kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Повторение. Состав слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с использованием игр на уроках русского языка. Для учащихся 4 классов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Повторение. Состав слова»»

Класс: 4

УМК: Школа России

Тема урока: «Повторение. Состав слова»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Обобщение знаний у учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

Задачи:

Образовательные: упражняться в разборе слова по составу на основе словообразовательного анализа.

Развивающие: развитие познавательных и исследовательских умений, внимания и творческих способностей детей, самостоятельности и способности решать творческие задачи, обогащать словарный запас учащихся, формировать умение пользоваться словарем; развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес, внимание, мышление, речь.

Воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной работы; воспитывать положительные морально-волевые качества ребёнка, инициативность, самостоятельность, предприимчивость; воспитание культуры бесконфликтного общения; воспитание любви к русскому языку.

Планированные результаты:

Личностные:

  • Самоопределение (мотивация учения);

  • Совершенствование готовности и способности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

  • Нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные:

  • Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.

  • Совершенствование умений использовать знако-символические средства для создания модели изучаемых объектов и процессов схем решений учебно-познавательных и практических задач;

  • Совершенствование умений выбирать наиболее эффективный способ решения задач в зависимости от конкретных условий.

Предметные:

  • Закрепление знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

  • Совершенствование умений выполнять разбор слов по составу.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, карточки, фишки.

Ход урока

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный этап

1 мин.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок.

Приветствуют учителя

Личностные– воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

Чистописание

2 мин.

-Ребята, давайте начнём урок с отгадывания буквы, которую будем прописывать.

- Эта буква согласная, глухая, парная по звонкости и по мягкости. Она есть в приставке слова — бесснежный, в корне слова подснежник, и в суффиксе слова соседский.




С с

Личностные– воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.

Сообщение темы и целей урока


10 мин.

Слайд 2

На экране буквы й с х м о ч щ с р ц н т л й а х ч в щ м

-Уберите мысленно буквы, обозначающие непарные звонкие и глухие согласные звуки в данной цепочке.

-Что получилось? Слайд

Запишите это слово. Что надо в этом слове запомнить? Подчеркните букву -О.

У этого слова много значений.

Что обозначает это слово? Когда и в каких случаях мы используем это слово. Чтобыузнать больше значений этого слова, что нам поможет? Как объясняется это слово в словаре?

Слайд 4

Состав - 1. Совокупность отдельных частей, образующих собою что-л. целое.

2. Соединение,смесь,раствор, состоящие из каких-л. веществ, элементов.

3. Совокупность людей, из которых состоит какой-то коллектив,организация Лица, составляющие какую-л. категорию граждан по роду службы, профессии и т.п.

4. Ряд сцепленных вместе железнодорожных вагонов, подготовленных для отправки или находящихся в рейсе.

Какое же объяснение слова СОСТАВ имеет отношение к русскому языку?

Что мы уже умеем делать?

С чем можем справиться самостоятельно? Давайте повторим из каких частей может состоять слово?

Слайды 5, 6, 7

ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД

  1. Я стою перед корнем и могу образовывать слова.

  2. И я тоже могу образовывать слова, только стою после корня.

  3. А я без окончания проживу, удалите его от меня!

  4. А я самый главный среди вас, ни одно слово без меня не может существовать.

  5. Между прочим, без меня из слов невозможно составить предложение.

-Молодцы.

-Какое слово получилось в середине кроссворда

Как называется раздел русского языка, который занимается изучением состава слова?

-Как это объясняет словарь Ожигова?









-Какое понятие из перечисленных в кроссворде нельзя назвать морфемой?

-Что такое морфема?

-Как вы думаете - чем будем заниматься на уроке?

- Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока.


Цель урока: Составить алгоритм разбора слова по составу и использовать его при разборе слов.

- Задачи:

1. Научиться распознавать и определять части слова.

2. Составить алгоритм разбора слова по составу.

3. Применять алгоритм при разборе слов.

4. Научиться подбирать слова к схемам и составлять слова из данных частей слова.

5. Помочь товарищу понять новый материал.

Работать будем по плану

План словообразовательного разбора







СОСТАВ.


Букву О





Орфографический словарь Ожегова.











Состав слова


Анализировать, наблюдать и делать выводы





Приставка


Суффикс


Основа


Корень


Окончание



Морфемы

Ученик читает по словарю - Морфология в языкознании изучает структуру частей речи, формы слов и их преобразования. Морфология описывает свойства слов и морфем (корней слова), а также грамматические значения слов.

Основу, потому что она может состоять из одной или нескольких морфем.

Это часть слова

Ответы детей - сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слова по составу, а также вспомним правила орфографии правильного безошибочного письма, наблюдать, анализировать, делать выводы


Познавательные:

1. Ориентироваться на слух.

2. Находить ответы на вопросы учителя.

3. Развиваем умение высказывать своё предположение

Метапредметные:

Формирование умения продуктивного общения и взаимодействия по совместной деятельности с одноклассниками, умения контролировать и корректировать результаты совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь партнёру.


Первичное усвоение

5 мин.

ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ

Кто больше придумает слов — мальчики или девочки) (дети получают баллы — можно в качестве фишек, кто больше всех получит фишек — тот получает 5)

Я тоже придумала однокоренные слова с корнем — СТАВ- запишите их и соедините их со схемой, которая соответствует этому слову: ставить, уставленный, заставить, устав, состав, представление, поставить.

С помощью чего образованы эти слова. Можно ли все эти слова назвать родственными (устав — корень- УСТАВ)

Поменяйтесь тетрадями и проверьте как соединены слова со схемой (Слайд 9)














Улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбаться.

Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Физкультминутка


1 мин.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буквы все писать

Выполняют движения

Личностные – установка на здоровый образ жизни


Первичное закрепление изученного

5 мин.

- А теперь, выполните упражнение № 78.

Запишите однокоренные слова группами, выделите в словах корень, укажите над каждым словом к какой части речи оно относится, подчеркните изученные орфограммы в корне слова. А потом обменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте правильность выполнения задания.

Вы отлично поработали. Поднимите руки те, кому было трудно? Предлагаю вам работать сегодня под девизом «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!», согласны?

Дети работают в парах самостоятельно. Учитель просматривает выполненную работу учащихся. Учитель проводит фронтальный контроль без вмешательства в деятельность учащихся

Познавательные:

1. Находить ответы на вопросы учителя.

2. Развиваем умение высказывать своё предположение

Самостоятельная работа с самопроверкой

15 мин.

А теперь разделитесь на группы. (3 группы)

-Коллективная работа Игра «Конструктор»-Собрать слова и объяснить значение
1)Корень из слова снежинка

Приставка из слова подъезжал,

Суффикс из слова лесник,

Окончание из слова стол.

2)Корень из слова бородка,

Приставка из слова подъезд,

Суффикс из слова снежок.

Окончание из слова стул.

3)Корень тот же, что и в слове сказка,

Суффикс тот же, что и в слове извозчик,

Приставка та же, что и в слове расход.

Окончание тоже, что и в слове лёд.

4)Корень мой находиться в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Окончание линейкой измеряем

5)В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдёте;

Возьмете окончание и в целом поймете

6)Корень, как в слове дарить,

Суффикс, как в слове шнурки,

Приставка, как в слове покрышки,

А окончание, как в слове очки.

Проверка работы

-Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах. Придумайте к данной схеме слово, запишите и разберите его по составу.

Молодцы, а теперь проверим свои знания, выполним тест

Тест по теме «Состав слова» -по вариантам.

Я предлагаю вам Составить алгоритм разбора слова по составу (разрезать на отдельные предложения)

Алгоритм разбора слова по составу

1. Найди окончание (Для этого измени форму слова)

2. Отдели основу от окончания.

3. В основе найди корень (Для этого подбери однокоренные слова)

4. Выдели приставку. Выдели суффикс.

Помни, при разборе слова. Окончанье и основу первым делом находи. После корня будет суффикс, а приставка – впереди.

Корней Иванович Чуковскийсказал, что «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». Я предлагаю вам Составить однокоренные слова к слову ГОВОРИТЬ





Подснежник




Подбородок




Рассказчик




Оценка




Расписание




Подарки

Один учащийся из группы произносит получившееся слово, разбирает его по составу и объясняет его значение и придумывает предложение
























Уговорить, наговорить, приговорить, обговорить, заговорить и т. д.

Предметные:

1. Закрепление знаний учащихся о морфемном составе слова и роли каждой части слова.

2. Совершенствование умений выполнять разбор слов по составу.

Метапредметные:

Совершенствование умения самостоятельно планировать свою деятельность для достижения поставленных целей, создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Итог урока

2 мин.

1. Какие части слова мы сегодня повторили?

2. Какие части слова служат для образования новых слов?

3. Какие слова называются однокоренными?

Выставление оценок. (оценки собираются по фишкам, которые дети получали в течение урока)

Слайд 20 Конец урока

Однокоренные


Приставка, суффикс, окончание.

Слова называют однокоренными,когда корни слов совпадают.

Познавательные: Обобщать и делать выводы с опорой на полученные знания и на основе анализа объектов.

Личностные: Выражать своё мнение

Домашняя работа

2 мин.

-Ребята, дома поработайте в рабочей тетради, выполните упр.83 на стр.39Учитель комментирует д/з, объясняет, как оно будет оцениваться

Записывают в дневник

Регулятивные – восприятия информации.

Рефлексия.

2 мин.

1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

4.Были ли вы на уроке внимательны друг к другу…

Высказывают свои мнения

Личностные:

1.Высказывать своё мнение, выражать эмоции.



План словообразовательного разбора:

Процесс

Примеры

1

Дать толкование лексического значения анализируемого слова

Писатель – человек занятый написанием чего-либо

2

Сравнить состав анализируемого слова с однокоренными; выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовалось

Писатель – писать;-тель

3

Определить, от чего образовано слово

Писатель – от основы писа- слова писать

4

С помощью чего образовано и способ образования



Тест

В-1

1. В каком ряду дано верное определение «окончания»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель. б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) Повар, сварка, варит. г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание:

а) дубы б) рыбак

в) перелесок г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка. б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара г) Стол, дерево, книга

6.В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (по)горели б) (по)горе в) (за)болели

7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) мышонок б) мышиный

в) смышленый г) мышка

В-2

1. В каком ряду дано верное определение «приставка»:

а) Стоит после корня и служит для образования новых слов.

б) Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

в) Общая часть однокоренных слов.

г) Стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.

2. В каком ряду перечислены части слова:

а) Существительное, прилагательное, корень, окончание.

б) Существительное, прилагательное, глагол, предлог.

в) Приставка, корень, суффикс, окончание.

г) Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены.

3. В каком ряду записаны однокоренные слова:

а) Вода, водолаз, водитель. б) Лес, у леса, к лесу, о лесе.

в) повар, сварка, варит. г) Гора, пригорок, пригорюнился.

4. В каком ряду слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, нулевое окончание:

а) дубы б) рыбак

в) перелесок г) выход

5. В каком ряду все слова образованы с помощью суффикса:

а) Домик, грядка, вазочка. б) Вход, запуски, сговор.

в) Подоконник, отлёт, повара г) стол, дерево, книга

6.В каких рядах записаны слова с приставками:

а) (от)боли б) (за)грустил в) (у)лететь

7.Укажи слово, которое не является однокоренным среди данной группы:

а) жалость б) жалоба

в) жалкий г) жалить



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Повторение. Состав слова»

Автор: Ишмуратова Гульфия Асгатовна

Дата: 04.03.2022

Номер свидетельства: 601660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "СОСТАВ СЛОВА. ПОВТОРЕНИЕ. "
    ["seo_title"] => string(25) "sostav-slova-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "113739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410967419"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по теме: Тема: Повторение. Состав слова."
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_tiemie_tiema_povtorieniie_sostav_slova"
    ["file_id"] => string(6) "350107"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476758954"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Состав слова 6 класс "
    ["seo_title"] => string(20) "sostav-slova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "169625"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423427366"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Повторение по теме "Состав слова""
    ["seo_title"] => string(31) "povtorieniiepotiemiesostavslova"
    ["file_id"] => string(6) "278548"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453108019"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства