- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные :
-развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение работать в паре.
Оборудование: карточки с заданием, опорные слова, листы продвижения, маршрутная карта с указанием станции.
Ход урока.
Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по необъятной стране Русского языка. А для чего нам необходимо изучать русский язык? (Нам необходимо знать родной язык, чтобы правильно и красиво говорить, грамотно писать).
- Итак, наш поезд ждёт нас. Вы приобрели билетики – это карточки с заданиями.
- Какое правило необходимо знать, чтобы правильно вставить пропущенную букву? (Правило о правописании безударной гласной в корне слова).
Проверка работы.
- Мы отправляемся на 1 станцию. Чистописание.
- Давайте найдём лишнее слово ( печальная – И.п., ж.р.) .Все остальные прилагательные м.р.
На минутке чистописания мы будем писать упражнения с буквами, которые находятся в окончании этих слов.
Ойыйий
ое ее
- Сформулируйте тему урока. (Правописание безударных падежных окончаний прилагательных в единственном числе).
- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке.
1. Повторить всё, что мы знаем об имени прилагательном.
2. Продолжать учиться определять падеж имени прилагательного.
3.Читься писать безударные падежные окончания имени прилагательного.
4. Будем воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
- Следующая остановка в нашем путешествии 2 станция Теоретиков.
- Игра «Отвечай-ка!».Я задаю вопросы по изученной теме.
1. Что такое имя прилагательное?
2. Для чего нужны прилагательные?
3. С какой частью речи связаны прилагательные?
4. Какая связь? (согласовано в роде, числе и падеже)
5. Каким членом предложения бывает имя прилагательное?
- А ещё на этой станции Теоретиков (спрятан, зарыт) клад.
Он , конечно, тоже теоретический.
Тест: выбери правильный ответ.
Имя прилагательное – часть речи, которая …
А) обозначает предмет;
Б) обозначает признак предмета;
В) обозначает действие или состояние.
2. Указать имена прилагательные:
А) синька
Б) синеющий
В) синеть
3. У прилагательного нет следующего признака:
А) времени
Б) числа
В) рода
4. Указать прилагательные с окончанием -ая:
А) зимн… дорога
Б) широк… долина
В) поздн… осень
5. Укажите в каких словах пишется окончание -ий:
А) знойн… ветер
Б) ярк… огонёк
В) под мягк… покрывалом
6. Укажите в каких словах пишется окончание –ей:
А) в трескуч… мороз
Б) глубок… овраг
В) у плакуч… ивы.
Проверь себя: б;б;а;б;б;в.
Если нет ошибок –«5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки «3», 4 и более – «2».
Включение в систему знаний и повторение. Наша следующая остановка 3 станция «Безударные окончания».
- Выполняем задание в тетради.
Карточка с заданием 2.
В могуч… стране, от близк… друга, с прежн… работы, в далёк… городе, перед ветвист… деревом.
Задание:
А)вставьте буквы, обозначьте падеж, выделите окончания прилагательных;
Б)распределите словосочетания по группам, ориентируясь на род существительных и прилагательных.
Вывод:
- Как проверить правописание безударного падежного окончания имён прилагательных?
(по вопросу).
Правил легче нет на свете: что в вопросе – то в ответе.
Алгоритм
1.Найди существительное, к которому относится прилагательное.
2. Определи падеж и род существительного.
3. По падежу существительного определи падеж и род прилагательного.
4. Сравни окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает.
5.Отправляемся на 4 станцию Здоровья.
Физминутка.
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали,
А потом мы улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Сели – встали, сели – встали.
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимитесь, опуститесь,
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
6.Самостоятельная работа со взаимопроверкой.
- Следующая остановка на 5-ой станции Творчества.
- Здесь нам надо выполнить творческое задание сочинительного характера. Надо составить словосочетания в нужном падеже.
Подсказка.
Счастливый билет – И.п., ( счастливый билет)
мощный двигатель – П.п., ( о мощном двигателе)
мягкое масло – Т.п. , (с мягким масло)
широкий проспект – Д.п., ( по широкому проспекту)
зимний снегопад – В.п., (про зимний снегопад)
маленький мальчик – Д.п., ( к маленькому мальчику)
низкий шкаф – Р.п. , ( из-под низкого шкафа)
7.Итог урока. Обобщение, систематизация знаний по теме.
Задания выполняются в паре.
Составьте вопросы по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных в единственном числе»
Ребята в течение 5 минут обсуждают, записывают вопросы, затем задают их другим парам
Подведение итогов. Оценивание работы на уроке, сделав отметки в листе продвижения по теме.
Ученики оценивают свою работу
Лист продвижения
1
Я активно работал на уроке
2
Я внимательно слушал учителя и ответы ребят
3
Я знаю, что такое имя прилагательное
4
Я умею определять грамматические признаки имён прилагательных
5
Я научился писать прилагательные с безударными падежными окончаниями
6
Я использовал изученные правила, чтобы не ошибаться в написании безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе
7
Я доволен своей работой
8. Домашнее задание.
Подобрать пословицы о природе, в которых есть безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода.
Список используемой литературы.
Учебник «Русский язык». 4 класс, 2 часть УМК «Школа России», авторы : В.П.Канайкина, В.П.Горецкий – М.: «Просвещение», 2018.
С.С.Кольцова. Экспресс – контроль по русскому языку. М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС».2010.
Русский язык. Разноуровневые задания. 4 класс./Сост. Н.С. Ульянова, М.: «ВАКО», 2015