Просмотр содержимого документа
«Повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»»
Повторение и обобщение знаний по теме «Лексика»
Цели:
- обобщить и систематизировать знания, полученные в процессе изучения данной темы;
- обогащать словарный запас учащихся;
- формировать умение использовать в речи слова в соответствии с их лексическим значением;
- развивать понятие «культура речи»;
- воспитывать потребность пользоваться словарём
Задачи:
- систематизация изученного материала по теме «Лексика»;
- выполнение практических заданий по обобщению знаний, полученных при изучении темы «Лексика»;
- проведение творческой работы;
- установление взаимосвязи изученного материала с другими учебными предметами.
Русский язык — один из богатейших языков в мире
Белинский В. Г.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я как разведчик все замечу.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
- Открываем тетради, запишем число, классная работа. На партах листы с заданием.так как понадобиться нам доска, мы будем работать по этим листочкам
2.Работа с эпиграфом
Прочитайте эпиграф и ответьте на вопрос: почему рус язык- богатейший язык. Чем он богат?
«Русский язык – один из богатейших языков в мире»,-писал В.Г.Белинский.
Он звучен и мелодичен. Рус язык располагает большим запасом слов. В нём много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса.
3.Формулировка целей урока.
Тема нашего сегодняшнего урока : «Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика. Культура речи»
Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (повторить, обобщить, вспомнить…)
4. Фронтальный опрос – «Закончи предложение…»
1.Лексика – это… (словарный состав языка)
2. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка называется…(лексикология)
3. В толковых словаряхслова разъясняется … (лексическое значение)
4. Слово может иметь какие значения? (прямое и переносное)
5.Перенос названия происходит, если у предметов есть….(какое-либо сходство)
6. Однозначными называются слова, имеющие… (одно лексическое значение)
7. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… (многозначными)
8. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, называются… (омонимы)
9. Синонимы – это слова… (одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением речи)
10. Антонимы – это слова… одной и той же части речи с противоположным значением)
11. Существуют разные виды словарей… (толковые, орфографические, этимологические, орфоэпические и др.)
Долго б..ролась з..ма с ненас..ной осен..ю. В н..ябре снег п..крыл пр..мёрзшую землю, и вот н..ступила н..стоящая з..ма.
Жутко завывает в поле х..лодный, резкий ветер, гуля..т в..юга. А в лесу тихо. Зайдёшь в л..сную глушь и не узнаешь зн..комых мест, потому что всё скрылось под снегом. М..роз ск..вал л..дом речку.
Оделся в шу..ку и огромный ду… . Его густые кроны пр..держат..ся всю зиму, а их мощ.. не сл..мить даже злому урагану. Ивы, б..рёзки, р..бинки ут..нули в др..мучих сугробах.
Вдру.. по веткам проб..жала белка. Она кажется ч..рной среди осл..пительной, нетронутой б..лизны света. Из-за этой неуг..монной хл..потуньи огромная снежная шапка св..лилась вниз на тр..пиночку. Куда же она так сп..шит?
Какой воздух! Какая г..рмония! Нет слов, чтобы оп..сать такое чудо пр..роды. (118 слов)
Задание: подберите синоним к слову ОСЛЕПИТЕЛЬНОЙ, антоним к слову ХОЛОДНЫЙ.