Тема: «Повторение изученного в начальной школе по теме «Имя существительное». 6 класс
Ход урока.
1 этап. Актуализация знаний. Формулирование темы.
Учитель: Ребята! На доске записаны слова. Ваша задача заключается в следующем: найти четвёртое слово, которое относится к третьему, как второе к первому.
Телефон/ ухо = кино/ … (глаза)
Двор/ ворота = дом/ … (дверь)
День/ свет = ночь/ … (тьма)
Весна/ осень = рассвет/ …(закат)
Человек /платье = дерево/ …(листва)
Дружба/ любовь = вражда/ …(ненависть)
Учитель: Найдите среди записанных слов антонимы. Выпишите их в тетрадь.
( День – ночь, свет – тьма, рассвет – закат, весна – осень, дружба – вражда , любовь – ненависть).
Учитель: Что объединяет все эти слова?
( Обозначают предмет, отвечают на вопрос ЧТО?)
Учитель: Вспомните, как называется эта часть речи.
( Имя существительное).
Учитель: Помогите мне сформулировать тему.
Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске и в тетрадях.
«Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Имя существительное – хлеб языка.
Л. В. Успенский
(Эпиграф записан на доске).
- Посмотрите на доску. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Льва Васильевича Успенского: «Имя существительное – хлеб языка».
- Подумайте и в конце урока скажите, почему именно эти слова мы взяли в качестве эпиграфа.
Послушайте несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имён существительных. Л. Толстой писал о нём: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»: Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Учитель: Вспомните, что вы, ребята, знаете об имени существительном.
Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей.
3 этап. Целеполагание и мотивация.
Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели и разместим их на «дереве целей».
Дети предлагают цели:
- вспомнить, что такое имя существительное;
- какие морфологические признаки свойственны этой части речи?
- как изменяются имена существительные?
- каким членом предложения может быть?
Ученики размещают на «дереве целей» жёлтые осенние листочки, которые символизируют цель урока.
4 этап. Реализация. Первичное усвоение новых знаний.
Получение новой информации происходит из материала параграфа 44.
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать параграф. На доске записаны значки . Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.
V- знал(а) + - новое для меня
- - думал(а) иначе ? – осталось непонятным
Работа с текстом после прочтения:
1. Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
2. Какая информация была новой? +
3. А о чём вы думали иначе?
4. Что осталось непонятным?
5 этап. Первичная проверка понимания.
6 этап. Первичное закрепление.
1)Учитель: На экране вы видите слова, которые вам необходимо распределить на три группы. Какие? ( в соответствии с принадлежностью к определённому роду). Класс работает в тетрадях самостоятельно, трое обучающихся – у доски.
Лошадь, круиз, колено, пароход, весна, полено, стужа, пароль, ожерелье, подливка, мышь, окно, школа, трость, пение, юноша, доченька, дочь.
Учитель: К данным словам подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные , согласуя их с существительными.
Луч (солнечный), речь (устная), вещь (новая), карандаш (цветной), рысь ( хищная) , ночь ( тёмная), шалаш ( большой), ключ ( железный).
Учитель: Ребята, с какой орфограммой мы столкнулись?
( Ь после шипящих на конце существительных).
Работа с упр. 249. Дети выполняют его в паре. Затем осуществляется взаимопроверка.
Тем временем 1 учащийся работает с карточкой.
От данных существительных образовать форму множественного числа: абажур, параш…т, пл…нета, спор…смен, мастер, деталь, п…мидор, скр…пач.
Учитель: Посмотрите на экран. Что изображено на картинках? Чем необычны названные вами существительные?
( Очки, ворота, дрова; лапша, горох)
( Одни имеют только форму множественного числа, другие – только единственного)
Учитель: Что вы вспомнили, выполняя эту работу?
( Существительные изменяются по числам).
Физкультминутка.
4)Учитель: 1 учащийся пишет на доске все падежи, 2 – вопросы к ним, 3 – примеры.
Учитель: А теперь посмотрите на тексты, напечатанные на листиках, лежащих на ваших столах. Укажите падежи имён существительных.
Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. ( На экран выводятся предложения, дети проверяют себя).
Предложения:
и.п т.п.
1) Белая берёза под моим окном
т.п. т.п.
Принакрылась снегом, точно серебром.
п.п. п.п.
2) Идём во тьме и в тишине.
т.п. и.п.
3)Под ногами хрустит снег.
и..п. п.п. т.п.
4)Холодный месяц на сосне корабликом стоит.
5) Учитель: Ребята, а почему у каждого падежа 2 вопроса?
Да, существительные бывают одушевлёнными и неодушевленными.
На дом вы получали задание нарисовать различные предметы. Они перед вами. Какие из существительных, называющих эти предметы, одушевлённые, а какие неодушевлёнными?
( Собака, стол, рак, ручка, цветок, дом, дерево, лошадь).
Устная работа.
Учитель: Превратите неодушевлённые существительные в одушевлённые:
Труба ( трубач), помощь, камень, баян, вклад, Москва, журнал.
Учитель: Какая морфема помогла нам совершить данные превращения?
( Суффикс).
Учитель: Собственные и нарицательные имена существительные.
- Какие существительные относятся к собственным, а какие – к нарицательным? Приведите свои примеры. (Ответы учащихся).
Вставь подходящие имена собственные.
Река _____________, собака ____________, попугай ________________,
писатель __________, поэт ______________, город _______________,
страна ____________, девочка ___________ , гора__________________.
- Как мостик между именами собственными и нарицательными служит то, что нарицательные существительные могут стать собственными и наоборот.
- Превратите имена нарицательные в имена собственные.
Птица орёл – (город Орёл);
Цветок роза – (девочка Роза);
Плодородная земля – (планета Земля);
Воздушный шарик – (собака Шарик).
6) Учитель: Идём, ребята, дальше! На экране слова, записанные в два столбика. Необходимо стрелочками соединить синонимы. Один обучающийся работает с интерактивной доской, дети – в тетрадях.
Профессия холод
Слабость специальность
Стужа тоска
Скука бессилие
Зной жара
7) Учитель: И снова, ребятки, посмотрите на ваши парты. На них лежат ещё одни листочки с текстом. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях существительных. Какое правило нам необходимо вспомнить? Какие слова-помощники мы знаем? ( 1 скл. –земля, стена; 2 скл. –конь, окно; 3 скл. –глушь ). Это, дети, самостоятельная работа. Выполнив, листочки сдайте.
Где очки у тёт… Вал…?
У неё очки пропали!
Ищет бедная старушка на подушк…,
На кадушк…, в духовк…, в кладовк…,
В старом лукошк…, в миск… у кошк… .
Искала и в беседк…, спросила у соседк… .
А они на самом деле
У неё на лбу сидели!
7 этап. Домашнее задание.
Дифференцированное задание :
Параграф 20
Составить небольшой рассказ об отдыхе на море( на пруду), используя максимальное количество имён существительных.
8 этап. Рефлексия.
Каждый ученик индивидуально работает в тетради, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?
Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.
Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |
Способ реализации: если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?. Далее за общий материал урока ставим себе баллы в зависимости от усвоения.
Формулировка цели урока | + | - | |
1.Повторение категории числа у им.сущ-ных 2. Повторение падежа у им.сущ-ных 3. Повторение склонения у им.сущ-ных 4. Повторение категории рода у им.сущ-ных 5. Повторение собственные/ нарицательные им.сущ-ные. 6. Повторение одушевлённые/неодушевлённые им.сущ-ные. | | | 1.Всё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов) 2.Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла) 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла) 4.Я ничего не понял. (2 балла) Количество баллов: |