Цели урока: познакомить учащихся с правописанием букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-; со способами действия при выборе таких написаний.
-развивать умения учащихся анализировать, сравнивать языковые явления, устно и письменно аргументировано объяснять условия выбора букв ч-щ в суффиксах существительных - чик-щик-.
-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.
-развивать орфографическую зоркость, умение работать в парах и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
1 | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; Методы: словесные | -Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Итак , начинаем нашу работу. |
2. | Опрос учащихся по изученному материалу. Лингвистическая разминка. Цели, которые учитель ставит перед учениками: показать (продемонстрировать) умение правильно определять принадлежность имен существительных к определенной группе в зависимости от значения; вызвать у учащихся интерес к изучению русского языка. Цель, которую учитель хочет достичь: проверить умения учащихся анализировать значения существительных; выявить затруднения в деятельности учащихся; Методы организации работы: интерактивная игра «Мешки со словами», устный фронтальный опрос учащихся. Методы стимулирования: похвала. Методы оценивания: результаты выдает компьютер. | Ребята, напомните ,пожалуйста, изучением какой части речи мы занимаемся? (Имя существительное) *Что оно обозначает? ( Предмет) * Какие предметы может обозначать имя существительное?(Явления природы, предметы быта, признак как предмет, действие как предмет…) Я предлагаю вам провести лингвистическую разминку в виде игры, которая называется «Мешки со словами». Ваша задача быстро и правильно разнести слова по нужным мешкам. Нам встретилось в мешке имя существительное……………. * Каким способом оно образовано? (суффиксальным , с помощью суффикса –чик-) *Что называется суффиксом?(Слайд ) |
3 А) Б) | Изучение нового учебного материала Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: повторить сведения об имени существительном, для открытия новых знаний. Цель, которую хочет достичь учитель: организовать работу по повторению сведений об имени существительном, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Методы и приемы: создание ситуации затруднения, беседа, сопровождающаяся проблемными вопросами.. Постановка учебной задачи Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. | - Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром суффиксов . Этой морфеме в нашем языке доверена трудная и интересная работа. Они обогащают наш язык новыми словами. Каждый суффикс имеет свои определенные значения. *Можно ли по суффиксу определить часть речи, в которой он используется? Посмотрим на иллюстрацию( слайд ). *Суффиксы каких частей речи вы видите здесь? Слайд . Фотогалерея. Давайте погрузимся в мир фотографий. *Кого вы видите на иллюстрациях?(Люди разных профессий).Назовите их. Вот какие слова у нас получились. *Как они образованы? ( с помощью суффиксов) Запишем слово ИЗВОЗ..ИК. В чем сложность при написании слова? Какую орфографическую проблему вы обнаружили? В какой части слова она находится? ПОПРОБУЙТЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ НАШЕГО УРОКА. Запишем ее в тетрадь.(Cлайд ) Правописание букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-. |
В) 4. | Открытие новых знаний. Цель: создание проблемной языковой ситуации, которая вызовет интерес учащихся к решению лингвистической задачи , связанной с правописанием суффиксов –чик-щик. Методы: учебный диалог, анализ языковых средств. . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Цели: эмоциональная разгрузка учащихся. | В решении этой проблемы мы должны дойти до истины, чтобы не делать ошибок. Ведь наша основная задача – научиться грамотно писать. Продолжаем нашу работу. Назовите людей тех профессий, которые вы видите на экране: Вот какие слова у нас получились.(Слайд ) *Что обозначают суффиксы в этих словах? (Людей какой-либо профессии или по роду занятий.) Значение суффиксов мы определили. А проблему еще не решили. Еще раз внимательно посмотрите на все слова. Проанализируйте их. * Как вы думаете, от чего зависит правописание букв «ч-щ»? Давайте проверим, правы ли вы и обратимся к материалам учебника. (стр.102) Работа с учебником.(Слайд ) А теперь вернемся к нашему первому слову ИЗВОЗ..ИК. *Какой же суффикс надо писать в слове? Докажите. - Мы решили учебную задачу? Составили план разбора имени существительного? Мы молодцы! Слайд .Мы очень интенсивно работаем на уроке. Давайте немного взбодримся. (Физкультминутку проводит физорг класса). |
| | |
4 | Закрепление учебного материала Цель: отработать способ действия при выборе написания букв «ч-щ» в суффиксах существительных –чик-щик-. Цель, которую ставит перед собой учитель: развивать умения выбирать способ для правильного написания суффиксов; развитие орфографической зоркости учащихся; воспитание ответственного отношения к слову и культуре речи. Задачи: - развивать способность учащихся работать самостоятельно и в парах; давать объективную оценку своих знаний и знаний товарищей. Методы: репродуктивные | А теперь закрепим полученные знания. Слайд . 1)Объясните выбор букв «ч-щ» в правописании суффиксов. 2)Цифровой диктант. Слайд (Переводчик, наборщик, рассказчик, разносчик, фонарщик, бетонщик, перебежчик, грузчик, прокатчик) Ключ для проверки : 1,2,1,1,2,2,1,1,1. 3) Работа по группам. 1 группа(слабые учащиеся):индивидуальная работа по карточкам. 2 группа (Слайд . Корректор). 4)Проверка работы по карточкам. * У кого не оказалось ошибок? МОЛОДЦЫ! |
4 | Рефлексия Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса | Слайд . *Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? *Что нового узнали? *От чего же зависит правописания букв «ч-щ» в суффиксах существительных? *Какие задания выполнять было легко и интересно? *Остались ли какие-то неясности? * Как оцениваете свою работу? А работу класса в целом? А все ли значения суффикса –чик- мы выяснили? Мы об этом обязательно поговорим. |
5 6. | Домашнее задание Цель: закрепить способ действия при выборе правильного написания суффиксов –чик-щик-. Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности учащихся, их связную письменную и устную монологическую речь. | Слайд . Материал параграфа 44(выучить правило.) 1 группа (слабые учащиеся ) – упр.245. 2 группа-А) составить связный рассказ на тему «Новостройки нашего села», употребив существительные, обозначающие людей по профессии. Б)придумать и записать лингвистическую сказку о суффиксах -чик-щик-. Всем спасибо за сегодняшнее сотрудничество. |