИВАЮ) На уроки нельзя являться с опозданием. (опаздывать — опаздЫВАЮ) Раненому сделали операцию, (прооперировали — проогшрирУЮ) Улицу покрыли асфальтом, (заасфальтировали — заасфальтирУЮ) Два часа я гулял по улице, (прогуливался — прогулИВАЮсь) С лова для справок: п..дстёги вал, з..асфальтировали, прооперировали, опаздывать, прогуливаться, потчевать Словарная работа потчевать. Фразеологическая пауза. Соедините фразеологизмы и глаголы с таким же значением. Объясните орфограммы. подливать масла в огонь усердствовать набрать в рот воды подзадоривать из кожи вон лезть безмолвствовать | Работают в тетрадях, записывают слова, объясняют орфограмму Коллективная работа Вспоминают правила о фразеологизмах |
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Образуйте новые слова: от глагола ЗАНОСИТЬ взять приставку, от глагола ГАДАТЬ - корень, добавить изученный суффикс, от глагола ЛЕПЛЮ – окончание (ЗАГАДЫВАЮ). От глагола ОБЛЕТЕТЬ взять приставку, от существительного РАДОСТЬ – корень, добавить изученный суффикс, написать окончание неопределенной формы глагола (ОБРАДОВАТЬ) Эталон ответа (слайд ) | Выполняют самостоятельную работу. Проверяют по эталону. |
11.Выдвижение гипотезы | Объясните смысл пословиц, произведя по алгоритму необходимые действия, определите суффикс глагола. Обозначьте орфограмму. Не та хозяйка, которая (разговарИВАЮ) разговаривает, а та, которая щи (наварИВАЮ) наваривает. Враг хотел (пирУЮ) пировать, а пришлось (горЮЮ) горевать. Кто не умеет выполнять, не должен (приказЫВАЮ) приказывать. Всякий трус любит о храбрости (беседУЮ) беседовать. Новых друзей (жИть) наживай, а старых не теряй. Последний глагол является «провокационным», так как орфограмма в нем не в суффиксе, а в корне. Подобные «ловушки» позволяют удерживать внимание учащихся и подчеркивают необходимость перед применением правила проверить, в какой морфеме орфограмма. Наше правило применимо лишь тогда, когда выбиваем гласную в суффиксе глагола. Вечер встречи видовых пар. Ослабеваю — ослабеть. Повелеваю — повелеть. В данных глаголах нет знакомых нам суффиксов, в этом легко убедиться, если образовать видовую пару. Глаголы несовершенного вида образованы с помощью суффикса -ва-, а стоящий перед ним суффикс проверяется с помощью глаголов совершенного вида. . Разберём по составу глагол доставал – Есть ли в этом слове изученные нами суффиксы? (Нет) – Какие суффиксы вы выделили? (- Л, - ВА) Отличие суффикса – ВА от суффикса – ОВА (- ЕВА). Примечание. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необходимо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: запить — запивать, напеть — напевать. Попробуйте сформулировать правило. Рассмотрим варианты. Выберем правильный. Проверка гипотезы. Подведем итог. - К какому выводу мы пришли. (существуют 2 разных правила). - Давайте в парах составим шпаргалку на оба правила. Но, назовите, какими признаками она должна обладать? ( Полнота, краткость, наглядность) - Представьте свой вариант. Давайте оценим по указанным критериям. - Но я могу сказать, что шпаргалка недостаточна полная. Есть в этом правиле слова-исключения: Исключения: застрять — застревать, застреваю, затмить — затмевать, затмеваю, продлить — продлевать, продлеваю. - Посмотрите на шпаргалку и скажите, какими умениями должен обладать ученик, чтобы правильно написать суффиксы глаголов? (выделять суффикс и корень, знать правило, образовывать неопределённую форму и 1 лицо ед. ч. глагола). | Определяют смысл пословиц, объясняют написание суффиксов глаголов Выдвигают гипотезы о написании слова наживай Составляют шпаргалки |
| Коварные суффиксы. смотреть — рассмАтривать — (смОтр) прополоть — пропАлывать — (пОлет) умолчать — умАлчивать — (мОлча) — Правильно ли здесь подобраны проверочные слова? Для проверки' безударной гласной в корне нельзя брать глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-. Подберите проверочные слова, определите гласную в корне | Анализируют, решают поставленную задачу |
12. Промежуточный контроль . | Из каждой пары глаголов выберите слово с требуемым суффиксом и запишите его в таблицу, выделяя суффиксы. 1. –ыва- оправд..вать – атак..вать 2. –ова- воспит..вать – торжеств..вать 3. –ова- лакир..вать – испыт..вать 4. –ова- доклад..вать – исслед..вать 5. –ова- запис..вать – чувств..вать 6. –ова- негод..вать – откус..вать 7. –ыва- действ..вать – образов..вать - Обведите столбик, состоящиц из первых букв каждого слова; если задание выполнено верно, то вы прочитаете вашу отметку Слад «Проверь себя» (самопроверка) оправдывать торжествовать лакировать исследовать чувствовать негодовать образовывать Разбираем допущенные ошибки. | Выполняют задания, оценивают усвоение степень усвоения материала |
13.. Подведение итога урока и выставление оценок. | -Используя записанные на доске слова, составьте предложение, соответствующее схеме:[=, =, =, = и =]. В своем предложении расскажите о том, что мы делали на уроке. Объясните гласные в суффиксах глаголов. Образов..вали, тренир..вались, использ..вали, доказ..вали, проб..вали. 0 егодня на уроке русского языка мы образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов, использовали алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксе и пробовали свои силы в самостоятельной работе. | Составляют предложения, подводят итог урока |
14.Рефлексия. Осмысление результатов работы. | Задание Чему учились на уроке? С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? Оцените свою работу на уроке. | Высказывают свои мысли. Работают с картой самооценки. |
15. Задание на дом. | VIII. 1. § 2. Написать мини-сочинение «Что я узнал о суффиксах глагола» Сочинение можно написать в художественном стиле в форме сказки (как встретились суффиксы, заспорили, кто важнее) или в научном стиле (это формулировка правила и примера). 3. Можно выполнить любое задание, это тем, кто не будет писать сочинение. 1) От данных слов образуйте глаголы с изученными суффиксами. Не забудьте обозначить орфограмму. Команда -_______________________ расход - ________________________ Зависть - _______________________ участие - _______________________ Горе - __________________________ сочу..ствие - ____________________ 2) К данным глаголам подберите антонимы с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму. обвинять - __________________________ копить - _____________________________ печалиться - _________________________ молчать - ____________________________ 3) Замените словосочетания глаголами с изученными суффиксами. Обозначьте орфограмму. торжественно идти - __________________________ покрывать лаком - ____________________________ быть шефом - _______________________________ принимать участие - _________________________ ездить по новым местам - _______________________ проводить расследование - __________________ посылать телеграмму - ____________ | |