kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Цели:

- обобщить  и систематизировать  знания, полученные  в процессе  изучения  данной темы;

- обогащать  словарный  запас учащихся;

- формировать  умение  использовать  в речи  слова  в  соответствии с  их  лексическим  значением;

- развивать понятие «культура речи»;       

- воспитывать  потребность пользоваться  словарём  

Задачи:

- систематизация изученного материала по теме «Лексика»;

- выполнение  практических заданий  по обобщению знаний, полученных при изучении темы «Лексика»;

- проведение творческой работы;

- установление взаимосвязи изученного материала с другими учебными предметами.

                                                                         Русский язык — один из богатейших языков в мире

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»»



Повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Цели:

- обобщить  и систематизировать  знания, полученные  в процессе  изучения  данной темы;

- обогащать  словарный  запас учащихся;

- формировать  умение  использовать  в речи  слова  в  соответствии с  их  лексическим  значением;

- развивать понятие «культура речи»;

- воспитывать  потребность пользоваться  словарём

Задачи:

- систематизация изученного материала по теме «Лексика»;

- выполнение практических заданий по обобщению знаний, полученных при изучении темы «Лексика»;

- проведение творческой работы;

- установление взаимосвязи изученного материала с другими учебными предметами.

Русский язык — один из богатейших языков в мире

Белинский В. Г.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация.

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Внимание мое растет.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я как разведчик все замечу.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

- Открываем тетради, запишем число, классная работа. На партах листы с заданием.так как понадобиться нам доска, мы будем работать по этим листочкам


2.Работа с эпиграфом

Прочитайте эпиграф и ответьте на вопрос: почему рус язык- богатейший язык. Чем он богат?

«Русский язык – один из богатейших языков в мире»,-писал В.Г.Белинский.

Он звучен и мелодичен. Рус язык располагает большим запасом слов. В нём много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса.






3.Формулировка целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока : «Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»

Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (повторить, обобщить, вспомнить…)


4. Фронтальный опрос – «Закончи предложение…»


1.Лексика – это… (словарный состав языка)

2. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка называется…(лексикология)

3. В толковых словарях слова разъясняется … (лексическое значение)

4. Слово может иметь какие значения? (прямое и переносное)

5.Перенос названия происходит, если у предметов есть….(какое-либо сходство)

6. Однозначными называются слова, имеющие… (одно лексическое значение)

7. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… (многозначными)

8. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются… (омонимы)

9. Синонимы – это слова… (одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением речи)

10. Антонимы – это слова… одной и той же части речи с противоположным значением)

11. Существуют разные виды словарей… (толковые, орфографические, этимологические, орфоэпические и др.)


5. Работа по теме урока.

Распределим словосочетания в 2 группы

Прямое значение

Переносное значение






Жар солнца – жар чувства.

Тяжесть багажа - тяжесть утраты.

Гибкость ума – гибкость ветки.

Каменное сердце – каменные груды.

Зрелые плоды – зрелый человек.

Строить мост – строить планы.

Золотые руки - золотое кольцо.

Хранить ценности – хранить молчание.








Подобрать (письменно) синонимы к словам:


ТОРОПИТЬСЯ – спешить,

УЧИТЬ – изучать,

БЕЖАТЬ – нестись,

УДИВЛЯТЬ – изумлять, поражать

ФАНТАЗИРОВАТЬ – мечтать, сочинять, выдумывать


Подберите антонимы (устная работа)


ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ

БОЛЬНОЙ – ЗДОРОВЫЙ

ЛЕНИВЫЙ – ТРУДОЛЮБИВЫЙ

УЗКИЙ – ШИРОКИЙ (о брюках)

Сложный- простой

Громкий- тихий

Мало- много

Списать текст. Вставить пропущенные буквы. Объяснить написание.

Волшебница-зима.

Долго б..ролась з..ма с ненас..ной осен..ю. В н..ябре снег п..крыл пр..мёрзшую землю, и вот н..ступила н..стоящая з..ма.

Жутко завывает в поле х..лодный, резкий ветер, гуля..т в..юга. А в лесу тихо. Зайдёшь в л..сную глушь и не узнаешь зн..комых мест, потому что всё скрылось под снегом. М..роз ск..вал л..дом речку.

Оделся в шу..ку и огромный ду… . Его густые кроны пр..держат..ся всю зиму, а их мощ.. не сл..мить даже злому урагану. Ивы, б..рёзки, р..бинки ут..нули в др..мучих сугробах.

Вдру.. по веткам проб..жала белка. Она кажется ч..рной среди осл..пительной, нетронутой б..лизны света. Из-за этой неуг..монной хл..потуньи огромная снежная шапка св..лилась вниз на тр..пиночку. Куда же она так сп..шит?

Какой воздух! Какая г..рмония! Нет слов, чтобы оп..сать такое чудо пр..роды. (118 слов)

Задание: подберите синоним к слову ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ, антоним к слову ХОЛОДНЫЙ.







Итог урока

- Что делали сегодня на уроке?

-Достигли мы поставленных целей?



На уроке я

Вспомнил

Научился

Мне понравилось


Домашнее задание

1) контрольные вопросы – стр.142

2) подготовиться к контрольной работе по лексике.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»

Автор: Волынец Светлана Викторовна

Дата: 17.02.2025

Номер свидетельства: 665297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка урока русского языка по теме "Лексика. Языковая эволюция" в 10 классе "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-lieksika-iazykovaia-evoliutsiia-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "220028"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434471461"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Открытый урок "Экология слова. Обобщение по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-ekologhiia-slova-obobshchieniie-po-tiemie-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "253601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447611050"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Урок на тему "Лексика""
    ["seo_title"] => string(22) "urok_na_tiemu_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "449905"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515935936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Повторение и обобщение темы "Лексика" в 5-м классе"
    ["seo_title"] => string(50) "povtorieniieiobobshchieniietiemylieksikav5mklassie"
    ["file_id"] => string(6) "261856"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449221045"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок повторения по теме "Лексика""
    ["seo_title"] => string(36) "urok_povtorieniia_po_tiemie_lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "463136"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521874098"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства