Понятие о стилях речи - разговорном, научном, художественном; сфера применения этих стилей; учить определять стили речи; совершенствовать владения речевым этикетом; расширить эрудицию; навыки анализа текста
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение. Стили речи»
Стили речи
Цели: дать понятие о стилях речи — разговорном, научном, художественном; показать сферы применения этих стилей; учить определять принадлежность текстов к этим стилям; совершенствовать владение речевым этикетом, расширять эрудицию; формировать стремление к самообразованию, навыки анализа текста.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать стили речи, определять сферы их применения, использовать в речи в зависимости от целей высказывания.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
Упр. 7 — выразительное чтение текста.
Упр. 12 — пересказ информационного сообщения.
Выступления представителей групп: чтение вариантов продолжения сказки.
Сообщение о Юлии Цезаре.
Гай Юлий Цезарь — древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель. Был главой римского государства. Сосредоточив в своих руках всю полноту власти, Цезарь стал фактически монархом, сохранив, однако, республиканские формы правления. Цезарь пользовался внешними атрибутами монархической власти: золоченым креслом, почетной колесницей, особой одеждой. В его честь была воздвигнута статуя с надписью «Полубогу», дни его побед объявлялись общественными празднествами.
Имя Цезаря стало нарицательным, означало титул римских императоров; в русском языке это имя преобразовалось в слово «царь».
Цезарь был крупнейшим римским писателем. Известны сборники его речей и писем, стихотворения, трактат по грамматике. Некоторые из них дошли до наших дней.
Цезарь — один из выдающихся полководцев. «Пришел, увидел, победил» (лат. «Veni, vidi, vici») — слова Цезаря о победе над понтийским царем Фарнаком.
Проверка заданий из рабочей тетради.
Самоопределение к деятельности
Вы, конечно, замечали, что наша речь может быть разной в разных ситуациях, в разных обстоятельствах. Сравним текст К.Г. Паустовского о русском языке (упр. 7), разговор частей речи друг с другом в придуманных вами продолжениях сказки и текст сообщения о Юлии Цезаре.
Как вы думаете, чем различаются эти три текста (кроме темы, разумеется)? Почему они различаются?
Попробуем разобраться вместе.
Работа по теме урока
Беседа.
Сравним два известных нам текста упр. 4 и 7.
Каковы темы этих текстов? (Тема первого текста — общение с помощью языка (в устной или письменной форме). Тема второго — значение русского языка.)
Что общего в темах этих текстов? (Оба текста — о языке.)
Какова задача первого текста? ( Сопоставить признаки устного и письменного общения и найти отличия.)
Какова задача второго текста? (Высказать любовь к русскому языку, призвать к его изучению.)
Какие образные средства языка использованы во втором тексте? (Эпитеты: богатый, меткий, могучий, волшебный, истинная.)
Вывод. Перед авторами текстов стояли разные задачи. В соответствии с этими задачами они выбрали определенный стиль языка, т. е. его разновидность.
В этих текстах представлены две разновидности, два стиля языка: художественный и научный.
Как вы думаете, какой текст написан в художественном стиле, а какой — в научном? Почему? (Первый — в научном, второй — в художественном.)
Вспомните придуманные вами продолжения сказки. Что передают эти тексты? (Разговор между частями речи.)
Как бы вы назвали стиль языка, которым мы пользуемся при разговоре друг с другом?
Прочитайте теоретический материал учебника (§ 5, с. 10—11).
В чем главное отличие разговорного языка от языка художественной и научной литературы? (Язык художественной и научной литературы относится к книжной речи.)
Задания по развитию речи.
Упр. 13 — определение стилей текстов.
Упр. 15 — чтение текста и обсуждение вопросов.
Упр. 16 — чтение текста и выполнение задания.
Упр. 18 — обсуждение вопросов. (В тексте говорится о правилах вежливого поведения. Озаглавить текст можно так: «Речевой этикет» или «Вежливые слова». Задача этого текста — показать значение соблюдения правил вежливого поведения в обществе. Стиль научный.)
Упр. 19 — обсуждение вопроса.
Упр. 14 — определение стилей разных текстов.
Задание группам: разыграть маленькие сценки встречи и прощания со взрослыми и с ровесниками, вспомнить слова, которые говорят, приветствуя и расставаясь («Добрый день!», «Добрый вечер!», «До скорого!», «До встречи!», «Увидимся!»и т. д.); записать эти слова в тетрадь.
Подведение итогов. Рефлексия
Что такое стили языка? (Стили — разновидности языка, которые мы используем в зависимости от задачи высказывания.)
О каких стилях языка вы сегодня узнали?
Каковы задачи высказываний в каждом из стилей языка?