Данная разработка предполагает использование ИКТ на уроке (предусмотрена презентация), однако задания можно использовать и в традиционных формах работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение по теме "Морфемика"»
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний, подготовка к материалу
- Вы пришли на урок русского языка, поэтому говорить мы с вами будем не о пикселях или упрощении дробей, а говорить мы будем о словах. Как сказал замечательный немецкий писатель Генрих Бёлль, “За каждым словом стоит целый мир”
Как вы понимаете его слова? Что великий писатель имел в виду?
Кстати, напомните мне, пожалуйста, что нужно делать, если вы встретили незнакомое вам слово?
Шарады, конечно же, будут связаны с тем разделом науки о языке, который мы с вами изучаем
Учащиеся выписывают слова с морфемами в тетрадь, 1 человек на доске выделяет необходимые морфемы
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс - в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом, по мне на уроки пойдете.
(Расписание)
В причине вы мой обнаружите корень,
Приставку в собрании встретите вскоре,
В слове строение суффикс найдете,
В целом напишите дома иль в школе.
(сочинение)
3. Переход к теме урока
Ребята, напомните мне, пожалуйста, как называются те части слова, которые мы с вами выделяли?
А что это такое?
- Ответьте мне на вопрос – зачем нам нужно изучать морфемику, все морфемы в отдельности?
Итак, раздел мы вроде бы уже изучили с вами, нам нужно проверить то, как мы это усвоили с помощью контрольной работы, а значит сегодня что нам необходимо сделать? (повторить и обобщить все знания)
ТЕМА УРОКА:
Повторение и обобщение по теме «Морфемика»
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ:
Итак, что сегодня будем делать?
В каких морфемах могут быть орфограммы?
А почему не называем основу?
4. Работа с орфограммами
Сегодня мы вспомним все орфограммы, которые изучали в теме морфемика. По каждой орфограмме вы проверите себя сами и, возможно, в парах, будем ставить себе отметки за работу.
1) по плану у нас – лаг-лож
Как мы пишем слова с этими корнями?
Распределите слова по 2 столбикам: (выданы на листах)
Прил..жить усилия
Возл..жить цветы
Предл..гать помощь
Затруднительное пол..жение
Пол..гаться на друга
Сумма сл..гаемых
Произвести сл..жение
Прол..жить путь
4 минуты
Взаимопроверка, оценивание, поменяться тетрадями
*Дополнительное задание:
Вставьте пропущенное слово:
«Для сохранения здоровья не … в еду много соли».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Видео)
в) Назовете мне сами следующую орфограмму
Перед вами – текст. Это письмо знаменитого персонажа из мульфильма «Простоквашино» почтальона Печкина. Он жалуется дяде Федору на то, что Шарик с Матроскиным совсем разленились. Да вот только написал неграмотно!
«(1)Дорогой Дядя Фёдор! (2) Приезжай скорей в Простоквашино! (3) У нас проблемы! (4) Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. (5) Достигли возроста быка, а ума меньше, чем у теленка. (6) А ведь там вырасли помидоры, их надо собирать. (7) За забором сорняки – уже не растки, ростут не по дням, а по часам. (8) В бочке с водой уже одна тина да водорасли. (9)Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. (10) И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить… (11) Пропадает вырощенный урожай! (12) Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы!
(13) Вот такие дела. (14) Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
Итак, какая орфограмма здесь представлена?
Ваша задача – найти все слова, в которых есть ошибки на эту орфограмму. Сначала вы поработаете в парах, просто подчеркните слова на листочках.
ТЕСТ на интерактивной доске – ищем правильный вариант ответа, он должен быть выделен зеленым цветом, если его выбрать (1 человек 1 задание)
Домашнее задание (на интерактивной доске – задание 3 на листочке)
РЕФЛЕКСИЯ
Ну что же, работа по повторению проведена, вы можете видеть свои предварительные результаты
Выделите для себя те темы, над которыми вам необходимо поработать
Далее – поставьте себе ту отметку, на которую, как вам кажется, вы напишите тест по морфемике
Поднимите руку те, кому сегодня было интересно
I. Прил..жить усилия, возл..жить цветы, предл..гать помощь, затруднительное пол..жение, пол..гаться на друга, сумма сл..гаемых, произвести сл..жение, прол..жить путь
II. «(1)Дорогой Дядя Фёдор! (2) Приезжай скорей в Простоквашино! (3) У нас проблемы! (4) Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. (5) Достигли возроста быка, а ума меньше, чем у теленка. (6) А ведь там вырасли помидоры, их надо собирать. (7) За забором сорняки – уже не растки, ростут не по дням, а по часам. (8) В бочке с водой уже одна тина да водорасли. (9)Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. (10) И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить… (11) Пропадает вырощенный урожай! (12) Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы!
(13) Вот такие дела. (14) Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
III. Составьте диктант из 20-30 слов на правила, изученные в разделе «Морфемика». Диктант может состоять из отдельных слов, словосочетаний или предложений.
I. Прил..жить усилия, возл..жить цветы, предл..гать помощь, затруднительное пол..жение, пол..гаться на друга, сумма сл..гаемых, произвести сл..жение, прол..жить путь
II. «(1)Дорогой Дядя Фёдор! (2) Приезжай скорей в Простоквашино! (3) У нас проблемы! (4) Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. (5) Достигли возроста быка, а ума меньше, чем у теленка. (6) А ведь там вырасли помидоры, их надо собирать. (7) За забором сорняки – уже не растки, ростут не по дням, а по часам. (8) В бочке с водой уже одна тина да водорасли. (9)Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. (10) И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить… (11) Пропадает вырощенный урожай! (12) Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы!
(13) Вот такие дела. (14) Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
III. Составьте диктант из 20-30 слов на правила, изученные в разделе «Морфемика». Диктант может состоять из отдельных слов, словосочетаний или предложений.
I. Прил..жить усилия, возл..жить цветы, предл..гать помощь, затруднительное пол..жение, пол..гаться на друга, сумма сл..гаемых, произвести сл..жение, прол..жить путь
II. «(1)Дорогой Дядя Фёдор! (2) Приезжай скорей в Простоквашино! (3) У нас проблемы! (4) Шарик с Матроскиным опять поругались и не хотят в огороде работать. (5) Достигли возроста быка, а ума меньше, чем у теленка. (6) А ведь там вырасли помидоры, их надо собирать. (7) За забором сорняки – уже не растки, ростут не по дням, а по часам. (8) В бочке с водой уже одна тина да водорасли. (9)Матроскин лишь на печи лежит да песни предлагает сочинять. (10) И Шарик не хочет лапы свои к делу приложить… (11) Пропадает вырощенный урожай! (12) Ты же знаешь, что сломать дерево – минута, выростить – годы!
(13) Вот такие дела. (14) Приезжай скорее, Дядя Фёдор!»
III. Составьте диктант из 20-30 слов на правила, изученные в разделе «Морфемика». Диктант может состоять из отдельных слов, словосочетаний или предложений.