2.Стадия вызова (4 мин) | - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, в котором мы уже бывали. (Слайд 1) В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? - Сегодня мы с вами будем строить теремок. У нас есть материал, только осталось поставить все детали на свои места. А что нам в этом поможет? - Правильно, ваши знания. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. А в конце мы их подсчитаем, и я вам поставлю оценки за работу на уроке. -Чтобы начать строить и поставить каркас теремка, необходимо разгадать кроссворд и определить его ключевое слово. Задание 1 - Разгадайте кроссворд (Слайд 2). 1. Основная единица языка. 2.Красочное, образное определение, чаще всего выраженное прилагательным. 3.Словарь, в котором собраны слова с их лексическим значением. 4. Слова, близкие по лексическому значению. 5. Слова, противоположные по значению. 6.Запас слов и выражений человека. 7.Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. - Какое же ключевое слово получилось? | | | | с | л | о | в | о | | | | | | э | п | и | т | е | т | | | | | | | | | т | о | л | к | о | в | ы | й | | | | | | | | | с | и | н | о | н | и | м | ы | а | н | т | о | н | и | м | ы | | | | | | | | | л | е | к | с | и | к | о | н | | | | | м | е | т | а | ф | о | р | а | | | | - Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в терем, где живет лексика! - Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока. - Мы повторяем основные понятия раздела «Лексика». - Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? - Ребята, скажите эта тема нужна нам? Где мы можем использовать знания по данной теме? - Правильно, в конце этого урока мы закрепим умение различать синонимы, антонимы, омонимы и слова с переносным значением; находить их в тексте, уметь использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав. | Знания Учащиеся разгадывают кроссворд. - Слово - эпитет - толковый - Синонимы - Антонимы - Лексикон - Метафора -Лексика Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. - Цель урока –повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика». | Принцип деятельности. Регулятивные УУД. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Практика опережающего обучения Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) |
3.Стадия осмысления IV. Стадия рефлексии | - Ребята, с вашей помощью мы благополучно установили каркас теремка. А теперь переходим к крыше, чтобы её поставить, необходимо выполнить следующее задание. 2 задание. (Задание на партах у каждого учащегося). Перед вами, ребята, утверждения. Напротив каждого утверждения, если оно верно, поставьте «+», а ели неверно, то «-». Лексика изучает морфологические признаки слова. – Чем меньше лексикон человека, тем лучше. – У многозначных слов одна словарная статья. + Омонимы – слова, далёкие по лексическому значению. + Слово «порода» - однозначное слово. – Слова «улыбка-улыбаться» не являются синонимами. + Перенос значения происходит на основе сходства. + Слово «снег» является синонимом к слову «метель». – - Вот и крыша нашего теремка на месте. -Угадайте, кто с сумкой на ремне бодро шагает к теремку? (на доску прикрепляется рисунок). Ба,.да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение слова "корреспонденция"? Определите лексическое значение слова. Какой словарь нужен нам? Корреспонденция: 1. Письма, телеграммы, бандероли. 2. Сообщение, поступившее в газету, журнал. - Данное слово однозначное или многозначное? - Какие слова называются однозначными, а какие многозначными? (Слайд 3) Почтальон Печкин принёс письма жителям нашего теремка. -Пакет №1 предназначен для вручения словам, близким по значению. Как называются слова, близкие по значению? На стук вышел один из трех братьев, проживающих в теремке. Его зовут Смелый. Задание 3. Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух: "Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот, что у нас получилось. Помогите нам". Назовите имена остальных братьев.
Задание 4. Расположите синонимы по степени усиления признака. Несчастье – А) катастрофа Б) бедствие В) беда Г) горе Ответ: в, г, б, а Данный приём называется градацией. Задание 5. Замените в предложении все слова синонимами и запишите в исправленном виде. Разъярённая вьюга замела тропинки. (Рассерженная метель занесла дорожки) - Ребята, скажите, а зачем нам нужны синонимы? - А вот и второе письмо почтальона Печкина. -Угадайте, кому это письмо: один высокий, другой низкий, третий толстый, четвертый тонкий. (Слайд 4) -Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то,пришла весть от родного дедушки. Начали они читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало оно под дождем или в речке тонуло. Задание 6. Помогите братьям прочитать письмо (письмо спроецировано на экране) (Слайд 5) "Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, ... " ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Руки к верху поднимаем, а потом их опускаем. А потом их разведём и к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей. (назовите антонимы) Задание 7. Выберите и запишите антонимы к выделенным словам. Лёгкая сумка – А) полная, б) пустая, в) кожаная г) мамина д) тяжёлая Лёгкая задача – А) тяжеловесная б) массивная в) трудная г) грузная д) математическая -Письмо №3 жителям, которых вы должны будете отгадать. Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат, Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие личинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки. Задание 8. Выпишите из текста омонимы: Хорошая книжка привыкла к почтению И тот получает пятёрку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать. - объясните лексическое значение этих омонимов. 1. ПОЧИТАТЬ, -аю, -аешь; св. (что). 1.Некоторое время читать (1, 4 зн.). П. перед сном. Почитай ребёнку сказку! Давайте почитаем вслух. 2.Читая, ознакомиться с содержанием чего-л., прочитать. Советую п. эту книгу.
2. ПОЧИТАТЬ, -аю, -аешь; нсв. кого-что. Относиться к кому-, чему-л. с уважением, почтением; чтить. П. старших. П. предков. П. законы, традиции. ср. - Почтальон Печкин принес бандероль. А для кого она? И что такое бандероль? БАНДЕРОЛЬ [дэ] и [де], -и; ж. [франц. banderole]. Небольшое почтовое отправление (бумаг, книг, мелких товаров и т.п.) в специальной (обычно бумажной) упаковке. -Она предназначена для' любителей поэзии. Здесь сборник стихов. Откроем его. Задание 9. Найдите слова, использованные в переносном значении: Усталое солнце по небу гуляет, Ленивая тучка над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. - Те, кто больше всех набрал баллов, выполняют тест.
Тест по теме «Лексика» В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении? Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение В каком ряду не все слова являются синонимами: Подарок, подношение, презент, гостинец Поэт, стихотворец, певец, лауреат Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться Объединение, союз, ассоциация, альянс В каком ряду не все слова являются синонимами: Узы, оковы, путы Воображение, фантазия, вымысел Старание, одолжение, услуга Холм, пригорок, возвышенность Какая пара слов не является антонимами? Редколесье, чащоба Жизнерадостный, печальный Лицемерный, двуличный Закономерный, случайный Какая пара слов не является антонимами? 1)Лучезарный, мрачный 2)Милосердие, безжалостность 3)Немногословный, словоохотливый 4)Жизнерадостный, оптимистичный А те, кто меньше, выполняют задание на соотношение. Омонимы Антонимы Синонимы А) яркий – тусклый Б) растительность – флора В) мастер – умелец Г) лисичка (гриб) Лисичка (животное) -Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке? -Как знание понятий из раздела «Лексика» пригодится вам в жизни? -Продолжите, пожалуйста, предложения: Сегодня я узнал(а)… Я задумался(ась), о том Я меня получилось… Было интересно… Янаучился(ась)… Теперь я могу… Было трудно… Мне захотелось… Я почувствовал(а), что… Я выполнял(а) задания и … Урок дал мне для жизни… Я попробую… Я понял(а), что… Меня удивило, что… Я смог(ла)… оценки | Работают самостоятельно Проверка по слайду Работают со словарем Группа учащихся работает со словарем, остальные отвечают устно Синонимы Синонимы к слову смелый: храбрый, отважный Индивидуальная работа Варианты ответов учащихся. Делают вывод: синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей Антонимы Подбирают антонимы к прилагательным Щедрыми, сильными, умными, честными, воспитанными, решительными Поднимаем-опускаем, разведём-прижмём Омонимы Один-два учащихся озвучивают определение по памяти. Почтение – по чтению Почитать-почитать Определяется значение слова бандероль (работа со словарем) Работа в парах Усталое, гуляет Ленивая, скучает Сонной Спит, игривый Задание в формате ЕГЭ | Развитие регулятивных УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), познавательных (уметь строить рассуждения) Развитие коммуникативных и познавательных УУД Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). УУД: регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка) Познавательные УУД (уметь осуществлять синтез как составление целого из частей) Познавательные (уметь устанавливать аналогии), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Познавательные (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков) УУД: познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии) Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации) Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, планирование учебного сотрудничества со сверстниками) Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации) |