kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правописание букв -Ч- и -Щ- в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет развивать умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Правописание букв -Ч- и -Щ- в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-»

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе.

Тема урока: «Правописание букв «ч» и «щ» в суффиксах существительных -чик – щик -.»

Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.

Задачи:

-развивать умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления, устно и письменно аргументировано объяснять условия выбора букв ч-щ в суффиксах существительных - чик-щик-.

-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

-развивать орфографическую зоркость, умение работать в парах и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;


Методы: словесные

-Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех.

Итак , начинаем нашу работу.



2.


Опрос учащихся по изученному материалу.

Лингвистическая разминка.

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

показать (продемонстрировать) умение правильно определять принадлежность имен существительных к определенной группе в зависимости от значения; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка.

Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умения учащихся анализировать значения существительных; выявить затруднения в деятельности учащихся;


Методы организации работы: интерактивная игра «Мешки со словами», устный фронтальный опрос учащихся.

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: результаты выдает компьютер.

Ребята, напомните ,пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся?

(Имя существительное)


*Что оно обозначает? ( Предмет)


* Какие предметы может обозначать имя существительное?(Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет…)


Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Мешки со словами». Ваша задача быстро и правильно разнести слова по нужным мешкам.

Нам встретилось в мешке имя существительное…………….

* Каким способом оно образовано?

(суффиксальным , с помощью суффикса –чик-)

*Что называется суффиксом?(Слайд )









3


А)























Б)

Изучение нового учебного материала


Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний.


Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.


Методы и приемы: создание ситуации затруднения, беседа, сопровождающаяся проблемными вопросами..



Постановка учебной задачи

Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока.




- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов . Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения.

*Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется?

Посмотрим на иллюстрацию( слайд ).

*Суффиксы каких частей речи вы видите здесь?














Слайд . Фотогалерея.

Давайте погрузимся в мир фотографий. *Кого вы видите на иллюстрациях?(Люди разных профессий).Назовите их.

Вот какие слова у нас получились.

*Как они образованы? ( с помощью суффиксов)

Запишем слово ИЗВОЗ..ИК.

  • В чем сложность при написании слова? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится?

  • ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА.

  • Запишем ее в тетрадь.(Cлайд )

Правописание букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

В)



































4.

Открытие новых знаний.

Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик.



Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. .


























ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Цели: эмоциональная разгрузка учащихся.

В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать.

Продолжаем нашу работу.

Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране:




Вот какие слова у нас получились.(Слайд )

*Что обозначают суффиксы в этих словах?

(Людей какой-либо профессии или по роду занятий.)

Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили.

Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их.

* Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»?


Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.102) Работа с учебником.(Слайд )


А теперь вернемся к нашему первому слову ИЗВОЗ..ИК.

*Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите.


- Мы решили учебную задачу? Составили план разбора имени существительного? Мы молодцы!



Слайд .Мы очень интенсивно работаем на уроке. Давайте немного взбодримся.

(Физкультминутку проводит физорг класса).






4

Закрепление учебного материала

Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-.

Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся;

воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи.

Задачи:

- развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей.


Методы: репродуктивные

А теперь закрепим полученные знания.


Слайд .

1)Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов.


2)Цифровой диктант. Слайд

(Переводчик, наборщик, рассказчик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик)

Ключ для проверки : 1,2,1,1,2,2,1,1,1.


3) Работа по группам.

1 группа(слабые учащиеся):индивидуальная работа по карточкам.

2 группа (Слайд . Корректор).


4)Проверка работы по карточкам.

* У кого не оказалось ошибок?

МОЛОДЦЫ!

4

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса

Слайд .

*Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали?

*Что нового узнали?

*От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных?

*Какие задания выполнять было легко и интересно?

*Остались ли какие-то неясности?

* Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом?


А все ли значения суффикса –чик- мы выяснили?


Мы об этом обязательно поговорим.

5
















6.

Домашнее задание

Цель: закрепить способ действия при выборе правильного написания суффиксов –чик-щик-.

Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь.

Слайд .

Материал параграфа 44(выучить правило.)

1 группа (слабые учащиеся ) – упр.245.


2 группа-А) составить связный рассказ

на тему «Новостройки нашего села», употребив существительные, обозначающие людей по профессии.

Б)придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-.








Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правописание букв -Ч- и -Щ- в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-

Автор: Мартынова Наталья Николаевна

Дата: 13.10.2019

Номер свидетельства: 522516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Конспект урока по русскому  языку. 6 класс Правописание суффиксов -чик, -щик."
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-6-klass-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "253026"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447508040"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока русского языка в 6классе "Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик)" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6klassie-bukvy-ch-i-shch-v-suffiksie-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "111832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407951835"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Конспект урока русского языка 5 класс ФГОС по теме: " Правописание букв О и Е в суффиксах и окончаниях имен существительных""
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekturokarusskoghoiazyka5klassfgospotiemiepravopisaniiebukvoiievsuffiksakhiokonchaniiakhimiensushchiestvitielnykh"
    ["file_id"] => string(6) "302187"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457086331"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Правописание суффиксов -чик, -щик "
    ["seo_title"] => string(35) "pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "129265"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415650445"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Правописание суффиксов -чик-, -щик-" "
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-5-klassie-pravopisaniie-suffiksov-chik-shchik"
    ["file_id"] => string(6) "187591"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426529730"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства