Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня на уроке русского языка, ребята, мы с вами отправимся в увлекательное путешествие ,увидим много интересного, ещё ближе познакомимся со страной, которая называется «Русский язык». Изучая русский язык, постигая его трудности, мы открываем для себя удивительный мир.
Слайд №3
Послушайте, что писал о русском языке К. Паустовский: «Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тихое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
- Благодаря чему мы почувствовали огромные возможности русского языка?
(Благодаря экспрессивной лексики русского языка, красоте русского слова и его богатстве )
-А с точки зрения синтаксиса, как выглядит эпиграф к нашему уроку?
- Верно, благодаря однородным членам. И мы сегодня с вами отправимся в гости к однородным членам предложения.
-Откроем тетради, запишем число и тему нашего урока
Слайд №4
- А вот и первая станция«Теоретическая»
- Однородные члены предложения хотят убедиться, что мы знаем их и не зря приехали к ним в гости.
Ответьте на вопросы:
– Какие члены предложения называются однородными? ( примеры)
– При помощи каких союзов соединяются однородные члены предложения?
– Как отличить однородные определения от неоднородных?
– Когда ставятся запятые при однородных членах? Когда не ставятся?
– Расскажите о знаках препинания при наличии обобщающего слова при однородных членах предложения.
Слайд № 5
– Мы с вами продолжаем путь и прибываем на станцию «Практическая».
Индивидуальная работа
- Перед нашим взором удивительная картина. Посмотрите, у самой дороги стоит белоствольная берёза.А перед вами лежит задание №1 с описанием этой берёзы. (текст распечатать и раздать детям)
Задание : найти однородные члены предложений и графически показать, чем они выражены.
(Проверка работы на слайде № 6). 2,7,9,11- ответы
Учитель: А теперь мы направляемся к небольшому соседнему лесу. (слайд №7)
Задание № 2. Найти однородные члены,как связаны они между собой ( какими сочинительными союзами ) начертить схемы . Работа с текстом
Внезапно вся сосна, от корней до верхушки, вздрогнула и застонала.
Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая берёзы.
С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей своей хвоей и замерла.
Она лежала горой сочной и тёмной хвои.
То слева, то справа, то позади слышался гул падающих стволов.
Слайд № 8 (Проверь)
- Делая остановку на станции «Теоретическая», мы с вами говорили, что однородные члены предложения дружат с сочинительными союзами. И у нас есть возможность проверить, а дружите ли вы с ними?
Задание № 3 (письменно у доски 2 человека), остальные в тетрадях. ( Работа по карточкам.)
Задание:вместо точек вставить подходящие по смыслу союзы и части двойных союзов; расставить знаки препинания.
Он (Ваня) сел на старый мельничный жёрнов положил подбородок на кулаки … стал терпеливо ждать.
Не … Петя … даже маленький Павлик поняли отца сразу.
Слайд № 9 (Проверь)
Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы на станции «Сообразительная». Слайд № 9
Задание:Достройте предложения дважды, чтобы 1. получить предложения с однородными членами, соединёнными союзом И; 2. чтобы получить сложносочинённые предложения с тем же союзом.
В небе сверкнула первая звёздочка …
Сильный ветер загудел в вышине …
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы завершаем свой путь на станции «Творческая ». ( Слайд № 10)
Учитель : -Нами проделана большая работа. Чем мы занимались в течение урока? - Верно, мы находили однородные члены предложения, строили схемы, расставляли знаки препинания, решали пунктуационные задачи.