Урок проходит в виде путешествия на корабле.Проводится словарный диктант.Корабль проводит остановки. Дети выполняют задания.Дети подплывают к острову "орфографических задач". Отвечают концовку правил. Следующая остановка это порт "букв извуков". Урок ребятам очень понравился.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение. Разбор по составу. Словарный диктант»
УРОК 57
Тема: Повторение. Разбор слова по составу. Словарный диктант.
Цель: повторение состава слова, правил правописания безударных гласных и парных согласных в корне слова.
Ход урока
1.Психологический настрой.
2.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие к острову «Орфографических задач». Во время нашего путешествия мы встретимся с теми законами орфографии, которые мы уже с вами изучали. Так что в добрый путь, друзья!
3.Создание ситуации: Мы подплываем к острову «Орфографических задач». Нас встречают пограничники с рифмовками, на которые мы должны ответить, чтобы получить визу в эту страну:
Чтобы освободить жителей острова, нам предлагают решить задачи по разделу «Звуки и буквы».
Представь, что ты путешествуешь по острову «Звуки русской речи». Как ты думаешь, на какие части может быть разделен этот остров? Почему?
Ты идешь по улицам города «Звуки и буквы». На переходе стоит указатель. Какие картинки нарисованы на указателе? Какая картинка указывает улицу, где живут звуки, а какая — буквы?
Назови жителей страны по их одеждам: [м] м [с] с.
Звуки пришли на бал. Какие буквы подойдут к каким звукам, чтобы пригласить их на танец? Соедини их. Придумай слова, в которых эти звуки обозначены этими буквами.
[йо] [йа] [йэ] [а] [э]
Ё Я Е А Э
Почему плачут буквы в словах?
Посидел седой дед
Плот яблоко
Пришел руководитель хора и стал отбирать звуки для пения. Как ты думаешь, кого он выбрал и почему?
А ОУ П РИТМ С ЭЧЛ Н
К берегу причалил корабль. Он вез букву, которая должна изменить значение слова: МОЛ, КОН, БАНКА. Какую букву привез корабль?
Вертолет подлетел к горе, чтобы спасти слова зайчик, кольцо, касса, которые взобрались на самую вершину. Но перенести слова вертолет может только по их частям. На какие части для переноса разделились слова?
Послушай, как звучат слова в предложении: В ночной тиши шуршат камыши. Какую картину нарисовали звуки?
Сосчитай, сколько слов придумал Всезнайка? Стрелки полки, замок, атлас.
Вторая остановка. Порт «Состав слова». Жители приготовили нам логические загадки про состав слова. Попробуем разгадать их.
Ты в стране «Состав слова». Как ты думаешь, из каких частей состоит эта страна? Назови их.
Коля выполнил домашнее задание: написал слова, у который есть корень и окончание: трава, вода, зебра, конь. А ночью слом стали возмущаться: «Зачем он написал слово конь? Разве у него есть окончание? Ему нет места среди нас!» А как думаешь ты? Докажи, прав ли Коля.
В городе «Состав слова» прошел сильный дождь. Он смыл части слов на городских табличках. Попробуй восстановить эти части слова. Назови их: аптек... ...ход ...лево ...право лест....а подъ... шосс...
Однажды в магазин пришел Водяной: «Хочу купить у вас своих родственников. Одному скучно жить». - «Пожалуйста, - ответил продавец, - покупайте. Выбор большой: вода, водить, приводить, подводить, подводный, водянистый, водный, надводный, проводник, вывод». Какие родственные слова купил Водяной?
«Ах, какой я хороший! - думал про себя суффикс -чик-. - Со мной все слова такие ласковые, такие маленькие! Костюмчик мальчик, стаканчик, ключик, переписчик, разведчик.
Как ты думаешь, прав ли суффикс -чик-? Не зазнается ли он?
Ты собираешься путешествовать по стране. Какие части слова нужно знать, чтобы назвать жителей городов данной страны?
На балу слова мужского рода выбирали себе пару женского рода для танца: Повар — повариха, ткач - ткачиха, актер — актриса, электрик — электричка, машинист - машинистка, техник - техничка. Кто из них ошибся с выбором пары для танца?
В одной песенке есть слова: «У меня внутри вечный двигатель, вечный прыгатель, вечный бегатель». Какую часть слова использовал мальчик для новых слов?
Сегодня у тебя прекрасное настроение и ты хочешь подарить всем, кого видишь вокруг, ласковые суффиксы. Называй предметы и прибавляй к ним ласковые суффиксы. Что у тебя получилось?
Мама сказала малышу: «Вот наденем носочки и пойдем гулять». Мальчик взял носок и приложил его к носу. Как ты думаешь, почему?
Слова сидели у реки. Стало жарко. Они скинули с себя суффиксы и пошли купаться в реку. А как вышли из реки, забыли, у кого какие суффиксы. Помоги им разобраться, составь слова:
изба корзина уголь пень дерево
-щик- -угик- - ёк- -к- -ц-
Приставка с- пришла к словам и стала приставать к ним: «Возьмите меня - будет новое слово!» Слова писать, мыть, кататься, петь сразу согласились принять букву. А вот слова бежать, бросить, грузить стали протестовать и прогонять приставку. Почему? Правы ли они?
Однажды приставки пре- и при- заспорили, кого же из них выберут слова бывать, давать, творить. А как ты думаешь, нужно ли было им спорить? Кто прав?
Как-то встретились три слова: снежинка, осинка и пылинка. «Давайте будем дружить!» - сказало одно слово. - Ведь мы родились с помощью общего суффикса!» - «Ты ошибаешься, - возразили ему. - У нас разные суффиксы!» У какого слова другой суффикс?