kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение по теме «Лексика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует совершенствованию и развитию полученных в результате изучения темы знаний; научит применять эти знания в практической деятельности.

Цель урока: совершенствовать и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти знания в практической деятельности; развивать интерес крусскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте;
  • научить различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова;
  • формировать умение использовать омонимы в речи;
  • развить умение различать омонимы в тексте;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Стадия вызова.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Стадия осмысления.
  5. Физ. минутка.
  6. Стадия рефлексиии

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1мин)

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

- Добрый день, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, я из школы №4. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2.Стадия вызова

(4 мин)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, в котором мы уже бывали.

(Слайд 1)

В чистом поле теремок, теремок.

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

- Сегодня мы с вами будем строить теремок. У нас есть материал, только осталось поставить все детали на свои места. А что нам в этом поможет?

- Правильно, ваши знания. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. А в конце мы их подсчитаем, и я вам поставлю оценки за работу на уроке.

 -Чтобы начать строить и поставить каркас теремка, необходимо разгадать кроссворд и определить его ключевое слово.

Задание 1

- Разгадайте кроссворд (Слайд 2).

1. Основная единица языка.

2.Красочное, образное определение, чаще всего выраженное прилагательным.

3.Словарь, в котором собраны слова с их лексическим значением.

4. Слова, близкие по лексическому значению.

5. Слова, противоположные по значению.

6.Запас слов и выражений человека.

7.Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

- Какое же ключевое слово получилось?

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в терем, где живет лексика!

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.

- Мы повторяем основные понятия раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Ребята, скажите эта тема нужна нам? Где мы можем использовать знания по данной теме?

- Правильно, в конце этого урока мы закрепим умение различать синонимы, антонимы, омонимы и слова с переносным значением; находить их в тексте, уметь использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока


Урок – русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Лексика». Тема урока «Повторение по теме «Лексика».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Лексика»

Форма урока: игра

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: совершенствовать и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти знания в практической деятельности; развивать интерес к русскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

  • научить различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова;

  • формировать умение использовать омонимы в речи;

  • развить умение различать омонимы в тексте;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Стадия вызова.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Стадия осмысления.

  5. Физ. минутка.

  6. Стадия рефлексии.

  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.


Ставилась следующая цель: помочь учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.

Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:

  1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;

  2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

  3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;

  4. Через включенность каждого ученика в работу класса.


Положительные результаты урока.

Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:

  • прием «Составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение


Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1. Стадия вызова - прием «Кластер» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

2. Стадия осмысления – прием «Верные и неверные утверждения»

Здесь формируются целый блок познавательных УУД (универсальных учебных действий). Это:

  • общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

  • логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.

3. Стадия рефлексии – прием «Кластер»

  • общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата

  • универсальные: анализ с целью выделения признаков.


В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия

  • прогнозирование темы урока

  • целеполагание урока

  • волевая саморегуляция при самостоятельной работе

  • осознание качества и уровня усвоения учебного материала


Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, построение теремка заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

  • фронтальная (во время проверки раннее изученного материала)

  • групповая (во время систематизации имеющихся знаний)

работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.


Просмотр содержимого документа
«открытый урок в 5 кл»





Конспект открытого урока по русскому языку

Тема: «Повторение по теме «Лексика»

5 класс



Теплова Мария Николаевна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4 г. Белая Калитва







2016 г






Конспект урока русского языка с использованием технологии развития критического мышления и ИКТ

«Повторение по теме «Лексика» (5 класс)



Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Лексика»

Форма урока: игра

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).

Цель урока: совершенствовать и развивать полученные в результате изучения темы знания; учить применять эти знания в практической деятельности; развивать интерес крусскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;

  • развить умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте;

  • научить различать синонимы, антонимы, омонимы и многозначные слова;

  • формировать умение использовать омонимы в речи;

  • развить умение различать омонимы в тексте;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения групповой и парной работы.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку.

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Стадия вызова.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Стадия осмысления.

  5. Физ. минутка.

  6. Стадия рефлексии.

  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.















Ход урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1мин)

Приветственное слово учителя (на фоне аудиозаписи из м/ф «Крошка Енот» - «От улыбки…»):

- Добрый день, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, я из школы №4. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Стадия вызова

(4 мин)









































- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, в котором мы уже бывали.

(Слайд 1)

В чистом поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок
, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?

- Сегодня мы с вами будем строить теремок. У нас есть материал, только осталось поставить все детали на свои места. А что нам в этом поможет?


- Правильно, ваши знания. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. А в конце мы их подсчитаем, и я вам поставлю оценки за работу на уроке.



-Чтобы начать строить и поставить каркас теремка, необходимо разгадать кроссворд и определить его ключевое слово.


Задание 1

- Разгадайте кроссворд (Слайд 2).

1. Основная единица языка.

2.Красочное, образное определение, чаще всего выраженное прилагательным.

3.Словарь, в котором собраны слова с их лексическим значением.

4. Слова, близкие по лексическому значению.

5. Слова, противоположные по значению.

6.Запас слов и выражений человека.

7.Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.


- Какое же ключевое слово получилось?





с

л

о

в

о






э

п

и

т

е

т









т

о

л

к

о

в

ы

й









с

и

н

о

н

и

м

ы

а

н

т

о

н

и

м

ы









л

е

к

с

и

к

о

н





м

е

т

а

ф

о

р

а





- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока? Добро пожаловать в терем, где живет лексика!

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тема урока.


- Мы повторяем основные понятия раздела «Лексика».

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?

- Ребята, скажите эта тема нужна нам? Где мы можем использовать знания по данной теме?


- Правильно, в конце этого урока мы закрепим умение различать синонимы, антонимы, омонимы и слова с переносным значением; находить их в тексте, уметь использовать их в речи, а также пополним наш словарный состав.










Знания







Учащиеся разгадывают кроссворд.

- Слово

- эпитет

- толковый

- Синонимы

- Антонимы

- Лексикон

- Метафора










-Лексика









Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока.



- Цель урока –повторить, закрепить основные понятия раздела «Лексика».

Принцип деятельности.

Регулятивные УУД.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.














Практика опережающего обучения


Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)












Регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)




3.Стадия осмысления





































































































































































































IV. Стадия рефлексии


























- Ребята, с вашей помощью мы благополучно установили каркас теремка. А теперь переходим к крыше, чтобы её поставить, необходимо выполнить следующее задание.


2 задание. (Задание на партах у каждого учащегося).

Перед вами, ребята, утверждения. Напротив каждого утверждения, если оно верно, поставьте «+», а ели неверно, то «-».

  1. Лексика изучает морфологические признаки слова. –

  2. Чем меньше лексикон человека, тем лучше. –

  3. У многозначных слов одна словарная статья. +

  4. Омонимы – слова, далёкие по лексическому значению. +

  5. Слово «порода» - однозначное слово. –

  6. Слова «улыбка-улыбаться» не являются синонимами. +

  7. Перенос значения происходит на основе сходства. +

  8. Слово «снег» является синонимом к слову «метель». –



- Вот и крыша нашего теремка на месте.

-Угадайте, кто с сумкой на ремне бодро шагает к теремку? (на доску прикрепляется рисунок). Ба,.да это всем нам знакомый почтальон Печкин! Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Как вы понимаете значение слова "корреспонденция"? Определите лексическое значение слова. Какой словарь нужен нам?

Корреспонденция: 1. Письма, телеграммы, бандероли.

2. Сообщение, поступившее в газету, журнал.


- Данное слово однозначное или многозначное?


- Какие слова называются однозначными, а какие многозначными?




(Слайд 3)

Почтальон Печкин принёс письма жителям нашего теремка.


-Пакет №1 предназначен для вручения словам, близким по значению. Как называются слова, близкие по значению? На стук вышел один из трех братьев, проживающих в теремке. Его зовут Смелый.


Задание 3. Вскрыл хозяин квартиры письмо и прочитал его вслух:

"Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот, что у нас получилось. Помогите нам". Назовите имена остальных братьев.

Задание 4. Расположите синонимы по степени усиления признака.

Несчастье –

А) катастрофа

Б) бедствие

В) беда

Г) горе

Ответ: в, г, б, а

Данный приём называется градацией.


Задание 5. Замените в предложении все слова синонимами и запишите в исправленном виде.

Разъярённая вьюга замела тропинки.

(Рассерженная метель занесла дорожки)

- Ребята, скажите, а зачем нам нужны синонимы?














- А вот и второе письмо почтальона Печкина.

-Угадайте, кому это письмо: один высокий, другой низкий, третий толстый, четвертый тонкий.

(Слайд 4)


-Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то,пришла весть от родного дедушки. Начали они читать письмо - и чуть не заплакали от огорчения: половина письма - сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало оно под дождем или в речке тонуло.


Задание 6. Помогите братьям прочитать письмо (письмо спроецировано на экране)

(Слайд 5)


"Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы выросли вы людьми смелыми, ... "






ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.


Руки к верху поднимаем, а потом их опускаем.

А потом их разведём и к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей.

(назовите антонимы)


Задание 7. Выберите и запишите антонимы к выделенным словам.

Лёгкая сумка –

А) полная, б) пустая, в) кожаная г) мамина д) тяжёлая

Лёгкая задача –

А) тяжеловесная б) массивная в) трудная г) грузная д) математическая


-Письмо №3 жителям, которых вы должны будете отгадать.

Мы слова из русской речи, из родного языка.
Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.
Наподобие личинки смысл запрятан в серединке.
Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.


Задание 8. Выпишите из текста омонимы:

Хорошая книжка привыкла к почтению

И тот получает пятёрку по чтению,

Кто с детства любитель большой почитать

И книжки, как старших, привык почитать.

- объясните лексическое значение этих омонимов.


1. ПОЧИТАТЬ, -аю, -аешь; св. (что).
1.Некоторое время читать (1, 4 зн.). П. перед сном. Почитай ребёнку сказку! Давайте почитаем вслух.
2.Читая, ознакомиться с содержанием чего-л., прочитать. Советую п. эту книгу.

2. ПОЧИТАТЬ, -аю, -аешь; нсв. кого-что.
Относиться к кому-, чему-л. с уважением, почтением; чтить. П. старших. П. предков. П. законы, традиции.  ср.



- Почтальон Печкин принес бандероль. А для кого она? И что такое бандероль?


БАНДЕРОЛЬ [дэ] и [де], -и; ж. [франц. banderole].
Небольшое почтовое отправление (бумаг, книг, мелких товаров и т.п.)
в специальной (обычно бумажной) упаковке. 

-Она предназначена для' любителей поэзии. Здесь сборник стихов. Откроем его.


Задание 9. Найдите слова, использованные в переносном значении:


Усталое солнце по небу гуляет,
Ленивая тучка над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.



- Те, кто больше всех набрал баллов, выполняют тест.



Тест по теме «Лексика»


  1. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?


  1. Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд

  2. Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок

  3. Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение

  4. Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение


  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:


  1. Подарок, подношение, презент, гостинец

  2. Поэт, стихотворец, певец, лауреат

  3. Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться

  4. Объединение, союз, ассоциация, альянс


  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:


  1. Узы, оковы, путы

  2. Воображение, фантазия, вымысел

  3. Старание, одолжение, услуга

  4. Холм, пригорок, возвышенность


  1. Какая пара слов не является антонимами?


  1. Редколесье, чащоба

  2. Жизнерадостный, печальный

  3. Лицемерный, двуличный

  4. Закономерный, случайный


  1. Какая пара слов не является антонимами?


1)Лучезарный, мрачный

2)Милосердие, безжалостность

3)Немногословный, словоохотливый

4)Жизнерадостный, оптимистичный


А те, кто меньше, выполняют задание на соотношение.

  1. Омонимы

  2. Антонимы

  3. Синонимы


А) яркий – тусклый

Б) растительность – флора

В) мастер – умелец

Г) лисичка (гриб)

Лисичка (животное)


-Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке?

-Как знание понятий из раздела «Лексика» пригодится вам в жизни?

-Продолжите, пожалуйста, предложения:

  1. Сегодня я узнал(а)…

  2. Я задумался(ась), о том

  3. Я меня получилось…

  4. Было интересно…

  5. Янаучился(ась)…

  6. Теперь я могу…

  7. Было трудно…

  8. Мне захотелось…

  9. Я почувствовал(а), что…

  10. Я выполнял(а) задания и …

  11. Урок дал мне для жизни…

  12. Я попробую…

  13. Я понял(а), что…

  14. Меня удивило, что…

  15. Я смог(ла)…



оценки















Работают самостоятельно








Проверка по слайду






Работают со словарем




Группа учащихся работает со словарем, остальные отвечают устно







Синонимы






Синонимы к слову смелый: храбрый, отважный



Индивидуальная работа


Варианты ответов учащихся.

Делают вывод: синонимы помогают избежать неоправданного повторения слов, используются для более точного выражения мыслей




Антонимы












Подбирают антонимы к прилагательным

Щедрыми, сильными, умными, честными, воспитанными, решительными


Поднимаем-опускаем, разведём-прижмём










Омонимы



Один-два учащихся озвучивают определение по памяти.


Почтение – по чтению

Почитать-почитать
















Определяется значение слова бандероль (работа со словарем)


Работа в парах


Усталое, гуляет

Ленивая, скучает

Сонной

Спит, игривый

Задание в формате ЕГЭ















































































Развитие регулятивных УУД (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), познавательных (уметь строить рассуждения)


Развитие коммуникативных и познавательных УУД













Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).





УУД: регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка)



















Познавательные УУД (уметь осуществлять синтез как составление целого из частей)













Познавательные (уметь устанавливать аналогии), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)












Познавательные (уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков)















УУД: познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме), коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии)







Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации), познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации)



Познавательные УУД (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, выделение необходимой информации), регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии), коммуникативные (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, планирование учебного сотрудничества со сверстниками)


Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера), регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного), коммуникативные (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации)

V. Домашнее задание


Оскудела сумка почтальона Печкина. Давайте сноваее заполним. Пишут письма обитатели теремка, пишите и вы жильцам теремка. Это и есть ваше общее творческоедомашнее задание.

Написать письмо жильцам теремка.





















Регулятивные УУД (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона



Просмотр содержимого документа
«раздат. мат»

Задание №1.Разгадайте кроссворд

1. Основная единица языка.

2.Красочное, образное определение, чаще всего выраженное прилагательным.

3.Словарь, в котором собраны слова с их лексическим значением.

4. Слова, близкие по лексическому значению.

5. Слова, противоположные по значению.

6.Запас слов и выражений человека.

7.Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.


- Какое же ключевое слово получилось?





1










2














3
















4








5
















6












7













Задание №2.Перед вами, ребята, утверждения. Напротив каждого утверждения, если оно верно, поставьте «да», а ели неверно, то «нет».

  1. Лексика изучает морфологические признаки слова.

  2. Чем меньше лексикон человека, тем лучше.

  3. У многозначных слов одна словарная статья.

  4. Омонимы – слова, далёкие по лексическому значению.

  5. Слово «порода» - однозначное слово.

  6. Слова «улыбка-улыбаться» не являются синонимами.

  7. Перенос значения происходит на основе сходства.

  8. Слово «снег» является синонимом к слову «метель».


Задание 8.Выпишите из текста омонимы:

Хорошая книжка привыкла к почтению

И тот получает пятёрку по чтению,

Кто с детства любитель большой почитать

И книжки, как старших, привык почитать.

- объясните лексическое значение этих омонимов.



Задание 9.

Усталое солнце по небу гуляет,
Ленивая тучка над лесом скучает.
На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.




Просмотр содержимого документа
«тест»

Тест по теме «Лексика»


  1. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?

  1. Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд

  2. Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок

  3. Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение

  4. Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1. Подарок, подношение, презент, гостинец

  2. Поэт, стихотворец, певец, лауреат

  3. Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться

  4. Объединение, союз, ассоциация, альянс

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1. Узы, оковы, путы

  2. Воображение, фантазия, вымысел

  3. Старание, одолжение, услуга

  4. Холм, пригорок, возвышенность

  1. Какая пара слов не является антонимами?

  1. Редколесье, чащоба

  2. Жизнерадостный, печальный

  3. Лицемерный, двуличный

  4. Закономерный, случайный

  1. Какая пара слов не является антонимами?

1)Лучезарный, мрачный

2)Милосердие, безжалостность

3)Немногословный, словоохотливый

4)Жизнерадостный, оптимистичный


Тест по теме «Лексика»


  1. В каком ряду сочетаний слов все слова употреблены в прямом значении?

  1. Цветущий сад, заснувший ребенок, потерянный взгляд

  2. Бегающие дети, погасшая свеча, сорванный цветок

  3. Открытая местность, натянутые отношения, приподнятое настроение

  4. Текущие события, рассеянный человек, подавленное настроение

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1. Подарок, подношение, презент, гостинец

  2. Поэт, стихотворец, певец, лауреат

  3. Нарядиться, разодеться, разрядиться, расфрантиться

  4. Объединение, союз, ассоциация, альянс

  1. В каком ряду не все слова являются синонимами:

  1. Узы, оковы, путы

  2. Воображение, фантазия, вымысел

  3. Старание, одолжение, услуга

  4. Холм, пригорок, возвышенность

  1. Какая пара слов не является антонимами?

  1. Редколесье, чащоба

  2. Жизнерадостный, печальный

  3. Лицемерный, двуличный

  4. Закономерный, случайный

  1. Какая пара слов не является антонимами?

1)Лучезарный, мрачный

2)Милосердие, безжалостность

3)Немногословный, словоохотливый

4)Жизнерадостный, оптимистичный




Соотнесите данные понятия:


  1. Омонимы

  1. Антонимы


  1. Синонимы



А) яркий – тусклый


Б) растительность – флора


В) мастер – умелец


Г) лисичка (гриб)

Лисичка (животное)



Соотнесите данные понятия:


  1. Омонимы

  1. Антонимы


  1. Синонимы



А) яркий – тусклый


Б) растительность – флора


В) мастер – умелец


Г) лисичка (гриб)

Лисичка (животное)



Соотнесите данные понятия:


  1. Омонимы

  1. Антонимы


  1. Синонимы



А) яркий – тусклый


Б) растительность – флора


В) мастер – умелец


Г) лисичка (гриб)

Лисичка (животное)



Соотнесите данные понятия:


  1. Омонимы

  1. Антонимы


  1. Синонимы



А) яркий – тусклый


Б) растительность – флора


В) мастер – умелец


Г) лисичка (гриб)

Лисичка (животное)



Просмотр содержимого презентации
«презентация лексика»

Мультимедийная презентация  урока по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение изученного по теме «Лексика» Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 ТЕПЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

Мультимедийная презентация урока по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение изученного по теме «Лексика»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4

ТЕПЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

«УЛЫБКА – ЭТО ПОЦЕЛУЙ ДУШИ»

«УЛЫБКА – ЭТО ПОЦЕЛУЙ ДУШИ»

КРОССВОРД           2       3 5   1                 6 7   4                                            

КРОССВОРД

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

5

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

6

7

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          э п       т   а с и о   н т л   е       л о т т о       в к л н о   м о с и е е и     в н ы т к м     й с ы а о     ф   н и       о к   и     о р     м а ы   н            

 

 

 

 

 

э

п

 

 

 

т

 

а

с

и

о

 

н

т

л

 

е

 

 

 

л

о

т

т

о

 

 

 

в

к

л

н

о

 

м

о

с

и

е

е

и

 

 

в

н

ы

т

к

м

 

 

й

с

ы

а

о

 

 

ф

 

н

и

 

 

 

о

к

 

и

 

 

о

р

 

 

м

а

ы

 

н

 

 

 

 

 

 

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ ЯНВАРЯ.  КЛАССНАЯ РАБОТА.   ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Лексика».

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ ЯНВАРЯ. КЛАССНАЯ РАБОТА.

ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Лексика».

Цель урока: Повторить и закрепить основные понятия раздела «Лексика»

Цель урока:

  • Повторить и закрепить основные понятия раздела «Лексика»

Задачи урока: к концу урока вы сможете - определять лексические значения слов,  - подбирать синонимы, антонимы, омонимы; - соотносить понятия и примеры; - практически применять знания, умения, навыки, полученные на уроках; - обогатить свой словарный запас; - оценить богатство, выразительность, гибкость русского языка.

Задачи урока:

  • к концу урока вы сможете
  • - определять лексические значения слов,
  • - подбирать синонимы, антонимы, омонимы;
  • - соотносить понятия и примеры;
  • - практически применять знания, умения, навыки, полученные на уроках;
  • - обогатить свой словарный запас;
  • - оценить богатство, выразительность, гибкость русского языка.

Лексика изучает морфологические признаки слова. НЕТ Чем меньше лексикон человека, тем лучше. НЕТ У многозначных слов одна словарная статья. ДА Омонимы – слова, далекие по лексическому значению . ДА Слово ПОРОДА – однозначное слово. НЕТ Слова УЛЫБКА-УЛЫБАТЬСЯ не являются синонимами. ДА  Перенос значения происходит на основе сходства . ДА  Слово СНЕГ является синонимом к слову МЕТЕЛЬ. НЕТ
  • Лексика изучает морфологические признаки слова. НЕТ
  • Чем меньше лексикон человека, тем лучше. НЕТ
  • У многозначных слов одна словарная статья. ДА
  • Омонимы – слова, далекие по лексическому значению . ДА
  • Слово ПОРОДА – однозначное слово. НЕТ
  • Слова УЛЫБКА-УЛЫБАТЬСЯ не являются синонимами. ДА
  • Перенос значения происходит на основе сходства . ДА
  • Слово СНЕГ является синонимом к слову МЕТЕЛЬ. НЕТ

Почтальон Печкин

Почтальон Печкин

Что такое корреспонденция? Корреспонденция –

Что такое корреспонденция?

Корреспонденция –

  • 1. Письма, телеграммы, бандероли.
  • 2. Сообщение, поступившее в газету, журнал.
Задание 3 . «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот, что у нас получилось.» Назовите имена остальных братьев. (смелый, отважный, храбрый)

Задание 3 . «Дорогие синонимы, хотели мы обойтись без вас, но вот, что у нас получилось.»

Назовите имена остальных братьев.

(смелый, отважный, храбрый)

Расположите синонимы по степени усиления признака 1. Несчастье -  А) катастрофа Б) бедствие В) беда Г) горе  В, Г, Б, А

Расположите синонимы по степени усиления признака

  • 1. Несчастье -

  • А) катастрофа
  • Б) бедствие
  • В) беда
  • Г) горе

В, Г, Б, А

Замените в предложении все слова синонимами и запишите в исправленном виде  Разъярённая вьюга замела тропинки. Рассерженная метель занесла дорожки.

Замените в предложении все слова синонимами и запишите в исправленном виде

Разъярённая вьюга замела тропинки.

  • Рассерженная метель занесла дорожки.

Письмо №2.

Письмо №2.

  • «Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми, ….»
Выберите и запишите антонимы к выделенным словам: 2. Лёгкая задача –  А) тяжёловесная Б) массивная В) трудная Г) грузная Д) математическая   2 - В 1. Лёгкая сумка –  А) полная Б) пустая В) кожаная Г) мамина Д) тяжёлая   1 - Д

Выберите и запишите антонимы к выделенным словам:

  • 2. Лёгкая задача –

  • А) тяжёловесная
  • Б) массивная
  • В) трудная
  • Г) грузная
  • Д) математическая

2 - В

  • 1. Лёгкая сумка –

  • А) полная
  • Б) пустая
  • В) кожаная
  • Г) мамина
  • Д) тяжёлая

1 - Д

Письмо №3. Мы слова из русской речи, из родного языка.  Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат, Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.  Наподобие личинки смысл запрятан в серединке.  Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

Письмо №3.

Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись. Наподобие личинки смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.

Выпишите омонимы из текста, объясните их лексическое значение. Хорошая книжка привыкла к почтению.  И тот получает пятерку по чтению,  Кто с детства любитель большой почитать  И книжки, как старших, привык почитать.

Выпишите омонимы из текста, объясните их лексическое значение.

  • Хорошая книжка привыкла к почтению.

И тот получает пятерку по чтению,

Кто с детства любитель большой почитать

И книжки, как старших, привык почитать.

1. ПОЧИТАТЬ,  -аю, -аешь; св. (что).  1. Некоторое время читать (1, 4 зн.).  П. перед сном. Почитай ребёнку сказку! Давайте почитаем вслух.  2. Читая, ознакомиться с содержанием чего-л., прочитать.  Советую п. эту книгу.   2. ПОЧИТАТЬ,  -аю, -аешь; нсв. кого-что.  Относиться к кому-, чему-л. с уважением, почтением; чтить.  П. старших. П. предков. П. законы, традиции.   ср.

1. ПОЧИТАТЬ,  -аю, -аешь; св. (что). 1. Некоторое время читать (1, 4 зн.).  П. перед сном. Почитай ребёнку сказку! Давайте почитаем вслух. 2. Читая, ознакомиться с содержанием чего-л., прочитать.  Советую п. эту книгу. 2. ПОЧИТАТЬ,  -аю, -аешь; нсв. кого-что. Относиться к кому-, чему-л. с уважением, почтением; чтить.  П. старших. П. предков. П. законы, традиции.   ср.

Бандероль

Бандероль

Какие слова встречаются в этом стихотворении? Усталое солнце по небу гуляет,  Ленивая тучка над лесом скучает.  На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Какие слова встречаются в этом стихотворении?

Усталое солнце по небу гуляет, Ленивая тучка над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

1. золотой медальон; 2. пустая голова; 3. говор ручья; 4. хвост кометы; 5. быстрый бег; 6. цветущий сад .  2, 3, 4 Проверка

  • 1. золотой медальон;
  • 2. пустая голова;
  • 3. говор ручья;
  • 4. хвост кометы;
  • 5. быстрый бег;
  • 6. цветущий сад .

2, 3, 4

Проверка

Соотнесите понятия и примеры 1. яркий - тусклый   2. растительность - флора   5. мастер - умелец  6. Лисичка (гриб) – лисичка (животное)  Омонимы  Антонимы  Синонимы

Соотнесите понятия и примеры

1. яркий - тусклый

2. растительность - флора

5. мастер - умелец

6. Лисичка (гриб) – лисичка (животное)

  • Омонимы
  • Антонимы
  • Синонимы

Ответы:

Ответы:

  • 1-2)
  • 2-2)
  • 3-3)
  • 4-3)
  • 5-4)
Отгадайте загадки  Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека ; его советуют искать в поле ;  на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.  ВЕТЕР

Отгадайте загадки

  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека ;
  • его советуют искать в поле ;
  • на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
  • ВЕТЕР

Отгадайте загадки Я у человека, животного, у плодов растений;  могу быть гусиной и чёртовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-либо угодить.   КОЖА

Отгадайте загадки

  • Я у человека, животного, у плодов растений;
  • могу быть гусиной и чёртовой;
  • в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-либо угодить.
  • КОЖА

Подберите синонимы к значениям многозначного слова «свежий»:   Свежий хлеб - …

Подберите синонимы к значениям многозначного слова «свежий»:

Свежий хлеб - …

Свежая рубашка - …

Свежая рубашка - …

Свежий ветер - …

Свежий ветер - …

Свежая газета - …

Свежая газета - …

Рефлексия Я понял, что…  слова играют большую роль в нашей жизни. 2. Было интересно… узнавать жильцов теремка, т.е. слова. 3. Особенно понравилось… работа с теремком. 4. Вызвало затруднение…  работа с новыми словами 5. Нужно выучить… лексическое значение новых слов.

Рефлексия

  • Я понял, что…

слова играют большую роль в нашей жизни.

2. Было интересно…

узнавать жильцов теремка, т.е. слова.

3. Особенно понравилось…

работа с теремком.

4. Вызвало затруднение…

работа с новыми словами

5. Нужно выучить…

лексическое значение новых слов.

Подведение итогов урока. Домашнее задание. Написать письмо жителям теремка.(придумать одно задание)

  • Подведение итогов урока.
  • Домашнее задание.
  • Написать письмо жителям теремка.(придумать одно задание)

Молодцы!  Спасибо за урок!

Молодцы!

Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Повторение по теме «Лексика»

Автор: Теплова Мария Николаевна

Дата: 24.07.2016

Номер свидетельства: 337976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему "Повторение темы ЛЕКСИКА" "
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-na-tiemu-povtorieniie-tiemy-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "236738"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444147429"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Открытый урок "Экология слова. Обобщение по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-ekologhiia-slova-obobshchieniie-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "253601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447611050"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) ""В начале было Слово..." (повторение  и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология») "
    ["seo_title"] => string(112) "v-nachalie-bylo-slovo-povtorieniie-i-zakrieplieniie-izuchiennogho-matieriala-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "121332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413926520"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Тема: «Что значит Слово…» (повторение  и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология») "
    ["seo_title"] => string(115) "tiema-chto-znachit-slovo-povtorieniie-i-zakrieplieniie-izuchiennogho-matieriala-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "197059"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428165710"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "конспект урока на тему"Повторение и систематизация изученного по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "248131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446663873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства