2. | Актуализация знаний. | Предлагаю послушать стихотворение Сергея Александровича Есенина «Белая берёза» и представить картину, которую хотел передать автор. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. -Какую картину представили себе, слушая произведение Есенина? Учитель показывает иллюстрацию берёзы!!! Слова, какой части речи использует автор, чтобы передать красоту берёзы. -Правильно, это имена прилагательные. ?- Какова же роль прилагательных в речи? (Прилагательные украшают нашу речь, делают ее яркой, выразительной, точной, разнообразной, живописной. С помощью прилагательных писатель рисует образную картину природы, которую легко можно себе представить.) Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным).
Вы закончили изучать часть речи «Имя прилагательное». Как вы думаете, что мы будем делать дальше? Правильно, мы будем повторять изученное по теме «Имя прилагательное» -Итак, определите и назовите тему нашего урока. Повторение изученного по теме «Имя прилагательного» | Делают записи в тетради. Решают тест, ответ записывают в тетради. Самопроверка по экрану. | Личностные: мобилизация мыслительной деятельности; самопроверка, оценивание своего ответа; регулятивные: умение создать условия для целеполагания; коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль. |
3 | Обобщение и систематизация знаний | - Запишите в свои тетради тему урока. - Итак, тема урока «Повторение изученного по теме «Имя прилагательного». - Какую цель вы ставите перед собой на уроке? (повторить знания об имени прилагательном, как о части речи) (Цель выводится на экран) А теперь я попрошу вас вспомнить всё, что изучали об имени прилагательном. -Что такое имя прилагательное? (Работа по определению) Имя прилагательное это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?... чей? В предложении бывают определениями и сказуемыми. - У каждого на столе лежат листы успеха. Подпишите листочки. В них вы будете отмечать ваши достижения. Итак, приступаем к заданию № 1. - Ребята, на столе у вас листочки, но они не простые, а разноцветные. На каждом из них напечатаны задания разной степени трудности. - Розовый билетик –повышенной трудности - Зеленый – средней трудности - Желтый – пониженной трудности - Решите сами, какой билетик вам нужен и выполните задание на нем. Розовый Поставьте данные словосочетания в указанные падежи: Зимний день (Т.п.) – Морозная погода (П.п.) – Сильная метель (Д.п.) – Снежная буря (В.п.) – Серебристый иней (Р.п.) – Сильные морозы (Т.п.) - | Зимним днем Морозной ночи Снежной метели Снежную бурю Серебристого инея Сильными морозами | Зеленый - Согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные. (Новый) проблемы, (тёмный) ночами, (чистый) тряпкой, (душистый) сирени, о (добрый) подруге, (тёмно-голубой) васильки, (звонкий) голоса. Новые проблемы, тёмными ночами, чистой тряпкой, душистой сирени, о доброй подруге, тёмно-голубые васильки, звонкого голоса. Желтый Вставь окончания имен прилагательных. Вся земля покрыта мягк_____ снегом. Зимн___ небо покрыто облаками. Только проглядывает полоска голуб____ неба. Деревья украшены прихотлив______ узорами. Ели и сосны в зелён____ убранстве. Ранн_____ утром друзья отправились в лес. | Вся земля покрыта мягким снегом. Зимнее небо покрыто облаками. Только проглядывает полоска голубого неба. Деревья украшены прихотливыми узорами. Ели и сосны в зелёном убранстве. Ранним утром друзья отправились в лес. | Проверка: Самопроверка по слайду. Поставь себе оценку: Нет ошибок – 5 1 ошибка – 4 2 ошибки – 3 Проверьте свою работу по слайду - Оцени свою работу. (Оценочный лист.) - Ребята, признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка. Кто поможет объясните ее? Теперь вы сможете ответить на следующие вопросы: Как изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам) Когда имена прилагательные по родам не изменяются? (мн.ч.) Как проверить безударные окончания имён прилагательных? Физминутка Раз - поднялись, подтянулись. Два - согнулись, разогнулись. Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - на место тихо сесть.
Предлагаю вам вспомнить, на какие разряды делятся имена прилагательные. (Качественные, относительные, притяжательные). Пословицы – это мудрость народа. Они пришли к нам из глубокой древности и по сей день не утратили своей необходимости. Из данных пословиц выпишите прилагательные и определите их разряд. Корень учения горек, да плод его сладок. Русская душа простор любит. Две бараньи головы в один котел не влезут. Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
- Какие ошибки допустил автор в этом тексте? (неправильно поставил прилагательные в степени сравнения) - Вы должны устно отредактировать текст. - Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное? (сравнительная и превосходная) - Как образуются сравнительные степени: простая и составная? - А как образуется превосходная степень простая и составная? Назовите суффиксы, с помощью которых образуется простая форма сравнительной степени? Назовите суффиксы….простая форма превосходной степени. Слайд Образуйте и запишите простую и составную форму сравнительной степени. Мягкий-мягче, более мягкий; Сладкий – Твёрдый- Свободный- Красивый- Удобный- Прилагательные какого разряда могут образовывать краткую форму? Работа в парах. Образуйте краткую форму от данных прилагательных: Тихий – тих, дорогой – дорог, сладкий – сладок, порывистый – порывист, бледный – бледен, честный – честен, милый – мил, малый – мал. | Формулируют тему и цель урока. Отмечают микроитог данного этапа урока в листе успеха. Работают в группах с текстом. Формулирование правила «Правописание букв з и с на конце приставок». Работают в группах. Составляют алгоритм применения правила. Проверяют составленный алгоритм по экрану. Фронтальная работа с классом. Учащиеся объясняют правописание согласных на конце приставок. Учатся работать по составленному алгоритму. Отмечают успешность выполнения заданий. Встают из-за парт, образуя ряды. Поочередно проговаривают скороговорку. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: умение слушать; осуществлять речевой контроль, формулировать свои мысли в законченное высказывание. Личностные: умение обобщать полученный материал и делать вывод; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание Личностные: умение обобщать полученный материал и делать вывод; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: формулирование понятного для другого высказывания, умение строить речевое высказывание. Личностные: снимают эмоциональное напряжение. Познавательные: приобретают умения четко и быстро проговаривать высказывание. Коммуникативные: развивают артикуляционный аппарат. |
8 | Рефлексия. | Занятие подходит к концу. Оцените результаты своей деятельности на уроке, опираясь на предложения: САМООЦЕНКА - Оцените свою работу, исходя из листов успеха. Если вам было всё понятно, с заданиями справились легко, можете поставить себе «ОТЛИЧНО», то поднимите карточку с восклицательным знаком «!» Если вы еще сомневаетесь в своих знания, испытываете некоторые затруднения при выполнении, поставьте себе «ХОРОШО», поднимите карточку с плюсом «+» Если большую часть заданий не поняли, и вам еще нужна помощь по данной теме, поставьте себе отметку «З», поднимите карточку со знаком минус. «-». | Осуществляют оценку результатов деятельности, самооценку собственной учебной деятельности. | Регулятивные: умение обобщать полученные знания. познавательные: умение обобщать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем. |
9 | Объяснение домашнего задания. | -Полученные знания вы примените при выполнении домашнего задания. Оно будет разным по уровню сложности. -Возьмите разноцветные листы, на которых написано ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Эти задания также трёх уровней сложности, но дома вам необходимо попытаться выполнить их все. Разноуровневые домашние задания 1 уровень на отметку «5» Написать мини-сочинение на тему «Зима» с использованием прилагательных. 2 уровень на отметку «4». Составить кроссворд, состоящий из 10 прилагательных 3 уровень на отметку «3» Составить словарный диктант по изученным правилам написания имен прилагательных (не менее 20 слов) - Ребята! Я хочу сказать вам спасибо за отличную работу на уроке. Вы справились со всеми поставленными задачами. Желаю, чтобы в любой жизненной ситуации вы также всегда стремились к достижению поставленной цели. | Обсуждают выполнение домашнего задания. | познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, осознание последовательности предстоящей работы. коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; речевое взаимодействие со сверстниками, учителем |