Автор: Паутова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 40 г. Владимира
 Индивидуальные задания к уроку: подобрать материал для упражнений – 1 ученик «не с причастиями», 2 ученик – «Н и НН в причастиях», 3 ученик « морфемный анализ причастий», 4 ученик – «различение действительных и страдательных причастий», 5 ученик – «причастный оборот».
 Домашнее задание для всего класса: повторить все изученное о причастии (§20-25 и тетрадь-справочник), пересмотреть все выполненные упражнения.
 Ход урока.
     | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | 
  | - Прежде чем поставить перед вами задачи сегодняшнего урока, предлагаю продолжить фразу «Особая форма глагола - …» | Особая форма глагола – причастие. | 
  | Объявляется тема и цель урока: обобщить все изученное о причастии. Задачи записаны на доске. - А поможет нам грамматическая сказка, написанная одной ученицей «разрешите познакомить» - Что такое причастие? - Верно ли , что это не просто часть речи? Разрешить познакомить с ней поближе. «Причастие – это особая форма глагола. У него есть родственники – тоже части речи. Какие? Когда причастие появилось на свет. Глагол подарил ему…. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Часть речи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Глагол и прилагательное Совершенный и несовершенный вид, время, умение быть возвратным и невозвратным. | 
  | Прилагательное тоже решило не отставать и научило Причастие задавать вопросы… преподнесло новорожденному…. Учащиеся показывают умение находить причастие в предложениях и определять признаки глагола и причастия | 
 
 
 
 Какой?, Какое?, Какая?, Какие? Падеж, число, род | 
  | На доске:   Хорошая книга- это сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами.   Хорошая книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый уголок жизни. | 
 
 Учащиеся выписывают причастия и определяют по вариантам признаки глагола и прилагательного у причастия. | 
  | Когда причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть…. | Действительным и страдательным | 
  | Действительному и страдательному причастию не живется вместе. Когда они соберутся, начинают спорить.   Страдательное всегда стонет: - Я такое несчастное, всегда испытываю….. Меня укорачивают и получают… 
 
 - Само виновато, - отвечает действительное – я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня работу. Я обозначаю признак предмета… | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 на себе действия других предметов краткие причастия (приводятся примеры) 
 
 
 
 
 
 
 
 который сам производит действие | 
  | Так спорили они каждый день, а вам придется доказать, что вы сразу узнаете, где действительное, а где страдательное причастие (демонстрируется портрет причастия). 1 ученик диктует заранее приготовленные действительные и страдательные причастия (если ошибаются, то ученик просит объяснить выбор)   Прославляющий страну; уважаемый коллегами; гонимый ветром; знающий очень много; кубик, взятый из коробки; внесенный в список участник; хранившие память о герое. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся работают с цветными карточками с буквами С и Д 
 | 
  | Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему все подчинялись, его слушались, от него зависели. Так образовался…. | 
 
 
 
 
 
 Причастный оборот (дается определение) | 
  | И был он о себе очень высокого мнения, хотел выделяться.   Но это удавалось не всегда. 2 ученик предлагает задание: в записанных на доске предложениях найти причастные обороты, затем переделать предложения так, чтобы причастные обороты стали обособленными.   Дуня со второго взгляда заметила произведенное ею на меня впечатление. В два часа ровно запряженная шестью лошадьми коляска домашней работы выехала во двор. | Правило об обособлении причастного оборота. 
 
 Учащиеся выполняют задание и сдают для проверки 2-ому ученику. 
 
 
 | 
  | - Причастие стало важным и знаменитым, но его известность не избавила его от необходимости выполнять правила страны Грамматики. | Учащиеся рассказывают правила Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | 
  | 3 ученик предлагает задание: вставить пропущенные Н и НН в записанные словосочетания.   Выращенная рассада, капуста выращена, вязаная кофточка, вывязанный рисунок, купленные книги, недавно рассказанная история. | 
 
 
 
 
 
 3 ученик собирает листочки с выполненным заданием и проверяет. 
 | 
  | 4 ученик предлагает задание: распределить причастие с НЕ в два столбика: слитное и раздельное написание.   Не запрещенный, а дозволенный прием; не разрешенная еще проблема; результат не выверен; не запланированное на сегодня собрание; неподготовленное выступление; непрочитанная книга. | Правило «НЕ с причастиями» | 
  | Причастие получило работу в Департаменте Словообразования и по долгу службы обращалось в Банк Суффиксов, вскоре у него появились свои суффиксы. | Называют суффиксы, составляют таблицу «Суффикс причастий настоящего и прошедшего времени». Сверяют правильность с таблицей учителя. | 
  | Причастие всегда поддерживало свою форму и следило за своим строением, всегда проходило морфемный анализ. 5 ученик предлагает 2 причастия для морфемного разбора. | Учащиеся разбивают причастие и сдают на проверку ученику. | 
  | У Причастия появилось увлечение, оно полюбило театр. Иногда выходило на сцену и играло роль других Частей речи.  Учащиеся с нетерпением ждут новогодний праздник.  Он с самого детства обладал блестящими способностями. Встречающие ждали на перроне прихода поезда. | 
 
 
 
 
 
 
 
 Находят причастия в роле других частей речи | 
  | Если когда-нибудь Причастие выходило в приемную Департамента, отправлялось на бал во Дворец Морфологии, то объявлялись все его титулы, т.е. подвергали морфологическому разбору.   Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным. Найдите причастие и представьте его по всем правилам придворного этикета. | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Учащиеся выполняют морф. Разбор причастия из предложения. | 
 
   Вывод по уроку: Таким образом, побывав в стране «Грамматике», мы повторили все, что изучили о причастии, смогли представить эту часть речи – особую форму глагола. Но сказка на этом не закончилась.
  Домашнее задание: нарисовать герб причастия.
  - Причастие полюбило путешествовать, и его можно было встретить на страницах многих книг, в том числе учебников: географии, истории, математики и др.
  Домашнее задание: исследовать, как часто употребляется причастие на страницах учебников, проанализировав по 5 страниц из учебников:
  3 ряд – математики.
  - подготовиться к следующему уроку «Употребление причастий в речи».