Автор: Паутова Т.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 40 г. Владимира
Индивидуальные задания к уроку: подобрать материал для упражнений – 1 ученик «не с причастиями», 2 ученик – «Н и НН в причастиях», 3 ученик « морфемный анализ причастий», 4 ученик – «различение действительных и страдательных причастий», 5 ученик – «причастный оборот».
Домашнее задание для всего класса: повторить все изученное о причастии (§20-25 и тетрадь-справочник), пересмотреть все выполненные упражнения.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Прежде чем поставить перед вами задачи сегодняшнего урока, предлагаю продолжить фразу «Особая форма глагола - …» | Особая форма глагола – причастие. |
Объявляется тема и цель урока: обобщить все изученное о причастии. Задачи записаны на доске. - А поможет нам грамматическая сказка, написанная одной ученицей «разрешите познакомить» - Что такое причастие? - Верно ли , что это не просто часть речи? Разрешить познакомить с ней поближе. «Причастие – это особая форма глагола. У него есть родственники – тоже части речи. Какие? Когда причастие появилось на свет. Глагол подарил ему…. | Часть речи Глагол и прилагательное Совершенный и несовершенный вид, время, умение быть возвратным и невозвратным. |
Прилагательное тоже решило не отставать и научило Причастие задавать вопросы… преподнесло новорожденному…. Учащиеся показывают умение находить причастие в предложениях и определять признаки глагола и причастия | Какой?, Какое?, Какая?, Какие? Падеж, число, род |
На доске: Хорошая книга- это сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. Хорошая книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой и впускающая тебя в какой-то новый уголок жизни. | Учащиеся выписывают причастия и определяют по вариантам признаки глагола и прилагательного у причастия. |
Когда причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть…. | Действительным и страдательным |
Действительному и страдательному причастию не живется вместе. Когда они соберутся, начинают спорить. Страдательное всегда стонет: - Я такое несчастное, всегда испытываю….. Меня укорачивают и получают… - Само виновато, - отвечает действительное – я, например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня работу. Я обозначаю признак предмета… | на себе действия других предметов краткие причастия (приводятся примеры) который сам производит действие |
Так спорили они каждый день, а вам придется доказать, что вы сразу узнаете, где действительное, а где страдательное причастие (демонстрируется портрет причастия). 1 ученик диктует заранее приготовленные действительные и страдательные причастия (если ошибаются, то ученик просит объяснить выбор) Прославляющий страну; уважаемый коллегами; гонимый ветром; знающий очень много; кубик, взятый из коробки; внесенный в список участник; хранившие память о герое. | Учащиеся работают с цветными карточками с буквами С и Д |
Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему все подчинялись, его слушались, от него зависели. Так образовался…. | Причастный оборот (дается определение) |
И был он о себе очень высокого мнения, хотел выделяться. Но это удавалось не всегда. 2 ученик предлагает задание: в записанных на доске предложениях найти причастные обороты, затем переделать предложения так, чтобы причастные обороты стали обособленными. Дуня со второго взгляда заметила произведенное ею на меня впечатление. В два часа ровно запряженная шестью лошадьми коляска домашней работы выехала во двор. | Правило об обособлении причастного оборота. Учащиеся выполняют задание и сдают для проверки 2-ому ученику. |
- Причастие стало важным и знаменитым, но его известность не избавила его от необходимости выполнять правила страны Грамматики. | Учащиеся рассказывают правила Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. |
3 ученик предлагает задание: вставить пропущенные Н и НН в записанные словосочетания. Выращенная рассада, капуста выращена, вязаная кофточка, вывязанный рисунок, купленные книги, недавно рассказанная история. | 3 ученик собирает листочки с выполненным заданием и проверяет. |
4 ученик предлагает задание: распределить причастие с НЕ в два столбика: слитное и раздельное написание. Не запрещенный, а дозволенный прием; не разрешенная еще проблема; результат не выверен; не запланированное на сегодня собрание; неподготовленное выступление; непрочитанная книга. | Правило «НЕ с причастиями» |
Причастие получило работу в Департаменте Словообразования и по долгу службы обращалось в Банк Суффиксов, вскоре у него появились свои суффиксы. | Называют суффиксы, составляют таблицу «Суффикс причастий настоящего и прошедшего времени». Сверяют правильность с таблицей учителя. |
Причастие всегда поддерживало свою форму и следило за своим строением, всегда проходило морфемный анализ. 5 ученик предлагает 2 причастия для морфемного разбора. | Учащиеся разбивают причастие и сдают на проверку ученику. |
У Причастия появилось увлечение, оно полюбило театр. Иногда выходило на сцену и играло роль других Частей речи. Учащиеся с нетерпением ждут новогодний праздник. Он с самого детства обладал блестящими способностями. Встречающие ждали на перроне прихода поезда. | Находят причастия в роле других частей речи |
Если когда-нибудь Причастие выходило в приемную Департамента, отправлялось на бал во Дворец Морфологии, то объявлялись все его титулы, т.е. подвергали морфологическому разбору. Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным. Найдите причастие и представьте его по всем правилам придворного этикета. | Учащиеся выполняют морф. Разбор причастия из предложения. |
Вывод по уроку: Таким образом, побывав в стране «Грамматике», мы повторили все, что изучили о причастии, смогли представить эту часть речи – особую форму глагола. Но сказка на этом не закончилась.
Домашнее задание: нарисовать герб причастия.
- Причастие полюбило путешествовать, и его можно было встретить на страницах многих книг, в том числе учебников: географии, истории, математики и др.
Домашнее задание: исследовать, как часто употребляется причастие на страницах учебников, проанализировав по 5 страниц из учебников:
3 ряд – математики.
- подготовиться к следующему уроку «Употребление причастий в речи».