Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного по теме "Лексикология"»
КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку
5 класс
Повторение изученного по теме
«Лексикология»
Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Галактионова Светлана Анатольевна
5 класс
Повторение изученного по теме «Лексика»
Цель: обобщить и закрепить понятие о лексикологии как разделе науки о языке, понятия лексического и грамматического значений слов, однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологические обороты, их роль в речи; проверить знание учащимися основных понятий лексикологии, а также умение применять свои знания на практике.
Оборудование: мультимедийная установка; компьютерная презентация; тестовые задания, карточки с фразеологизмами.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Проверка домашнего задания
III. Объявление темы и цели урока (слайд 1)
Сегодня мы с вами оправимся в занимательное путешествие по стране Лексикология. Вы уже знаете, что лексика – это наука о словах, а точнее – об их значениях. Слова – строительный материал, из них в этой стране созданы прекрасные речевые здания. (слайд 2)
IV. Работа по теме урока
Ну что ж, начнём наше путешествие... Мы у самых ворот в страну, у нас на пути встала стража. Чтобы они нас пропустили, мы должны ответить на их вопросы (да или нет). (слайд 3)
1. «Да или нет!»
Свои мысли и чувства мы передаём с помощью слов.
Слова любого языка образуют его словарный состав.
Лексика – это слова, которые употребляют люди определённой группы.
Лексика – это словарный состав языка.
Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.
Молодцы! Мы можем двигаться дальше и проходим через открытые ворота. (слайд 4)
Посмотрите, мы у торгового прилавка. У торговца не просто товар: в форме загадки он предложит вам товар. А цены в стране – правильные ответы (ваши знания). (слайд 5)
Вызывает восхищенье переносное значенье: Мы ходим ночью, ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час А вы, друзья, не бейте нас.
- Ребята, что это? (Часы.)(слайд 6)
- Какая орфограмма в этом слове?
- А как же часы ходят, да ещё и бьют?
- Правильно, слова ходят и бьют и есть переносное значение.
- Какой части речи слова «ходят», «бьют», что они обозначают?
Какие вы молодцы! Ребята, посмотрите, перед нами сундук, а в сундуке сверток бумаги. Ой, а что это за слова на нем? Это устаревшие слова! (слайд 7)
Наша с вами задача заменить устаревшие слова синонимами, употребляющимися в современном русском языке.
1)Чело.
2) Око.
3) Уста.
4) Брадобрей.
5) Сей.
6) Бабайка.
7) Перст.
8) Рать.
9) Ветрило.
10) Ества.
(слайд 8)
Отправляемся дальше… Перед нами беседка, а в дней сестрички-двойняшки. Какую категорию слов мы можем назвать двойняшками? (Омонимы.) Почему мы их можем назвать двойняшками? Отгадайте загадку. Сестрички решили проверить ваши знания. (слайд 9)
Из земли я воду извлекаю, Я ваши вещи сохраняю, Законы музыки пишу И ничего в вознагражденье От человека не прошу. (Ключ.) (слайд 10)
- Какая орфограмма в отгадке слова? Запишите это слово.
Двигаемся дальше. На площади собрался честной народ (слайд 11). Давайте подойдем поближе и посмотрим, о чем они спорят. Давайте и мы поиграем.
Игра «Третий лишний». (слайд 12)
Огонь, пламя, дым.
Алфавит, азбука, чистописание.
Шалун, тихоня, озорник.
- Запишите верные ответы.
- А что за слова остались? (Синонимы.)
- Что вы о них знаете?
Интересные были слова, Но в дорогу нам пора. А что это за слова: День и ночь, холод и жара, огонь – вода.
- Как они называются? А что такое антонимы? (слайд 13)
- Посмотрите на доску. К данным словам необходимо подобрать антонимы.
На доске: (слайд 14)
Большой – ...
Длинный – ...
Здоровый – ...
Молодой – ...
Холодный – ...
- С этими словами вы были знакомы с начальных классов.
- Итак, наше путешествие продолжается. (слайд 15) Ребята, а что за теремок? Кто в нем живет? А живут в нем профессиональные слова. Что они обозначают? Давайте зайдем к ним в гости. И они подготовили для вас задание. Я буду читать набор слов, которые относятся к той или иной профессии, а вы угадаете эту профессию.
Итак, мы продолжаем наш путь по стране Лексикология
И последними, к кому мы зайдём в гости, будут фразеологизмы. Слова живут себе поживают, но в один прекрасный день вдруг объединяются воедино, да так, что водой не разольёшь. Посмотрите, какой у них большой и красивый дом. И они подготовили вам задания. Будьте очень внимательны! (слайд 17)
- Ребята, дайте определение фразеологизмов.
- Как вы понимаете следующие выражения? (Устно.) (слайд 18)
Пешком ходить под стол. (Быть маленьким.)
Намылить шею. (Наказать, проучить.)
Зарубить на носу. (Запомнить, выучить.)
- Теперь такое задание. Вам надо ответить на вопросы-шутки. (слайд 19)
Есть ли глаза у правды?
В какой воде любят ловить рыбу корыстные люди?
Чьи слезу не вызывают сострадания?
Есть ли у товара лицо?
Для чего помимо основного назначения используют вилы?
Могут ли слова летать?
- Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните их значение.
На доске: (слайд 20)
Пишет как ....... лапой. (Курица.)
Делить шкуру не убитого ....... (Медведя.)
На сердце ....... скребут. (Кошки.)
....... не подточит. (Комар.)
Ребята, а сейчас я предлагаю вам поразмяться (слайд 21). Класс делится на 2 команды. Участники одной команды показывают «смысл» фразеологизма, а другая команда должна отгадать. Затем команды меняются ролями. (Карточки с фразеологизмами)