Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение»»
Урок русского языка в 9 классе.
Повторение и обобщение изученного по теме «Сложносочиненное предложение».
Цель:
1)знать отличительные признаки сложносочинённого предложения, понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;
2)отрабатывать навыки пунктуационного и синтаксического разбора ССП, лингвистического анализа текста, в том числе с точки зрения синтаксиса ССП;
3)развивать умения в создании устных и письменных монологических высказываний на нравственно-этические темы с использованием ССП;
4) воспитывать чувства художественного вкуса, уважения и любви к родной природе, умение слушать и слышать чужое мнение.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, распечатки текстов.
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)
Доброе утро, ребята! С началом новой трудовой четверти! Надеюсь, вы хорошо провели каникулы, хорошо отдохнули. С новыми силами мы начинаем наш урок. На календаре осень. Как не вспомнить строчки С.Есенина:
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком,И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.Стою один среди равнины голой,А журавлей уносит ветер вдаль,Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль.
О чем говорится в стихотворении? Какова тематика этого стихотворения? ( Тема: осень) Не каждому человеку дано оценить ту красоту, которая нас окружает. Но для поэта, художника природа - источник радости и вдохновения. А для наших уроков художественные произведения – практический материал для работы.
Есть ли в этих строчках сложносочиненные предложения? Найдите их.
В течение некоторого времени мы говорили с вами о сложносочинённых предложениях. На следующем уроке будем писать контрольный диктант по этой теме. Попробуйте сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. (Постановка целей урока самими учащимися).
Учитель:
У вас есть возможность показать свои знания, а также умение работать в коллективе.
Работа в тетради. Записать тему урока: Повторение и обобщение по теме «Сложносочиненное предложение» (Слайд 2)
Учитель: Сформулируйте задачи нашего урока. 1. Вспомнить, какие бывают сложные предложения, каковы признаки сложносочиненного предложения и средства связи между частями ССП.
2. Работа по теме урока.
- Расскажите об основных видах сложных предложений. (Слайд 3)
Перед вами слайд с предложениями. Назовите сложносочиненное предложение. Обоснуйте свой ответ. Запишем предложение, выделим основу, укажем значение союза.
А) Луна сияла, сентябрьская ночь была тиха, изредка поднимался ветерок, легкий шорох пробегал по всему лесу.
Б) Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.
В) Высоко на вершинах деревьев кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука.
Г) Скромно вошла осень в березовую рощу, улеглась, и сразу все вокруг оделось в золотой наряд.
- Расскажите о группах сочинительных союзов. (Слайд 4)
Вы видите на слайде простые предложения. Нужно составить из них сложносочиненные предложения с союзами разных групп. Указать значение союза.
А) В лесу тихо-тихо. Пахнет грибами и прелой хвоей.
- Пока составляли предложения, учитель раздает карточки с предложениями.
Нужно данные предложения распределить на 3 группы:
1 ряд - записать предложения, в которых сочинительные союзы соединяют как однородные члены, так и простые предложения; выделить грамматическую основу и однородные члены предложений.
2 ряд – записать предложения, в которых сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения, выделить грамматическую основу и союзы.
3 ряд – записать предложения, в которых сочинительные союзы соединяют простые предложения и образуют сложносочиненные конструкции, выделить грамматические основы и союзы.
1.Скромно вошла зима в берёзовую рощу, улеглась, и сразу всё вокруг заискрилось и побелело.
2.Шёл крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. (А.П. Чехов)
3.Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду. (А.С.Пушкин)
4.Дождь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморось (В.К.Арсеньев)
5.Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч (К.Г.Паустовский)
6. Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой. (А.С.Пушкин)
- Продолжаем работать с предложениями. Нужно перестроить простые предложения с однородными членами в сложносочиненные предложения. (Слайд 5)
1. Начался сильный дождь и быстро намочил всё вокруг.
2. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.
3. Месяц светил в окно и заливал комнату холодным светом.
- Всегда ли между частями сложносочиненного предложения стоит запятая? (Слайд 6)
Из предложенных сложносочиненных предложений вам нужно выбрать то, в котором запятая между частями не ставится. (Знаки препинания не расставлены).
А) Начался сильный дождь и все вокруг быстро намокло.
Б) В это время года горные реки коварны и вода в них особенно холодна и прозрачна.
В) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.
Г) Вода сбыла и мостовая открылась когда закончились дожди.
Попробуйте составить сами такое сложносочиненное предложение, в котором запятая между частями не ставится. Кто запишет предложение на доске?
- Мы с вами готовимся к итоговой аттестации.Напомнюалгоритм выполнения задания В7 ГИА по русскому языку, которое проверяет ваши знания по теме ССП.
Алгоритм:
Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:
Цифру или цифры,
Между частями ССП!
Найди сочинительные союзы
Определи вид предложения (простое или сложное)
Обрати внимание на знаки препинания.
Посмотри, что связывают сочинительные союзы.
Напиши цифру или цифры.
1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения.
Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть.
- Пока составляли предложения, учитель раздает карточки с предложениями.
Нужно данные предложения распределить на 3 группы по видам союзов:
1 ряд находит предложения с соединительными союзами,
2 ряд – с противительными союзами,
3 ряд – с противительными союзами
1.Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески.
2.Либо рыбку съесть, либо на мель сесть.
3.Иван Петрович ушёл, а я остался.
4.Утром прошёл дождь, зато сейчас над нами блистало чистое небо.
5.Лицо её бледно, слегка раскрытые губы тоже побледнели.
6.Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о нём.
7.Он шуток не любил, да и её при нём оставляли в покое.
8.Я ничего не ел, но голода не чувствовал.
9.То ли на него подействовала тишина, то ли он вдруг
взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку.
- Сейчас мы запишем предложения и построим их схемы. Работаем у доски и в тетрадях.
1. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
2. На небе горели звёзды и светила луна.
3. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
- Самостоятельная работа с текстом.
Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение. Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза.
«Нет, придётся с тобой заниматься отдельно», - сказала она.
Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а, позванивая, пытались куда-то лететь.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался сказать об этом Лидии
Михайловне, а она по-видимому, не считала нашу программу выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку.
Впрочем, лямку ли? Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превратилось в удовольствие.
(По В. Распутину)
Задания.
1.Определите тему и идею текста, тип и стиль. ( Текст о трудностях изучения французского языка. Идея в том, что постепенно наказание превратилось в удовольствие. Тип речи - повествование, стиль художественный).
2.Найдите ССП в тексте, подчеркните грамматические их основы, укажите значение союзов..
3.Найдите предложение, соответствующее характеристике: это сложное предложение, состоящее из двух частей с соединительным союзом. (Первое предложение – простое, двусоставное, распространённое, второе – двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми и обстоятельством, выраженным деепричастием.)
4. Выполните его синтаксический разбор. Начертите его схему.
- Творческое задание.
Запишите сложносочиненные предложения с разными союзами, используя данные слова и словосочетания. Постарайтесь, чтобы у вас получился текст. Из всех слов вы выбираете те, что будут соответствовать теме вашего текста.