kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Грамматические алгоритмы по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Грамматические алгоритмы с заданиями помогают обучающимся легче запоминать правила по русскому языку, отрабатывают умения умело использовать их на дальнейших уроках. Тематиka алгоритмов разнообразна,это : "Правописание ъ после шипящих в именах существительных, прилагательных, наречиях, частицах", "Правописание гласных после приставок, оканчивающихся на согласный", "Правописание имён существительных в творительном падеже","Правописание е,и в падежных окончаниях имён существительных единственного числа", "Правописание имён существительных женского рода, оканчивающихся на -ня, в родительном падеже множественного числа", "Правописание сложных существительных с первой частью -пол", "Слитное и раздельное правописание сне с именами существительными", "Правописание безударных окончаний имён прилагательных", "Правописание суффиксов -к,- ск в именах прилагательных","правописание н, нн в именах прилагательных", "Правописание сложных имён прилагательных""Правописание личных окончаний 1 и 2 спряжения", "Правописание гласных в суффиксах -ова (-ева),-ыва (ива)", "Правописание безударных гласных е,и в суффиксах и окончаниях глаголов", "Правописание гласных в суффиксах причастий настоящего времени", "Правописание  н,нн в полных формах имён прилагательных, образованных от глаголов и в причастиях, "Правописание а,о,у на конце наречий".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 1»

Алгоритм 1. Правописание безударных гласных в корне.

Проверить, находится ли гласный под ударением

ДА

НЕТ

Написать тот гласный, Изменить слово так, чтобы безударный

который слышится гласный оказался под ударением

Можно изменить Нельзя изменить

Написать в безударном Обратиться к

слоге ту же букву, что и словарю

в ударном слоге







Задание к алгоритму №1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм. Укажите в скобках проверочные слова.

Насл..ждаться стихами, неув..дающий талант, уд..вительный рассказ, вопл..тить идею, объед..нять усилия, просл..влять труд, благосл..влять на подвиг, дать об..щание, посв..щение другу, просв..щать народ, восп..вать свободу, обл..чать ложь, увл..каться живописью, пл..нительный образ, оч..рование осени, неисч..рпаемые возможности.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 10»

Алгоритм 10. Правописание приставок, оканчивающихся з, с приставки с-.



Выделите корень в слове



Проверить, следует ли после приставки звонкий согласный или гласный



ДА НЕТ

Написать З Написать С









Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм.

И..пользовать по назначению, щедро ра..давать, постоянный бе..порядок, бе..вкусная пища, и..дательская работа, ра..делить поровну, во..поминания о прошлом, ра..писаться в получении, вынужденное бе..действие, бе..сонная ночь, бе.. возмездная помощь, и..вестный певец.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы.

В..плывать в памяти; ..читать ворон; во..спрянуть духом; во..ходящая звезда; во..носить до небес; во..вращать к жизни, и..живать в себе; ..жечь корабли; голова в..кружилась; бе..шумный, как тень; бе..дарное произведение.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 11»

Алгоритм 11. Правописание гласных в приставках раз – ( рас-), роз – ( рос-).





Выделите приставку в слове

Проверить, находится ли она под ударением



ДА НЕТ

Написать О Написать А

Исключение: розыскной







Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, доказывая правильность выбора с помощью алгоритма.

Р..ссчитывать силы, ра..пороть пальто, р..звеять сомнения, р..зыскная собака, р..зорить гнездо, р..сыпь камней, точный р..счёт, р..сшить шёлком, р..списать стены, р..стереть в порошок, р..злив реки.



Задание 2. Заполните пропуски в словах.

Р..сцветать. Р..скалять. Р..збитый. Р..звес. Р..звальни. Р..ссудить.

Р..збудить. Р..зглаженный. Р..збойник. Р..скиснуть. Р..збежаться. Р..зыск.



Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 12»

Алгоритм 12. Правописание приставок пре-, при-.



Выделить приставку в слове



Определить значения приставки

Близка по значению к слову « очень» Имеет значение приближения,

или к приставке пере- присоединения, близости или неполноты

действия

Написать Написать

ПРЕ- ПРИ-





Задание 1. Выпишите сначала слова с приставкой пре-, затем – с приставкой при-.

Пр..бавить в весе, поезд пр..бывает, пр..вышать скорость, пр..мёрзнуть к стеклу, пр..гореть на сильном огне, пр..мудрая личность, пр..днепровская дорога, пр..интересный рассказ, непр..одолимое желание, транзисторный пр..ёмник, пр..своить чужое, пр..гаражная территория, пр..близить будущее.



Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритм.

1 вариант

Пр..возмочь боль, пр..вокзальная площадь, смотреть пр..щурясь, пр..гибаться к земле, пр..высить норму, пр..провождение времени, пр..граждая путь, пр..лечь на кровать, пр..мириться с неудобствами.

2 вариант

Пр..остановить работу, пр..строчить рукав, пр..слушиваться к шуму, пр..скверная погода, пр..клеить марку, пр..восходная вещь, пр..дать форму, пр..тронуться к руке, пр..мерить костюм.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 13»

Алгоритм 13. Правописание разделительных ь и ъ .



Проверить, находится ли орфограмма в корне перед

я, ю, е, ё, и

НЕТ Да

Проверить, находится ли орфограмма после Написать Ь

приставки на согласный Исключения: бульон

ДА НЕТ медальон

Определить , Проверить, находится ли почтальон

начинается ли корень орфограмма между частями павильон

с букв я,ю,е,ё сложного слова перед я,ю,е,ё батальон

ДА НЕТ ДА НЕТ компаньон

Написать Не писать Написать Не писать

Ъ Ъ Ъ Ъ







Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм. Подчеркните слова, в которых нет пропущенных букв.

Охотнич..е руж..ё, без..усые юнцы, пред..юбилейные хлопоты, куриный булл..он, отоп..ю из чашки, пред..явить удостоверение, без..аварийная работа, транс..европейская магистраль, сделать ин..екцию, познакомить с матер..ю, организовать с..ёмки, солов..иная роща, суб..ективное мнение, хитрая обез..яна, злободневный фел..етон, вз..ерошенные волосы, сверх..дальний перелёт.





Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 14,15»

Алгоритм 14. Правописание ь после шипящих в именах существительных, прилагательных, наречиях, частицах.



Определить, к какой части речи относится слово

Имя существительное Имя прилагательное Наречие Частица

в краткой форме

Определить число Не писать Ь Написать Ь Написать Ь

Исключение: уж

замуж

невтерпёж

Ед.число Мн. число

Определить падежную форму Определить падежную форму

Им. п., Вин. п. Р.п.

Определить род имени Если нулевое окончание

существительного не писать Ь

Жен. род Муж. род

Написать Ь Не писать Ь





Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм. Подчеркните слова, в которых не нужно писать ь.

Допустить фальш.., упасть навзнич.., ландыш пахуч.., пойти на матч.., лесная глуш.., распахнуть настеж.., серебряная брош.., несколько встреч.., угрюмый сыч.., передовая молодёж.., кактус колюч.., скопировать точ..-в- точ.., мороз трескуч.., песчаный пляж.., голос певуч.., ремонт жилищ.., собою пригож.., пронёсшийся смерч.., заброшенная пустош.. .

Задание 2. Объясните, почему в данных словах ь не пишется.

Грош цена; как будто гора с плеч свалилась; игра не стоит свеч; тёртый кала

42.

Алгоритм 15. Правописание гласных после приставок, оканчивающихся на согласные.



Выделите приставку в слове



Определить, какой по происхождению она является

Русская Иноязычная

сверх Остальные Написать

меж приставки И



Написать Написать

И Ы Запомнить: взимать произносится

и пишется с И









Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм. Назовите иноязычные приставки.

От..скивать вещь, меж..институтские соревнования, получить вз..скание, от..мённый предлог, организовать контр..гру, сверх..зысканный наряд, небез..звестный актёр, под..тожить дискуссию, без..мянный палец, супер..нтересная новость.

Задание 2. С помощью алгоритма объясните написание слов.

Пред..сторический период. Возбудить контр..ск. Меж..здательский договор. Из..мать остатки. Без..ходная перспектива. Дез..нформация противника.

Пред..дущий параграф. От..грать гол. Учиться с..змальства. Сверх..ндустриализация района. Вз..мать пошлину. Организовать роз..ск.

Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 17»

Алгоритм 17. Правописание имён существительных в творительном падеже.



Определить, что обозначает имя существительное

Географическое название Фамилия



Написать - ОМ Определить, какой она

является по происхождению

Русская Иноземная

Написать Написать

-ЫМ -ОМ







Задание 1. Выпишите сначала географические названия, затем русские по происхождению фамилии, после – иноязычные, объясните их правописание.

Любоваться старинными Чернигов..м и Псков..м, словарь составлен С.И. Ожегов..м, отдыхать под Лебедин..м, он был знаком с Грин..м, встреча с поэт..м Сергеем Михалков..м, работать с Николаем Петров..м, восхищаться талантливым Чарли Чаплин..м, труды написаны академиком В.В. Виноградов..м, леса под Киев..м и Харьков..м, созданные А.С. Пушкин..м гениальные произведения, село под Саратов..м, роман написан Маком Твен..м.



Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 2»

Алгоритм 2. Правописание чередующихся гласных в корнях – бер- -бир-,

-дер—дир-, - мер - мир-, -пер –пир-,- тер-тир-, -блест- блист-, -жег-жиг-,

-стел-стил-, -чет-чит-,-кас-кос-, -лаг-лож-.

Выделить корень в слове

Если это корни –бер-бир-, Если корни –кос-кас-,

-дер-дир-,-мер-мир-, -лаг-лож-, определить,

-пер-пир-,-тер-тир-, следует ли за корнем суффикс а

-блест-блист-,-жег-жиг-,

-стел-стил-,-чет-чит-,

определить, следует ли за

корнем суффикс а

ДА НЕТ ДА НЕТ

Написать Написать Написать Написать

И Е А О

Исключения: сочетать, сочетание.



Задание 1. К данным словам подберите 2-3 однокоренных , запишите их в скобках. Подчеркните те из них, по которым можно проверить написание пропущенной согласной.

К..чаться, отв..чать, д..лина, ож..вить, сож..леть, скр..петь, задр..жать, зак..лоть,обог..щаться, вып..лоть, обл..котиться, ут..щить.

Задание 2. Определить с помощью алгоритма, какую букву нужно писать в корне.

1 вариант: соб..раться в дорогу, наб..рать номер телефона, обм..рать от страха, уд..рать со всех ног, обж..гающее слово, бл..стящий камень, оп..реться на руку, наст..лать полы, ст..реть написанное, удачное соч..тание, соприк..снуться рукавами.

2 вариант: обж..гающее пламя, быстро соб..русь, бл..стательная актриса, сл..гать песни, постоянно прид..раться, раст..рать желтки, расст..лить постель, провести выч. .тание, уп..раться ногами, наб..раться ума, к..саться вопроса, пол..жись на друга.

32.

Алгоритм 5. Правописание чередующихся гласных в корнях – мак-

-мок-, -равн- - -ровн-.

Выделить корень в слове

Если это корень – мак- - -мок- Если это корень – равн- - -ровн-

определить значение определить значение



Погружать Пропускать Одинаковый, Прямой,

в жидкость жидкость сходный, гладкий,

равный ровный

Написать Написать Написать Написать

А О А О

Исключение: Исключение:

ровесник равнина





Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм.

Р..вная местность – р..вные возможности, сильно вым..кнуть – обм..кнуть сухарь в чай, над ур..внем моря – решить ур..внение, м..кнущее бельё – м..кать в муку.

Задание 2. К словам с чередующимися гласными подберите 1-2 синонима.

Р..вные величины, р..вный характер, р..вная дорога, р..вная площадка, обм..кнуть перо в тушь, непром..кающая обувь, ср..внять с землёй.



Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 3»

Алгоритм 3. Правописание чередующихся гласных в корнях – гар-(-гор-), -клан-(-клон-), --зар- (-зор-), -плав- (-плов-).

Выделить корень в слове

- гар- (-гор-), -клан- (-клон-), -зар- (-зор-),

- твар- (-твор-) -плав- (-плов-)

Определить, находится ли Определить, находится ли

гласный в корне под ударением гласный в корне под ударением

ДА НЕТ ДА НЕТ

Написать Написать Написать тот Написать

тот гласный, О гласный, который А

который слышится

слышится Исключения: зоревать, зорянка, пловец,

Исключения: изгарь, пловчиха.

пригарь, выгарки.



Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, используя предложенный алгоритм.

1 вариант: скл..нить голову, затв..рять окно, разг..рается з..ря, прекл..няться перед талантом, продукты сг..рания, внезапное оз..рение, з..ревать с удочкой, низко покл..ниться, г..рючие слёзы, сг..ревший дзот, пл..вающий лебедь.

2 вариант: полыхающие з..рницы, сотв..рить чудо, несг..раемый шкаф, уг..ревший человек, маленькая з..рянка, встречать з..рьку, изъявительное накл..нение, подг..ревшее молоко, тв..рящий добро, скл..нение существительных, известный пл..вец.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, используя алгоритм.

  1. Когда сумеешь взяться за дело, и снег заг..рится.

  2. В летнюю пору з..ря с з..рёю сходится.

  3. И сырые дрова заг..раются.

  4. Перед правым и горы прекл..няются.



31.

Алгоритм 4. Правописание чередующихся гласных в корнях – раст-( рос-), -скач-скоч-.

Выделить корень в слове



Проверить, оканчивается Проверить, оканчивается

ли корень на СТ,Щ ли корень на К



ДА НЕТ ДА НЕТ

Написать Написать Написать Написать

А О А О

Исключения: росток Исключение: скачок

отрасль





Задание 1. Определите, пользуясь алгоритмом, какую букву нужно написать на месте пропуска.

Ск..ковая лошадь. Морские водор..сли. Разр..слась акация. Постепенно обр..стать. Стремиться повзр..слеть. На всём ск..ку. Отр..сль промышленности. Нестись ск..чками. Прор..сти под солнцем.

Выск..чить из-за угла. Взр..стить сады.Заск..чить на минуту. Разр..сшийся куст. Подр..стковый возр..ст. Обск..кать на повороте. Зелёный р..сточек. Густо зар..сти. выр..щенная пшеница. Ск..чу на лошади.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Докажите правильность написания с помощью алгоритма.

1. Испокон века книга р..стит человека. 2. Конь узнаётся в ск..чке, человек – в делах. 3. Где сосна взр..сла, там она и красна. 4. Рано оседлали, да поздно поск..кали. 5. Пока трава подр..стёт, много воды утечёт. 6. И камень лёжа мхом обр..стает. 7. Выше меры и конь не ск..чет. 8. Добрые дела р..стут из хороших мыслей, а хорошие мысли – из добрых дел.



Просмотр содержимого документа
«Алгоритм 6»

Алгоритм 6. Правописание гласных ы, и после ц.

Определить, в какой части слова находится гласный

В суффиксе В корне ( а также в словах на – ция)

или окончании



Написать Написать

Ы И

Исключения: цыган, цыплёнок,

на цыпочках, цыкать





Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, доказывая правильность выбора с помощью алгоритма.

1 вариант: певчие птиц.., непробиваемый панц..рь, юркие ящериц.., пойти на аукц..он, зарубежная делегац..я, медиц..нский институт, открытие здравниц.., узкие улиц.., куц..й хвост, ловкая комбинац..я.

2 вариант: подсчитанные ц..фры, приехать на станц..ю, ц..нковые белила, чёткие границ.., сестриц..на кукла, ц..рковой артист, полковые знаменосц.., краснолиц..й человек, круглый ц..ферблат, нац..ональная гордость.

Задание 2. От данных слов образуйте притяжательные прилагательные. Объясните их правописание, используя алгоритм.

Синица, лисица, птица, курица, куница, царица, певица.

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.

Плутовка к дереву на ц..почках подходит. 2. Страх обнял жителей Нептуновой столиц..; летят стадами птиц… 3. И на мприветливы лисиц..ны слова ворона каркнула во всё воронье горло. 4. Уж мы ль на всё не мастериц.., а этого у нас искусства не видать! Красавиц..- сестриц..! Не худо бы нам это перенять. ( И. Крылов).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Грамматические алгоритмы по русскому языку

Автор: Соколова Надежда Фёдоровна

Дата: 25.09.2015

Номер свидетельства: 233669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по русскому языку для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "163957"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552664"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока русского языка на тему: "Простые и сложные предложения". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-prostyie-i-slozhnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "206060"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430084948"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных" "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-sklonieniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "190720"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427212355"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка "Главные члены предложения" в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "262565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449382955"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Проблемы преподавания русского языка в начальной школе по ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(70) "probliemy-priepodavaniia-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "211090"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431537927"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства