Повторение по теме «Глагол» (7-й урок в теме)
Цель:
- Усовершенствовать представления учащихся о разных временных формах глагола (настоящее время, будущее время, прошедшее время), о неопределенной форме как о начальной форме глагола;
- правильно ставить вопросы к глаголам неопределенной формы (Что делать? Что сделать?);
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
- развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, внимание, речь;
- воспитывать положительную мотивацию в обучении
- Актуализация знаний.
- На столе листки. Работа вдвоем. Положите влево те карточки, термины на которых вам известны. В правую сторону отложите карточки, с терминами которых на уроках русского языка мы еще не встречались.
Настоящее время
Будущее время
Прошедшее время
Неопределенная форма
- спряжение
- спряжение
Лицо глагола
- Прочтите знакомые понятия, уже известные вам
- Прочтите неизвестные термины – то, чем мы будем заниматься совсем скоро.
Наша задача – узнать и о спряжении, и о сложной теме «Глаголы-исключения», и о лицах глаголов. Это задача следующих уроков. Мы не можем начать дальнейшее изучение, не убедившись в знаниях, полученных на предыдущих уроках. Ведь меня давно не было с вами.
Итак, какие же знания будем закреплять с вами? Что будем повторять?
(Будущее время, Настоящее время, Прошедшее время, неопределенная форма)
Найди 4-е лишнее
А) Приставка, корень, суффикс, глагол.
Какое слово является лишним? Почему? Доказать
Б) Предлог, союз, глагол, частица
Почему? (Отличие самостоятельных частей речи от служебных: обозначают что-то, отвечают на вопросы, являются членами предложения)
В) Идет, подпрыгивает, решает, желать
- Запись в тетради:
А) желать – все глаголы настоящего времени, здесь – неопределенная форма
Б) подпрыгивает – есть приставка
В) идет – исходя из разбора слова по составу
На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?
На какие вопросы отвечают
Убедимся на уроке, полным ли был ответ
Запись под диктовку на доске:
Выкопал, выдержал, угрожают, зашагают, стемнеет, сбегут
- Проверьте, какие орфограммы встретились в словах?
- Что общего во всех словах? (глаголы, с приставкой, безударная гласная в корне)
- Проверьте безударную гласную
- Какие различия? (множественное/единственное число, время глагола, в приставке по 1 и по 2 буквы)
- образуйте неопределенную форму глагола (устно)
- Что необходимо помнить при образовании неопределенной формы глагола? (Что делать? Что сделать?)
Физминутка
Я включаю знакомый и полюбившийся нам победный марш. Вы, имитируя движения ходьбы, прослушайте, найдите и запомните глаголы, встречающиеся в марше (Не видали, переходить, сочинили)
- Что вы можете сказать об этих глаголах? (Не с глаголом, время, число) Запишите в тетради
Задание на самостоятельное нахождение глаголов.
(Картинка: футбольные ворота, в них вратарь, спортсмены забивают мяч в ворота)
- Посмотрите на эту картинку. Можно ли обойтись без глаголов, описывая ее? Мальчики называют глаголы, девочки составляют словосочетание с этим глаголом.
- Что надо помнить о словосочетаниях? (не путать с предложениями)
- Запись в двух словосочетаниях (любых) Отметить глагол + зависимое слово, определить время глагола или неопределенную форму
- Взаимопроверка
Запись предложений в тетради и на доске.
А) Снежное покрывало покрывало дальнее поле
Б) На то и печь, чтобы хлеб да блины печь.
Назовите созвучные слова. Определите часть речи
В какой форме стоит глагол? (в неопределенной форме)
На что оканчивается глагол в неопределенной форме? (на –чь)
Возвратимся к началу урока
На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? (-ть, -ти, - чь)
(Иди домой, но сначала коридор домой. Кто без крыши и белил крыши города белил?)
Домашнее задание
А домашнее задание будет следующее: Прочитайте:
Знаете ли вы, что…
И. С. Тургенев в одном из своих произведений («Отцы и дети») употребил более 150 глаголов говорения?
Как вы думаете, каким будет домашнее задание? Записать глаголы говорения в неопределенной форме, отметить орфограммы. Если иссякнет источник вашего словарного запаса, куда можно обратиться за помощью? (словари, интернет, родители)
Итог урока
Как изменяется глагол? (по временам)
Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе? (по родам)
Завтра узнаете, как еще могут изменяться глаголы