kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение изученного по теме "Лексикология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить и закрепить понятие о лексикологии как разделе науки о языке
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного по теме "Лексикология"»















КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

5 класс




Повторение изученного по теме

«Лексикология»






Подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы


Галактионова Светлана Анатольевна














5 класс

Повторение изученного по теме «Лексика»


Цель: обобщить и закрепить понятие о лексикологии как разделе науки о языке, понятия лексического и грамматического значений слов, однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологические обороты, их роль в речи; проверить знание учащимися основных понятий лексикологии, а также умение применять свои знания на практике.

Оборудование: мультимедийная установка; компьютерная презентация; тестовые задания, карточки с фразеологизмами.


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания

III. Объявление темы и цели урока (слайд 1)

Сегодня мы с вами оправимся в занимательное путешествие по стране Лексикология. Вы уже знаете, что лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – строительный материал, из них в этой стране созданы прекрасные речевые здания. (слайд 2)

IV. Работа по теме урока

Ну что ж, начнём наше путешествие... Мы у самых ворот в страну, у нас на пути встала стража. Чтобы они нас пропустили, мы должны ответить на их вопросы (да или нет). (слайд 3)

1. «Да или нет!»

  • Свои мысли и чувства мы передаём с помощью слов.

  • Слова любого языка образуют его словарный состав.

  • Лексика – это слова, которые употребляют люди определённой группы.

  • Лексика – это словарный состав языка.

  • Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Молодцы! Мы можем двигаться дальше и проходим через открытые ворота. (слайд 4)


Посмотрите, мы у торгового прилавка. У торговца не просто товар: в форме загадки он предложит вам товар. А цены в стране – правильные ответы (ваши знания). (слайд 5)

Вызывает восхищенье переносное значенье:
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно каждый час
А вы, друзья, не бейте нас.

- Ребята, что это? (Часы.) (слайд 6)

- Какая орфограмма в этом слове?

- А как же часы ходят, да ещё и бьют?

- Правильно, слова ходят и бьют и есть переносное значение.

- Какой части речи слова «ходят», «бьют», что они обозначают?

Какие вы молодцы! Ребята, посмотрите, перед нами сундук, а в сундуке сверток бумаги. Ой, а что это за слова на нем? Это устаревшие слова! (слайд 7)

Наша с вами задача заменить устаревшие слова синонимами, употребляющимися в современном русском языке.


1)Чело.

2) Око.

3) Уста.

4) Брадобрей.

5) Сей.

6) Бабайка.

7) Перст.

8) Рать.

9) Ветрило.

10) Ества.




(слайд 8)


Отправляемся дальше… Перед нами беседка, а в дней сестрички-двойняшки. Какую категорию слов мы можем назвать двойняшками? (Омонимы.) Почему мы их можем назвать двойняшками? Отгадайте загадку. Сестрички решили проверить ваши знания. (слайд 9)

Из земли я воду извлекаю,
Я ваши вещи сохраняю,
Законы музыки пишу
И ничего в вознагражденье
От человека не прошу. (Ключ.) (слайд 10)

- Какая орфограмма в отгадке слова? Запишите это слово.

Двигаемся дальше. На площади собрался честной народ (слайд 11). Давайте подойдем поближе и посмотрим, о чем они спорят. Давайте и мы поиграем.

Игра «Третий лишний». (слайд 12)

  • Огонь, пламя, дым.

  • Алфавит, азбука, чистописание.

  • Шалун, тихоня, озорник.

- Запишите верные ответы.

- А что за слова остались? (Синонимы.)

- Что вы о них знаете?

Интересные были слова,
Но в дорогу нам пора.
А что это за слова:
День и ночь, холод и жара, огонь – вода.

- Как они называются? А что такое антонимы? (слайд 13)


- Посмотрите на доску. К данным словам необходимо подобрать антонимы.

На доске: (слайд 14)

  1. Большой – ...

  2. Длинный – ...

  3. Здоровый – ...

  4. Молодой – ...

  5. Холодный – ...

- С этими словами вы были знакомы с начальных классов.


- Итак, наше путешествие продолжается. (слайд 15) Ребята, а что за теремок? Кто в нем живет? А живут в нем профессиональные слова. Что они обозначают? Давайте зайдем к ним в гости. И они подготовили для вас задание. Я буду читать набор слов, которые относятся к той или иной профессии, а вы угадаете эту профессию.

Слайд 16

А) Октава, аккорд, нота, скрипка, скрипичный ключ. (Музыканты.)
Б) Весы, деньги, товар, калькулятор. (Продавец.)
В) Указка, тетрадь, журнал, мел, отметка. (Учитель.)


Итак, мы продолжаем наш путь по стране Лексикология


И последними, к кому мы зайдём в гости, будут фразеологизмы. Слова живут себе поживают, но в один прекрасный день вдруг объединяются воедино, да так, что водой не разольёшь. Посмотрите, какой у них большой и красивый дом. И они подготовили вам задания. Будьте очень внимательны! (слайд 17)

- Ребята, дайте определение фразеологизмов.

- Как вы понимаете следующие выражения? (Устно.) (слайд 18)

  1. Пешком ходить под стол. (Быть маленьким.)

  2. Намылить шею. (Наказать, проучить.)

  3. Зарубить на носу. (Запомнить, выучить.)


- Теперь такое задание. Вам надо ответить на вопросы-шутки. (слайд 19)

  1. Есть ли глаза у правды?

  2. В какой воде любят ловить рыбу корыстные люди?

  3. Чьи слезу не вызывают сострадания?

  4. Есть ли у товара лицо?

  5. Для чего помимо основного назначения используют вилы?

  6. Могут ли слова летать?

- Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните их значение.

На доске: (слайд 20)

  1. Пишет как ....... лапой. (Курица.)

  2. Делить шкуру не убитого ....... (Медведя.)

  3. На сердце ....... скребут. (Кошки.)

  4. ....... не подточит. (Комар.)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поразмяться (слайд 21). Класс делится на 2 команды. Участники одной команды показывают «смысл» фразеологизма, а другая команда должна отгадать. Затем команды меняются ролями. (Карточки с фразеологизмами)

  1. Два сапога пара;

  2. развесить уши;

  3. бросать слова на ветер;

  4. положить зубы на полку;

  5. играть с огнем;

  6. ни жив ни мертв.


V. Подведение итогов игры (слайд 22)

VI. Домашнее задание

Составить словарь-миниатюру устаревших слов.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Повторение изученного по теме "Лексикология"

Автор: Галактионова Светлана Анатольевна

Дата: 24.02.2017

Номер свидетельства: 395227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Сценарий урока-игры  русского языка "Повторение по теме: "Лексика и фразеология""
    ["seo_title"] => string(88) "stsienarii-uroka-ighry-russkogho-iazyka-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "306628"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458153055"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок на тему "Мировой язык современности""
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi_urok_na_tiemu_mirovoi_iazyk_sovriemiennosti"
    ["file_id"] => string(6) "446502"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514203432"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Лексика повторение пройденного "
    ["seo_title"] => string(35) "lieksika-povtorieniie-proidiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "148705"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419826359"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока по теме "Фонетика""
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekt-uroka-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "248551"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446739122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства