kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение. Стили речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие о стилях речи - разговорном, научном, художественном; сфера применения этих стилей; учить определять стили речи; совершенствовать владения речевым этикетом; расширить эрудицию; навыки анализа текста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение. Стили речи»

Стили речи

Цели: дать понятие о стилях речи — разговорном, научном, художественном; показать сферы применения этих стилей; учить определять принадлежность текстов к этим стилям; совершен­ствовать владение речевым этикетом, расширять эрудицию; формировать стремление к самообразованию, навыки анализа текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать сти­ли речи, определять сферы их применения, использовать в речи в зависимости от целей высказывания.

Ход урока

  • Организационный момент

  • Актуализация знаний

Проверка домашнего задания.

  1. Упр. 7 — выразительное чтение текста.

  2. Упр. 12 — пересказ информационного сообщения.

  3. Выступления представителей групп: чтение вариантов про­должения сказки.

Сообщение о Юлии Цезаре.

Гай Юлий Цезарь — древнеримский государственный и политиче­ский деятель, полководец, писатель. Был главой римского государства. Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, Цезарь стал фактически монархом, сохранив, однако, республиканские формы правления. Це­зарь пользовался внешними атрибутами монархической власти: золоче­ным креслом, почетной колесницей, особой одеждой. В его честь была воздвигнута статуя с надписью «Полубогу», дни его побед объявлялись общественными празднествами.

Имя Цезаря стало нарицательным, означало титул римских импера­торов; в русском языке это имя преобразовалось в слово «царь».

Цезарь был крупнейшим римским писателем. Известны сборники его речей и писем, стихотворения, трактат по грамматике. Некоторые из них дошли до наших дней.

Цезарь — один из выдающихся полководцев. «Пришел, увидел, по­бедил» (лат. «Veni, vidi, vici») — слова Цезаря о победе над понтийским царем Фарнаком.

  1. Проверка заданий из рабочей тетради.

  1. Самоопределение к деятельности

Вы, конечно, замечали, что наша речь может быть разной в разных ситуациях, в разных обстоятельствах. Сравним текст К.Г. Паустовского о русском языке (упр. 7), разговор частей речи друг с другом в придуманных вами продолжениях сказки и текст сообщения о Юлии Цезаре.

  1. Как вы думаете, чем различаются эти три текста (кроме темы, разумеется)? Почему они различаются?

Попробуем разобраться вместе.

  1. Работа по теме урока

  • Беседа.

Сравним два известных нам текста упр. 4 и 7.

  1. Каковы темы этих текстов? (Тема первого текста — обще­ние с помощью языка (в устной или письменной форме). Тема второго — значение русского языка.)

  2. Что общего в темах этих текстов? (Оба текстао языке.)

  3. Какова задача первого текста? ( Сопоставить признаки уст­ного и письменного общения и найти отличия.)

  4. Какова задача второго текста? (Высказать любовь к русскому языку, призвать к его изучению.)

  5. Какие образные средства языка использованы во втором тексте? (Эпитеты: богатый, меткий, могучий, волшебный, истинная.)

Вывод. Перед авторами текстов стояли разные задачи. В со­ответствии с этими задачами они выбрали определенный стиль языка, т. е. его разновидность.

В этих текстах представлены две разновидности, два стиля языка: художественный и научный.

  1. Как вы думаете, какой текст написан в художественном стиле, а какой — в научном? Почему? (Первый в научном, второй — в художественном.)

  2. Вспомните придуманные вами продолжения сказки. Что передают эти тексты? (Разговор между частями речи.)

  3. Как бы вы назвали стиль языка, которым мы пользуемся при разговоре друг с другом?

  4. Прочитайте теоретический материал учебника (§ 5, с. 10—11).

  5. В чем главное отличие разговорного языка от языка худо­жественной и научной литературы? (Язык художественной и научной литературы относится к книжной речи.)

  1. Задания по развитию речи.

  1. Упр. 13 — определение стилей текстов.

  2. Упр. 15 — чтение текста и обсуждение вопросов.

  3. Упр. 16 — чтение текста и выполнение задания.

  4. Упр. 18 — обсуждение вопросов. тексте говорится о пра­вилах вежливого поведения. Озаглавить текст можно так: «Речевой этикет» или «Вежливые слова». Задача этого текстапоказать значение соблюдения правил вежливого поведения в обществе. Стиль научный.)

  5. Упр. 19 — обсуждение вопроса.

  6. Упр. 14 — определение стилей разных текстов.

Задание группам: разыграть маленькие сценки встречи и про­щания со взрослыми и с ровесниками, вспомнить слова, кото­рые говорят, приветствуя и расставаясь («Добрый день!», «Добрый вечер!», «До скорого!», «До встречи!», «Увидимся!» и т. д.); записать эти слова в тетрадь.

  • Подведение итогов. Рефлексия

Что такое стили языка? (Стилиразновидности языка, ко­торые мы используем в зависимости от задачи высказывания.)

О каких стилях языка вы сегодня узнали?

Каковы задачи высказываний в каждом из стилей языка?

Что такое речевой этикет и зачем он нужен?

Домашнее задание

§ 5, упр. 13, 17 — подготовить выразительное чтение текста.

Рабочая тетрадь: задание 3 (с. 4—5).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повторение. Стили речи

Автор: Карпова Любовь Ильинична

Дата: 15.05.2017

Номер свидетельства: 415637

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Стили речи.Научный стиль."
    ["seo_title"] => string(25) "stili_rechi_nauchnyi_stil"
    ["file_id"] => string(6) "562019"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1604229780"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Конспект урока по русскому языку (развитие речи) 5 класс "Повторение сведений о типах и стилях речи". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-razvitiie-riechi-5-klass-povtorieniie-sviedienii-o-tipakh-i-stiliakh-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "235378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443698521"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Понятие о стилях речи"
    ["seo_title"] => string(24) "poniatiieostiliakhriechi"
    ["file_id"] => string(6) "274365"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452364055"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока русского языка по теме "Стили речи" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-stili-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "123921"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414599737"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Стили речи русского языка"
    ["seo_title"] => string(26) "stiliriechirusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "262087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449251875"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства