kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение изученного материала по теме «Лексика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи учащихся, правильное употребление в речи

антонимов, синонимов, омонимов; работа над монологической речью.

Урок проходит в форме деловой игры. 

Формировать умения самостоятельно работать с

дополнительной литературой ( словарями).

Воспитывать умения работать в группах, отстаивать свое мнение.

Оборудование:  карточки, таблички, словари.

МЕТОДЫ: индивидуальная работа, работа в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного материала по теме «Лексика» »

Тема урока: Повторение изученного материала по теме « Лексика» Цели урока:1. Обобщить изученный материал по теме « Лексика»

Развивать речь учащихся: правильно употреблять в речи

антонимы, синонимы, омонимы; работать над монологической речью.

  1. Формировать умения самостоятельно работать с

дополнительной литературой ( словарями).

  1. Воспитывать умения работать в группах, отстаивать свое мнение.

Оборудование: карточки, таблички, словари.

МЕТОДЫ: индивидуальная работа, работа в группах.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент . Здравствуйте. Приветствие на разных языках!

По- казахский, по-итальянски ( обнимаются), по- бразильский и в Никарагуа ( плечами), в Зимбабве ( спинами), Македонии- плечами, в Австралии- хлопают при встрече ладошками.

Сегодня на уроке русского языка мы повторим все, что узнали по теме « Лексика». Урок проводится в форме деловой игры « Заседание редакционного совета». Наша задача состоит в том, что нам предстоит подготовить к выпуску номер газеты « Лексика». И так, у нас работают: 3 отдела , в каждом отделе есть ответственный координатор, задача которых следить за выполнением заданий, собирать материал, исправлять ошибки и относить к редактору, за игрой нашей будут следить главный редактор нашей газеты, он же будет размещать материал в газете. После выполнения задания каждый отдел защищает свою работу Прежде чем отделы приступят к работе, я прошу ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое Лексикология?- раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав.

  2. Что такое лексика?- все слова языка образуют его словарный состав- лексику.

  3. Что такое слово?- это основная единица языка и речи.

  4. Для чего служит слово?- оно служит для названия предметов, лиц действий, признаков, количеств.

  1. А теперь, попрошу отделы приступить к работе. Работа над первой рубрикой.


Работа над первой рубрикой

Лексическое и грамматическое значение слова.


Задание 1 отделу : 1. Найдите в толковом словаре словарные статьи о словах:

голова, жестокий,

2 . Подберите к словам из левой колонки соответствующие толкования из правой колонки. Проведите стрелки.

Лидер создавшееся общественное мнение

Цитата тот, кто защищает

Помощник имеющий влияние, авторитет

Подлог знающий

Зазнайка тот, кто помогает

Знаток фальшь

Покровитель тот, кто гордится собой

Репутация плохо относящийся к другому

Недоброжелатель выдержка из текста

Вывод: Лексическое значение – то, что обозначает слово. Оно разъясняется в толковом словаре.

Грамматическое значение – определяет к какой части речи относится и все морфологические признаки.


Работа над второй рубрикой

Однозначные и многозначные слова


II ЗАДАНИЕ 2 отделу:

  1. Закрасить красным цветом, если слово однозначное, зелёным – если многозначное.

однозначное многозначное

насос коса

земляника кисть

кувшин лук

гантель лист

артист морж

скворец перо


  1. По учебнику выполнить упр. 508 ( 2 ученика)

  2. Работа со словарём : определить слова шляпка и солнце однозначные или многозначные ( 2 ученика)

ВЫВОД : Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением. Многозначные слова – это слова, которые имеют много лексических значений.


III. Работа над 3 рубрикой

Прямое и переносное значение слова

ЗАДАНИЕ 3 отделу:

  1. Подчеркнуть переносное – зеленым , прямое - красным.

Золотое кольцо – золотые руки,

Ледяная глыба – ледяной взгляд,

Море пшеницы – море голубое,

Дремлет ребёнок – дремлет река,

Человек идёт – дождь идёт.

  1. Выпишите из упр. 535 глаголы , характеризующие звёзды . В прямом или переносном значении они употреблены.


ВЫВОД: Многозначные слова имеют прямое и переносное значение. Прямое значение – это его основное лексическое значение. Переносное значение – это лексическое значение, основанное на сходстве, близости между собой предметов, явлений. Переносное значение часто используется в художественных произведениях, как выразительное средство.


IV. Работа над 4 рубрикой

ОМОНИМЫ

ЗАДАНИЕ 1 отделу:

Что это за слова?

  1. Три (розы) три (пол)

Рой (яму) рой (пчёл)

Пила (инструмент) пила ( действие со слова пить)

  1. Пользуясь словарём омонимов определить значение слов норка и точка . Доказать , что слова являются омонимами

ВЫВОД: Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и звучат, но имеют разное лексическое значение. Омонимы могут быть не только лексическими, но и грамматическими.

Те слова – синонимы, относятся к разным частя речи


Рой пчёл – рой яму Три (розы) три (пол)


V. работа над V рубрикой:


Синонимы.


ЗАДАНИЕ 2 отделу:

Продолжить синонимические ряды:

  1. Труд,

  2. Отметка,

  3. Бой,

  4. Интересный,

  5. Говорить,

Слова для справок: Работа, дело, оценка, балл, сражение, битва, термометр, градусник, увлекательный, беседовать, болтать.


2 . Опишите каждое животное, используя пары ( тест на соответствие)


Лиса жестокий, кровожадный

Заяц Трусливый, боязливый

Медведь хитрый, лукавый

Волк неверный ,коварный

Змея неуклюжий , неторопливый



ВЫВОД: Синонимы- это слова, имеющие одно и тоже значение, и принадлежат к одной и той же части речи. Синонимы отличаются друг от друга оттенками лексического значения.



VI. Работа над VI рубрикой :

Антонимы.


ЗАДАНИЕ 3 отделу : 1. Образуйте пары слов. В чем их отличие? Сделать рисунки к одной из пар антонимов .

2 . Подберите антонимы к выделенным словам


Нежные руки-

Закат солнца-

Теплая погода-

Объем воды увеличивается-

Мелкие камушки-

Сомкнуть руки-

Неряшливый вид-

Свернуть направо-


Пользуясь словарем найти антонимы к слову веселье


Вывод: Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.


VIII. Новый номер газеты « Лексика» подготовлен к выпуску. Чтобы привлечь внимание к нашей газете - нужна реклама (объясняется лексическое значение слова « реклама».

Реклама- яркая информация о каких- нибудь товарах, видах услуг, зрелищах с целью привлечь внимание и увеличить спрос на них.

Рекламировать- объявлять о чем- нибудь.

Пользуясь планом, написанным на доске, составить рекламу.


План:

  1. Кому адресована реклама?

  2. Почему её необходимо прочитать?

  3. О чем вы узнаете, прочитав газету « Лексика» ( зачитываем от каждого отдела рекламу).


XI. Рефлексия.

Ребята, чем вы сегодня занимались на уроке?

Вам понравилось на уроке?

Координаторы, оцените работу на уроке.

Приложение :

Отдел №1

Имя

Задание 1

Задание 2

Итог


























Отдел №2

Имя

Задание 1

Задание 2

Итог


























Отдел №3

Имя

Задание 1

Задание 2

Итог




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повторение изученного материала по теме «Лексика»

Автор: Туткина Раиса Джулдубаевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129904

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Повторение и обобщение темы "Лексика" в 5-м классе"
    ["seo_title"] => string(50) "povtorieniieiobobshchieniietiemylieksikav5mklassie"
    ["file_id"] => string(6) "261856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449221045"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Презентация к уроку 5 класса УМК "Английский в фокусе" на повторение и обобщение изученного материла 4 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_5_klassa_umk_anghliiskii_v_fokusie_na_povtorieniie_i_obo"
    ["file_id"] => string(6) "436018"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1509543450"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока Лексика. Слово и его лексическое значение"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_lieksika_slovo_i_iegho_lieksichieskoie_znachieniie"
    ["file_id"] => string(6) "377563"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484060197"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) ""В начале было Слово..." (повторение  и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология») "
    ["seo_title"] => string(112) "v-nachalie-bylo-slovo-povtorieniie-i-zakrieplieniie-izuchiennogho-matieriala-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "121332"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413926520"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Тема: «Что значит Слово…» (повторение  и закрепление изученного материала по теме «Лексика и фразеология») "
    ["seo_title"] => string(115) "tiema-chto-znachit-slovo-povtorieniie-i-zakrieplieniie-izuchiennogho-matieriala-po-tiemie-lieksika-i-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "197059"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428165710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства