1.Организационный момент. | Вот звонок нам дал сигнал. Поработать час настал. Так что время не теряем, И урок наш начинаем. – Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать. День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку. – Какую пословицу собрали? Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости. – Как понимаете значение пословицы? – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться. – К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. – Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.) | Мотивация учащихся к учебной деятельности. Настрой на успешную работу. | Настраиваются на учебную деятельность. Проявляют интерес к материалу изучения. Самоконтроль. Составляют пословицу, производя анализ синтез. Формируют правильное речевое высказывание. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы. | Метапредметные: Познавательные, регулятивные, коммуникативные. Личностные: самоопределение. Предметные: (понятие предложения) |
2. Актуализация знаний | – Я хочу рассказать вам одну историю. Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером. «Мяч будет», – сказал товарищам Саша. «Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол. – Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»). – Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова). – Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши? (Ставить ударение и подбирать проверочные слова.) – Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне? (Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.) – Как правильно записать это слово? с м…чом – мяч – мячом – Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова). | Актуализация знаний по способам проверки безударных гласных через проблемную ситуацию. | Анализируют информацию. Выделяют существенные признаки, самостоятельно используют эффективные способы решения учебной задачи. | Познавательные УУД |
3. Постановка темы и цели урока. | – Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных гласных в корне слова.) – Какие цели поставим перед собой? (Правильно писать слова ,что не было ошибок, чтобы нас лучше понимали) (Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова. – На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи. | Учитель формирует познавательную Деятельность уч-ся Нацеливает на то что дети должны узнать на уроке | Самостоятельно формулируют тему ставят цели. Устанавливают учебное сотрудничество с учителем исверстниками. Составляют речевое высказывание. Управляют своим поведением Определяют границы собственных знаний. | Метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные Личностные: самоопределение мотивация Предметные: Гласные буквы и звуки, ударение, корень слова. |
4.Открытие нового знания. | (На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно) – Что общего у всех этих слов? (Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?) – По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова? Какие группы у вас получились? (К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.) (Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.) – Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков. – Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова) – Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости. Безударный гласный звук Причиняет много мук. Какую гласную писать, Будем с вами узнавать. Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть зверский подводный засол боль зверствовать водный соль больно зверь Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок звон снежный зимний лес подснежник зимушка перелесок снег – Какой способ проверки использовали? (подбирали однокоренные слова) – Какой вывод сделаем? – Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости. Составление алгоритма В ЭТО ВРЕМЯ СЛЫШЕН ЗВОНОК ТЕЛЕФОНА(запись рингтона) -Ребята, мне сейчас позвонили и сообщили, что нам пришло видео письмо. Давайте его посмотрим! (в видео письме обращение девочки, которая уже две недели болеет и испытывает трудности с выполнением задания «Вставь пропущенные буквы и проверь слова», ведь она не хочет отставать от класса) -Какая молодец!..... -А вы? -Поможем ей? А как же наш урок? -Времени у нас очень мало, предлагаю составить очень четкую, короткую программу действий. -Пробовали ли вы это делать? На каком уроке? (На информатике) -Как называется порядок следующих друг за другом действий? (Алгоритм) Поработаем в парах. -Составьте алгоритм «Как проверить слово с безударной гласной в корне» (у вас есть кармашки для заполнения команд алгоритма, команды на отдельных карточках) Работаем тихо, быстро, уважительно. После самостоятельной работы – проверка с эталоном. При столкновении мнений обязательно выясняем, правильно ли поставлена та или иная команда, почему они должны идти именно в этом порядке: ПРОЧИТАЙ СЛОВО С ПРОПУЩЕННОЙ БУКВОЙ ПОСТАВЬ УДАРЕНИЕ ВЫДЕЛИ КОРЕНЬ ПОДБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ БУКВУ ЗАПИШИ СЛОВО 7. ПРОВЕРЬ НАПИСАННОЕ | Ведет учебный диалог. Заставляет учащихся размышлять Учитель имитирует разговор по телефону. Создание проблемной ситуации. Нацеливание на выбор деятельности по решению проблемы. | Анализ и синтез Вместе с учителем находят не-сколько вариантов решения учебной задачи. Составляют алгоритм. Работа в парах. Проверка. Самооценка (пара выставляет себе оценку смайликом) | Познавательные УУД ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; обобщать Регулятивные УУД в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Коммуникативные УУД готовность слушать собеседника и вести диалог, умение с достаточной полнотой и точностью выражать мысли Регулятивные УУД формулировать цель деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления; понимать и принимать учебную задачу Познавательные УУД формирования умения устанавливать аналогии, устанавливать зависимости, преобразовывать информацию из одной формы в другую; самостоятельное создание алгоритма действия при решении проблемы Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Регулятивные УУД соотнести результаты своей деятельности с образцом и оценить его; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации |
5 Закрепление знаний | Работа с текстом . – Прочитайте. Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шныхзв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры. – Что прочитали? (Текст.) Докажите. – Какой тип текста? – Придумайте заголовок. – Какие виды орфограмм встретились в тексте? – Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы? – Пропущенные орфограммы выделить. Взаимопроверка. | -Прочитайте задание. -- Чтобы не допустить ошибок, нам что нужно вспомнить? -- Попробуйте восстановить схему- алгоритм (безударные гласные в корне) Организует Комфортные условия во время самостоятельной работы учащихся, оказывает индивидуальную работу и помощь. | Организует парную работу. Работают в парах. Взаимопроверка и самооценка | Познавательные: выполняют упражнение, пользуясь ранее полученными знаниями. Логические осуществляютпоиск необходимой информации из собственных знаний, знаний одноклассников восстанавливают алгоритм. Коммуникативные: договариваются с партнёрами по парте, аргументируя его. Личностные: Понимают значение знаний для человека, принимают интерес к изученному предмету, самостоятельность и ответственность. Регулятивные: Контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнёров по образовательному процессу, оценивают свою работу в парах. |
6. Рефлексия | – Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок. – Стали вы мудрее? В чем? – Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока? – Чему научились на уроке? – Что тебе помогло справиться с заданиями? | Организуетрефлексию, предлагает детям проанализировать собственную деятельность. --Что сегодня на уроке мы повторили? Все ли цели урока достигнуты? Докажите. Организует работу по самооценке проделанной работы на уроке. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения. | Формируют собственное мнение и аргументируют его. | Личностные УУД Формирование способности к самооценке Регулятив ныеУУД Умение оценивать учебные действия. Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |