Тема урока | Правописание букв О – Ё после шипящих в корне слова |
Учитель, класс | Панова Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка, 5А класс |
Цель деятельности учителя | Преобразовывать информацию из одной в другую (текст – схема – алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности; работать по алгоритму. Находить слова с О – Ё после шипящих, правильно писать слова с названной орфограммой; графически обозначать условия выбора орфограммы. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка. Метапредметные: пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим) и аудирования, анализировать, сравнивать, делать выводы. Предметные: знать орфограмму написания букв О – Ё после шипящих в корне слова; уметь применять правило написания слов с изученной орфограммой. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; системно-деятельностный метод, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа |
Образовательные ресурсы | http://www.school2100.ru/ http://www.uroki.net/ http://videouroki.net/ |
Оборудование, наглядно-демонстрационный материал | Компьютер, интерактивная доска; мультимедийная презентация (Power Point), раздаточный материал для учпщихся |
Основные понятия | Морфема, шипящие звуки речи, орфограмма |
Время проведения | 45 минут |
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть -Всё ли готово к уроку? Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь, сядьте удобно, все ли чувствуют себя комфортно? Прочитаем слова: «С малой удачи начинается большой успех». А.С. Пушкина: «Изучайте значение слов - и вы избавите свет от половины его заблуждений». Я предлагаю вам сделать эти слова сегодня нашим девизом. Как понимаем эти слова? Что пригодится для успешной работы нам на уроке? - Сегодня мы продолжим работу в нашей маленькой лингвистической лаборатории. Нам предстоит непростая, но интересная работа, так как орфограмма, с которой мы с вами будем знакомиться, относится к разряду особенно трудных. К концу урока мы узнаем, кто из вас самый внимательный, находчивый, активный на уроке. –Традиционно начинаем с языковой разминки: Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, он певуч.., Он, как русский народ, многолик, Как держава наша, могуч... Хочеш… – песни, гимны пиши, Хочеш… – выскажи боль души. Он, как наши мечты, велик, Животворный русский язык! - В какой позиции находятся орфограммы? Какие звуки речи мы называем шипящими? | Настраиваются на урок Внимание на слайд 1. Отвечают на вопросы, выполняют языковую разминку. Слайд 2 Задание на слайде Ж, Ч, Щ, Ш | Регулятивные: выдвигать версии. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форм, умение слушать и понимать речь других. Личностные: учебная мотивация; умение адекватно реагировать на трудности и не боятся сделать ошибку. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. | - Ребята, посмотрите, Незнайка написал СМС-письмо для Знайки, но некоторые слова компьютер почему-то подчеркнул. Внимание на слайд, давайте поможем мальчику навести порядок в правописании. Недавно я увидел, как Щоголь в капюшёне распахнул дверь одного из магазинов и вошол внутрь. Хозяин улыбнулся почотному гостю и расставил товары. Здесь было всё: на шолковой ткани искусный шёв, вкусные жолуди, ангёусы и крыжовник и даже чорный рыцарский плащ. Но герой не мог купить и дешовой расчоски: денег у него не было. - Как вы думаете, почему «редактор» подчеркнул некоторые слова? -Что их объединяет? Распределите их в два столбика, исходя из правописания гласной в корне, выделите корень, поставьте ударение. | Выписывают слова в два столбика | Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: выполнение пробного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. Личностные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
3.Выявление места и причины затруднения. | - Какие согласные и гласные создали для Незнайки «ошибкоопасные» позиции для гласных? (Шипящие). - В какой морфеме находятся эти «ошибкоопасные» позиции? Постановка проблемы: внимательно посмотрите на доску, прочитайте слова из правого, а затем левого столбика, определите, что в них общего, а что отличного? - Почему же при совершенно одинаковых условиях пишутся разные буквы? Решению этого вопроса посвящена тема нашего сегодняшнего урока. - Сможете ли вы сформулировать тему урока? - Определите ключевые слова темы урока - Постарайтесь сформулировать цели и задачи урока. - Что вы хотите узнать на уроке, чему научиться, сможете ли применять правило в жизни? | Буквы О-Ё после шипящих В корне Все они содержат в корне шипящий согласный, гласная в них стоит по ударением В словах левого столбика после шипящих – буква ё, а в словах правого столбика - о. Выдвигают формулировки целей, обсуждают, анализируют, планируют пути достижения целей Примерные ответы: - Я узнаю, когда после шипящих пишется О, когда Ё. - Я научусь правильно писать слова с буквами О - Ё после шипящих - Я смогу применить знания в жизни, например, правильно решу упражнение и получу «5» | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы. |
4.Построение проекта выхода из затруднений. | - Сможете ли вы на данном этапе сформулировать правило написания букв О или Ё после шипящих в корне слов? - Предлагаю поработать в парах. Сравните два столбика, подберите к данным словам однокоренные. Объясните, для каждой ли группы слов это действие выполнимо? - На основе своих наблюдений сформулируйте правило правописания букв о-ё после шипящих в корне слова. Докажите свою точку зрения своими примерами. - Теперь вы можете сформулировать правило написания букв О-Ё после шипящих в корне слова? Как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) - Давайте посмотрим по учебнику, правильно ли вы сформулировали правило. Откройте учебник на странице 37. Согласны ли вы с позицией учебника? Докажите свою точку зрения. | Работа в парах. В корне после шипящих под ударением пишется буква Ё. Мы можем к слову подобрать однокоренное слова с буквой Е в корне. Составление алгоритма слайд Выступление от группы Работа по алгоритму Читают вслух правило - Итак, делаем вывод: под ударением в корне после шипящего пишем Ё, если к слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Если такое слово подобрать нельзя, то в корне следует писать букву О. | Познавательные: формулирование познавательной цели, моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать и интерпретировать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; составлять (в группе) план решения проблемы. Коммуникативные: в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы; уметь принимать выдвинутую гипотезу, соглашаться или не соглашаться с ней. Личностные: самоопределение; смыслообразование. |
5.Реализация построенного проекта. | Первичное закрепление Задание из приложения 3. Проверка Взаимопроверка по вариантам 1. Ж..лудь, ш..пот, пч..лы, ш..лк, ж..лтый, ш..л, ч..рточка, ж..рдочка, щ..голь, ж..лоб, ж..рнов 2. Расч..ска, прич..ска, ч..рный, реш..тка, печ..нка, беч..вка, ж..рдочка, ч..рт, ч..лн, щ..лка, щ..чка - Поднимите руки те ребята, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы! Кто допустил одну ошибку? Две? Три? Не падайте духом, в следующий раз у вас всё получится, нужно только выучить правило и быть более внимательными. Обращение к словам А.С. Пушкина, работа со словарём. - Жокей – наездник на скачках. (Слайд 9) - Крюшон – прохладительный напиток. (Слайд 10) Попутно: работа с толковым словарем, словарная работа (устно): - жонглер-артист цирка, который искусно подбрасывает одновременно несколько предметов; - шокировать – приводить в смущение компрометирующим поведением, несоблюдением общепринятых норм приличия; - чопорный – чрезмерно строгий и принужденный в поведении, в соблюдении приличий; -трущоба - труднопроходимое, густо заросшее место. Грязное и тесное, ветхое жилье. | Вывод: под ударением в корне после шипящего пишем Ё, если к слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е. Если такое слово подобрать нельзя, то в корне следует писать букву О Знакомятся с новыми словами Работа со словарем | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно; понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму. Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи : мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). Личностные: смыслообразование; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
6.Первичное закрепление. | Самостоятельная работа Ч..кнутый ш..тландец – обж..ра в ш..лковых деш..вых ш..ртах, сидя на ж..сткой реш..тке, ел пш..нную кашу с печ..нкой, откусывая ч..рствый ч..рный хлеб и запивая все это компотом из крыж..вника. А ч..порный ч..рт, сидя в своей трущ..бе, напевая ш..потом, делал ш..в на капюш..не, тоже подумывая насч..т обеда. И вдруг послышался ш..рох... Ж..нглируя сожж..нным ш..мполом, подош..л неприч..санный ж..кей с пухлыми щ..чками, с усами щ..точкой и коротенькой ч..лочкой. Вид этого «поч..тного» гостя в тяж..лых ч..ботах вызвал безудержный смех у трущ..бных обитателей. | Выполняют самостоятельную работу. | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки; прогнозирование. Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). Личностные: осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
7.Самостоятельная работа. | - Подведем итог урока. Что нового вы узнали? Методика «неоконченных предложений». Подведение итогов. Беседа. - какой сигнал подсказывает, что в слове есть изучаемая орфограмма? (шипящая буква) -от чего зависит выбор буквы в корне слова (от ударения в исходном слове и от наличия проверочного слова) - что должны знать и уметь, чтобы правильно пользоваться правилом? (знать шипящие, уметь ставить ударение и подбирать проверочные слова). | Работа в парах. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом ит.д.); учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его. Личностные: осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Конспект урока дописать + материал учебника Составить шуточный рассказ со словами-исключениями т с буквой Ё после шипящих – «Шипящий детектив». Написать небольшой весёлый диктант на пройденную орфограмму. | Самостоятельная работа. Проверим ответы по образцу | Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план); понимание сущности алгоритма, умение действовать по готовому алгоритму; Коммуникативные: понимая позицию другого, различать в его речи мнение, точку зрения, доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории). Личностные: интерес к различным видам учебной, терпеливость, доброе отношение к другим. |
9.Рефлексия учебной деятельности | Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал. 1.В какой позиции находятся гласные О-Ё после шипящих в корне слова? (Под ударением) 2.При каком условии мы после шипящего пишем букву Ё? Приведите примеры. 3.А при каком условии пишем букву О? Приведите примеры. 4.Цель урока – научиться грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута ли цель? 5.Что осталось непонятным? 6.Что понравилось больше всего? 7.Что показалось самым трудным? | Делают самооценку. Определяют личные достижения на уроке. Заполняют «Лист самооценки ученика» Лист самооценки ученика 1.Какова была цель урока? 2. Удалось получить результат? 3. Какую оценку ты бы себе поставил? Почему? Измерьте «температуру» вашего настроения на уроке, закрасив деления на градуснике: Термометр вашего настроения | Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.) Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |