Тема: Повторение изученного в начальных классах. Правописание.
Цели: Повторить и закрепить навыки правописания: буквенных сочетаний жи-ши, чи-щи, жу-шу, чу-щу, ча-ща; безударных гласных в корне слова; непроизносимых согласных; разделительных ъ и ь знаков; развивать умения учащихся подбирать проверочные слова, сравнивать, наблюдать, делать выводы; формировать интерес к русскому языку; воспитывать интерес к предмету через содержание учебного материала.
Ход урока:
- Организационный момент
Мы за парты сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Подровнялись. Улыбнулись!
И ко мне все повернулись!
- Сообщение темы, урока
(на доске: картинки с паровозиками, медвежонок с воздушными шариками)
Учитель. Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране «Повторение», а путешествовать мы будем на весёлом паровозике. Вы знаете, для того чтобы на железной дороге был порядок, поезда ходят по установленному расписанию, т.е. подчиняются определённым правилам. А чтобы грамотно писать, вы тоже должны знать правила. Посмотрите на вагончики и медвежонка с шариками и скажите, над какими правилами правописания мы будем сегодня работать.
- Что мы должны знать и уметь прочитаем на слайде.
ЗНАТЬ
УМЕТЬ
- правила правописания сочетаний жи-ши, чи-щи, жу- шу, чу-щу, ча- ща
- подбирать проверочные слова
- правила правописания безударных гласных в корне слова
- применять правила
- правила правописания непроизносимых согласных
- находить орфограмму
- правила правописания разделительных ъ и ь знаков
- Итак, паровозик наш помчался к первой станции «Безударные гласные»
- Работа с памяткой (Слайд).
ПАМЯТКА
- выделить корень слова
- найти безударную гласную
- выяснить смысл слова
- подобрать проверочное слово
- Работа со стихотворением (слайд). Ребята, когда поезд прибывает на станцию или отправляется, на перрон выходит дежурный по станции и подаёт машинисту сигнал: показывает белый жезл, говоря этим, что всё в порядке - поезд может отправляться. Чтобы продолжить движение на паровозике, вы сигнальными карточками будете показывать нужную безударную букву для каждого слова в стихотворении.
Л…сной, р…чной, г…ристый,
М…рской, р…дной, л…систый.
Проверь слова, да не сп…ши,
Красиво, грамотно сп…ши.
- Какие слова произносим одинаково? (Спеши, спиши).
- Обратим внимание на эти слова. Как вы рассуждаете, вставляя буквы? (В слове спеши пишем букву е, так как проверочное слово спешка. В слове спиши - гласную и, проверяем словом пишет). Делаем вывод:
- Чтобы правильно подобрать родственное слово, надо знать его смысл. Поэтому нашу памятку дополним ещё одним пунктом: выяснить смысл слова.
3. Работа с омофонами. Рассмотрим смыслоразличительную функцию на примерах.
Задание: В словосочетаниях вставить пропущенные буквы и объяснить, подобрав проверочные слова.
Пол…скать ребёнка – пол…скать бельё, отв…рить картофель - отв…рить калитку, разв…вать на ветру – разв…вать речь.
- Какой можно сделать вывод? (Слова звучат одинаково, но значения имеют разные).
- А как называются слова с безударными гласными, к которым нельзя подобрать проверочное слово? (Словарные. Такие слова надо запомнить или обратиться к словарю).
-Назовите в словосочетаниях словарные слова и запомните их написание. (Ребёнок, картофель, калитка).
4. Покидая станцию «Безударные гласные», зарифмуем правило:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
- Продолжаем движение на нашем паровозике.
Учитель: Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
- Вашему вниманию предлагаю загадки…. (Слайд)
1) День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
/Сердце/
2) Не огонь, а больно жжёт.
Не фонарь, а ярко светит.
/Солнце/
3) Сделал шаг – стал ростом выше.
Так «дорос» до самой крыши.
А потом назад пошел -
К росту прежнему пришел.
/Лестница/
-Что объединяет все эти отгадки? (В отгадках слова с непроизносимой согласной).
- Так на какую станцию мы прибыли?
Ученица объявляет: Станция «Неясные непроизносимые согласные»
- Ребята, вспомним правила написания непроизносимых согласных. (Слайд)
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять,
И со звуком непонятным
Быстро гласную искать!
- Вам предлагается творческое задание (работа по карточкам в парах).
На карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Предложения в исправленном виде запишите в тетради.
- Вспомните, какие слова называются синонимами?
Позади весёлое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.
Слова - подсказки: ненастные, поздней, яростный, радостное, прекрасная.
- Приведите примеры слов с неясными согласными и подберите к ним проверочные.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы писали и устали,
Все мы дружно тихо встали,
Ножками потопали: раз, два, три.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
V. Отдохнули немножко и продолжаем наш путь к следующей станции. 1. Прибыли на станцию. Что будете повторять на ней, вы узнаете, закончив строку в стихотворении словом.
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут _ _.
*
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ _ _.
*
Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте _ _ _.
- Как называется станция?
Ученица объявляет: Станция «И, А,У после шипящих».
- Какое правило будем повторять? (Ответ хором: жи-ши, чи-щи пиши с буквой И,
жу-шу, чу-щу пиши с буквой У,
ча-ща пиши с буквой А.)
2. Раз, два.
Начинается игра.
Вы теперь не просто дети.
Вы теперь – учителя.
Вы на доску посмотрите,
И ошибки все найдите.
Задание: Внимательно прочитайте слова, выходите по цепочке к доске и исправляйте ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (13 ошибок).
-Молодцы, ребята, хорошо справились с ролью учителя.
VI. Итак, мчится наш паровозик к последней станции.
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в словах стою, друзья!
- На какую станцию мы прибыли?
Ученица объявляет: Станция «Разделительные Ъ и Ь».
- Дома вы повторяли правило «Правописание разделительных ъ и ь знаков». Расскажите его. (Два ученика рассказывают правило).
Слайд:
- Проведём игру «В две колонки становись!» (упр.17, стр.9). Два ученика работают у доски.
Задание: Выпишите слова в две колонки: в первую колонку – с «Ь», во вторую – с «Ъ» разделительными знаками.
Ученики проводят самопроверку.
VIII. Рефлексия (Продолжите фразы).
- Больше всего мне понравилось на уроке (что делать?)…
- Мне было нелегко на уроке (что делать?)…
- Для меня урок-путешествие прошёл не зря, потому что…
IX. Оценивание ответов учеников.
X. Домашнее задание.
Повторить части речи. § 3, стр. 9 – 16.
1 группа. Составить 5 - 6 предложений, употребив слова, над правописанием которых мы работали.
2 группа. Составить текст на тему «Осень», используя слова на изученные орфограммы.