Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков самостоятельной работы.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Упр. 149
1 ученик. Записать текст упражнения, подчеркнуть грамматические основы, указать виды причастий;
2 ученик. Выполнить морфологический разбор причастия (мигающими). Определить тип и стиль текста, обосновать свой ответ.
2. Работа с классом.
1. Беседа:
- Что такое причастие?
- Назовите два вида причастий.
- Чем отличаются действительные и страдательные причастия?
- Запишите суффиксы причастий (2 человека к доске):
д. п. н. в – -ущ- ющ- (от глаголов 1 спр.) ащ – ящ- (от глаголов 2 спр.)
д. п. п. в. – -вш- ш- (перед – вш- сохраняется суффикс неопределённой формы глагола)
с. п. н. в. - -ем-ом-(от глаголов 1 спр.), -им- (от глаголов 2 спр.)
с. п. п. в. – енн- (от гл. на –ить), -нн-(от гл -ать, -ять)
2. Выполнение заданий (см. приложение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение по теме "Причастие"»
Тема: Повторение по теме "Причастие"
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков самостоятельной работы.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Упр. 149
1 ученик. Записать текст упражнения, подчеркнуть грамматические основы, указать виды причастий;
2 ученик. Выполнить морфологический разбор причастия (мигающими). Определить тип и стиль текста, обосновать свой ответ.
2. Работа с классом.
1. Беседа:
- Что такое причастие?
- Назовите два вида причастий.
- Чем отличаются действительные и страдательные причастия?
- Запишите суффиксы причастий (2 человека к доске):
д. п. н. в – -ущ- ющ- (от глаголов 1 спр.) ащ – ящ- (от глаголов 2 спр.)
д. п. п. в. – -вш- ш- (перед – вш- сохраняется суффикс неопределённой формы глагола)
с. п. н. в. - -ем-ом-(от глаголов 1 спр.), -им- (от глаголов 2 спр.)
с. п. п. в. – енн- (от гл. на –ить), -нн-(от гл -ать, -ять)
2. Выполнение заданий (см. приложение).
(Все последующие задания выполняются каждым учеником индивидуально в ходе работы на уроке, ответы вписываются в таблицы ).
Задание №1. Перед вами текст. Прочитайте его и выполните указанные задания.
Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные.
Не умолкая, шумел прилив. 2. Набегали гр..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла. 4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу. 6. Пошёл гул, послышалось бормоч..щее ш..пение, ш..рох, треск лома..щихся глыб. 7. Надв..галось (не)укр..щё(н,нн)ое стоногое чудовище – буря. 8. Передовые льдины сжатые нап..равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 9. Движение ледя..ной массы встрет..вшее огромную пр..граду превратилось в колоссальную энергию разрушения. 10. И через несколько минут лома(н,нн)ыми очертаниями поднялись новые громады.
Вдруг опять разъяре(н,нн)м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.
действительные страдательные
грохочущие придавленные
бьющиеся неукрощённое
успокоившиеся сжатые
бормочущее разъярённым
ломающихся придавлены
напиравшей сжаты
встретившее не укрощены
торжествующим разъярены
- Дополните одну из колонок таблицы причастиями, поставив их в краткую форму. Какую колонку будем дополнять? Почему? (вторую – только страдательные причастия имеет краткую форму)
- В чём состоит разница написания кратких и полных страдательных причастий (с НЕ раздельно, одна буква н)
Задание № 2.
Найдите в тексте предложения, в которых есть причастные обороты. Выпишите номера этих предложений и выполните их пунктуационный разбор.