kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение и обобщение изученного материала по лексике. Систематизация знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по повторению лексики актуален в 9 классе, так как основные лексические понятия изучаются в 5 и 6 классах, а в 9 классе только повторение в начале года отсылает обучающихся к повторению ключевых понятий. Но тесты ОГЭ требуют знания лексики на хорошем уровне. Данный урок помогает обучающимся систематизировать весь имеющийся багаж знаний по лексике. Задания сложные, интересные, разноуровневые. Стихотворные тексты формируют чувство художественного вкуса, воспитывают любовь к русскому языку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение изученного материала по лексике. Систематизация знаний. »

Анашкина Наталья Владимировна.

МКОУ БГО Ульяновская СОШ

Борисоглебский городской округ, Воронежская область.

Урок русского языка в 9 классе.

Тема:

Повторение и обобщение изученного материала по лексике. Систематизация знаний.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Закрепить, систематизировать и обобщить знания по лексике, полученные учащимися в 5-9 классах.

  2. Закрепить умение разграничивать грамматическое и лексическое значение слова.

  3. Познакомить учащихся с понятиями: лексические, стилистические, синтаксические синонимы, контекстуальные синонимы и антонимы.

  4. Сформировать умение определять роль синонимов и антонимов в тексте, умение находить контекстуальные синонимы и антонимы.


Методы и приемы: слово учителя, работа с учебником, воспроизводящая беседа, самостоятельная работа учеников.


Ход урока

    1. Организационный момент

Установление дисциплины, проверка готовности учеников к работе.

Приветствие.

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Повторение лексики. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Контекстуальные синонимы и антонимы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов».

    1. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Повторение знаний по лексике.

Повторить знания по лексике можно с помощью вопросов, которые задаются после записи текста для лексического анализа.

Лексический анализ текста.

Задание: запишите текст. Определите его тему и основную мысль. Объясните постановку знаков препинания. Выполните разбор обозначенных слов.

Мы часто обращаемся3 внутренним своим взором к Пушкину. Он вместил все1, чем живет человек, в пределы своей блистательной поэзии…

Я хочу напомнить себе и другим писателям тот пушкинский великий закон мастерства, следование которому навеки соединяет сердце писателя с сердцем его народа4. Закон этот прост. Пушкин сказал:

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

(К. Паустовский)

Вопросы и задания:

1. Расскажите об однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова. Подтвердите свой ответ примерами из записанного текста. В случае необходимости обращайтесь к толковому словарю.

2. Что такое лексическое и грамматическое значения слова? Определите лексическое и грамматическое значения следующих слов: обращаемся, пушкинский, народа, навеки.

Составьте самостоятельно две группы слов: с одинаковым лексическим и одинаковым грамматическим значениями. Дайте им характеристику, т.е. объясните, почему вы объединили их в такие группы.

3. Как вы понимаете слова обращаемся внутренним своим взором к Пушкину. Подберите синонимы к словосочетанию внутренним взором.

4. Прочитайте ряд синонимов: выдающийся, крупный, большой, замечательный, видный, незаурядный, недюжинный, блестящий, блистательный, яркий. Чем отличаются слова, входящие в синонимический ряд? Какими из этих слов можно заменить слово блистательный (второе предложение).

5. Придумайте несколько предложений со словами-синонимами к слову выдающийся на тему «Пушкин. Его поэзия». Можно включить несколько синонимов в одно предложение, в котором эти слова будут использоваться в качестве однородных членов. Например: Это был яркий, незаурядный, блистательный талант; У него были замечательные, блестящие способности.


    1. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

– Давайте вспомним, чем различают синонимы лексические, стилистические и синтаксические? Какие виды синонимов встретились вам в предложениях. Почему вы так считаете?

1. К черту я снимаю свой костюм английский.

Что же, дайте косу, я вам покажу –

Я ли вам не свойский, я ли вам не близкий,

Памятью деревни я ль не дорожу?

(С. Есенин)

2. Чудесно, мамаша! Знали бы вы, как это превосходно! Прямо – очаровательно! (М.Г.) 3. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее… (П.) 3. Тут, на берегу, овладевают не мысли, а именно думы; жутко, и в то же время хочется без конца стоять, смотреть на однообразное движение волн и слушать их грозный рев. (Ч.)


- Задание: подберите различные антонимы к многозначным словам.

Свежий (хлеб, журнал, ветер, взгляд);

бледный (луч, краски, рассказ, лицо);

легкий (вопрос, аромат, ноша, походка, содержание, характер);

глубокий (сон, озеро, знания, обморок, след).

Так же, как и синонимы, антонимы бывают контекстуальными, т.е. выступают как антонимы только в данном тексте.

Выполним следующее задание: найдите антонимы в тексте. Определите, какие из них языковые, какие – контекстуальные.

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной.

Ложь бывает ловкой иль нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной,

Слишком сложной и совсем простой.

Ложь бывает грешной и святой,

Скромненькой бывает и нарядной,

Выдающейся и заурядной,

Откровенной, нелицеприятной,

А бывает просто суетой.

Ложь бывает страшной и смешной,

То всесильной, то совсем бесправной,

То униженной, то своенравной,

Мимолетной или затяжной.

Ложь бывает дикой и ручной,

Будничной бывает и парадной,

Вдохновенной, скучной и иной…

Правда же бывает только правдой.

(Ф. Кривин)


Антонимы широко используются писателями как изобразительные средства и лежат в основе такого стилистического приема, как антитеза.

Антитеза – это противопоставление резко контрастных понятий для создания художественного образа: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!

Антитеза также используется в названиях многих произведений: «Преступление и наказание» Ф. Достоевского; «Толстый и тонкий» А. Чехова; «Война и мир» Л. Толстого и др.).

Закончите пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторые их части. Выпишите антонимические пары.

1) Говорит бело, а … 2) Кто много говорит, … 3) Недруг поддакивает, … 4) Злой не верит, … 5) Умел ошибиться, … 6) В шутку сказано, да … 7) Добрая слава лежит, а … 8) Ученье – свет, а … 9) Быль что смола, … 10) Где умному горе, … .


    1. Подведение итогов урока. РЕФЛЕКСИЯ.

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания было трудно выполнить?

- В чём заключается богатство и разнообразие русской лексики?

- Составьте кластер «Лексические понятия».

    1. Задание на дом: Найдите в произведениях художественной литературы и запишите примеры использования: а) синонимов; б) антонимов;

в) антитезы. Укажите, что хотел подчеркнуть автор, используя выразительные средства языка.

Литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 кл. – М., 1995.

  2. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы. – М.: Просвещение, 2002.

  3. Материалы для подготовки к ОГЭ.

  4. Интернет-ресурсы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Повторение и обобщение изученного материала по лексике. Систематизация знаний.

Автор: Анашкина Наталья Владимировна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Доклад "Повторение к ЕНТ" "
    ["seo_title"] => string(26) "doklad-povtorieniie-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "185070"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426145176"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "конспект  урока английского языка для обучающихся 2 классов по теме «Повторение лексико-грамматического материала по теме  «Мы читаем сказки». "
    ["seo_title"] => string(162) "konspiekt-uroka-anghliiskogho-iazyka-dlia-obuchaiushchikhsia-2-klassov-po-tiemie-povtorieniie-lieksiko-ghrammatichieskogho-matieriala-po-tiemie-my-chitaiem-skazki"
    ["file_id"] => string(6) "134233"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416691812"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Конкурс по английскому языку"
    ["seo_title"] => string(32) "konkurs_po_anghliiskomu_iazyku_2"
    ["file_id"] => string(6) "462993"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1521743623"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Разработка урока "Цветик-семицветик" "
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotka-uroka-tsvietik-siemitsvietik"
    ["file_id"] => string(6) "164769"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422699658"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Разработка рабочей программы элективного курса для 9,10,11 классов "Лаборатория английского языка" "
    ["seo_title"] => string(106) "razrabotka-rabochiei-proghrammy-eliektivnogho-kursa-dlia-9-10-11-klassov-laboratoriia-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "147662"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419442447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства