Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Лексика"»
Повторение по теме «Лексика»
Цель урока – обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе разбора лексики русского языка.
Задачи. Образовательная: обобщение знаний по теме «Лексика» и освоение важнейших тематических понятий.
Воспитательная: воспитание ответственности за сделанный выбор.
Развивающая: развитие активной жизненной позиции.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиа проектор, плакаты по теме «Лексика», таблицы учащихся, учебник русского языка 6 класс под ред. Г.Г. Граник.
Ход урока.
Игра «Знаете ли вы?»
Играют 2 команды (класс предварительно разделен); названия команд «Неологики» и «Лексусы» записываются на доске.
Вопросы задаются двум командам сразу: кто быстрее ответит (на столе у каждой команды лежат сигнальные карточки).
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а ученик, давший этот ответ, – жетон.
В конце игры подсчитываются баллы команд и жетоны у учащихся.
Все учащиеся получают оценки в журнале.
Победившая команда и лучший знаток лексики и фразеологии награждаются дипломами и грамотами.
Задание 1
Замени буквы цифрами:
а – 1, б – 2, в – 3, г – 4, д – 5, е – 6, е – 7, ж – 8, з – 9, и – 10, й – 11, к – 12, л – 13, м – 14, н – 15, о – 16, п – 17, р – 18, с – 19, т – 20, у – 21, ф – 22, х – 23, ц – 24, ч – 25, ш – 26, щ – 27, ь – 28, ы – 29, ъ – 30, э – 31, ю – 32, я – 33.
Составь слова из цифр:
13,
6,
12,
19,
10,
12,
16,
13,
16,
4,
10,
33.
л
е
к
с
и
к
о
л
о
г
и
я
Задание 2. Что такое лексикология? (Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.)
Задание 3. Что такое лексикон? (Словарный запас одного человека.)
Задание 6. Я зачитываю слова, относящиеся к профессии художника, а вы укажите лишнее: палитра, акварель, мольберт, негатив, гуашь.
Задание 7. Назовите слова с корнем -аква- (вода). Что они обозначают?
Задание 10. Кто быстрее? В толковом словаре учебника найдите:
одно заимствованное слово;
одно устаревшее слово.
Задание 11. Определите слово по его лексическому значению:
Цвет фиалки и сирени. (Лиловый.)
Заранее намеченный путь следования. (Маршрут.)
Мысленно представить себе что-либо. (Вообразить.)
Очень большой. (Огромный, гигантский.)
Желтый с красноватым оттенком. (Оранжевый.)
Знаки для обозначения звуков. (Буквы.)
Слова, употребляемые жителями одной местности. (Диалект.)
Задание 12. Замените иноязычные слова русскими синонимами:
алфавит (азбука)
абзац (красная строка)
абсурд (чепуха)
прогресс (развитие)
космос (Вселенная)
мираж (видения)
диалог (беседа)
Отгадайте загадки:
1. На каких полях не сеют и не пашут? (на тетрадных)
2. Какой рукав нельзя пришить? (реки)
3. Из какого крана нельзя напиться? (из подъемного)
- На каком явлении построены эти шутливые вопросы? (На явлении омонимии).
Сейчас вы должны отгадать слова, зная его лексическое значение.
1.Наука, изучающая прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры. (Археология)
2. Часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками. (Графика)
3. Комплекс наук, изучающих болезни животных, их лечение и предупреждение. (Ветеринария)
4. Наука о собаках.. (Кинология)
5. Наука об ораторском искусстве. (Риторика)
6. Совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке. (Азбука)
7. Карточка с вопросами для экзамена. (Билет)
8. Обращение, направленное на получение каких-либо сведений, требующее ответа. (Вопрос)
9. Вращающаяся модель земного шара с его географическим изображением. (Глобус)
10. Самая низкая учебная отметка. (Единица)
11. Книга для учителя, отражающая результаты учебной деятельности каждого ученика. (Журнал)
12. Звуковой сигнал, который извещает о начале и окончании уроков. (Звонок)
13. Деревянная палочка со стержнем из смеси глины с графитом.
(Карандаш)
14. Планка для вычерчивания прямых линий, для измерения.
(Линейка)
15. Мягкий белый известняк, используемый для записи на доске.
(Мел)
16. График, содержащий сведения о времени, месте и последовательности проведения уроков. (Расписание)
17. Чистые листы в обложке. (Тетрадь)
18. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах. (Конфетти)
Подберите антонимы
2. Кубик (колобок)
3. Комар-пискун (Муха-цокотуха)
4. Один дистрофик (Три толстяка)
5. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
6. Ведьма Малиновой деревни (Волшебник Изумрудного города)
7. Черносажка и пять великанов (Белоснежка и семь гномов)
8. Крестьянка на тыкве (Принцесса на горошине)
9. Континент мусора (Остров сокровищ
10.Король Хохотун (Царевна Несмеяна)
11.Мышка – домоседка. (Лягушка – путешественница)
12.Собачья конура. (Кошкин дом)
13.Солнечный принц. (Снежная королева)
14.День после масленицы. (Ночь перед Рождеством )
Итоги урока. Итак, дорогие ребята, сегодня мы с вами завершили важнейшую тему в русском языке. Именно с помощью лексической грамотности мы с вами можем сделать нашу речь более красивой и выразительной.
Рефлексия: прикрепление шаблонов «Что понравилось больше всего», «Что хотелось бы узнать подробнее», «Что осталось непонятным».
Домашнее задание: создание проекта-презентации «Лексика, необходимая для общения».