Целью обобщающего урока является отработка навыков правописания причастий,нахождения причастных оборотов и постановки знаков препинания при них. Данное занятие включает в себя упражнения для индивидуальной и групповой работы и служит этапом для подготовки к контрольному диктанту по теме "Причастие".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повторение изученного по теме "Причастие"»
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ».
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».
Задачи урока:
образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте;
развивающие: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам;
воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.
Технологии: использование ИКТ, урок сопровождается демонстрацией презентации, созданной в программе Office Power Point 2003.
Оборудование: презентация к уроку, созданная в программе Office Power Point 2003, компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Презентация содержит:
- тексты заданий и ответы к ним, демонстрационные таблицы по теме «Причастие»;
- иллюстративный материал:
- портрет И. А. Бунина,
- репродукции картин русских художников (И. И. Левитан «Весна. Большая вода», «Золотая осень», И. И. Шишкин «Рожь», «Родник в лесу», Г. Г. Мясоедов «Косцы», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»).
Дидактический материал: отрывки из произведений И. А. Бунина.
Эпиграф к уроку:
Меняющиеся по времени года картины неба,
полей, лесов – счастье, никогда ему не изменяющее.
(И. А. Бунин)
Ход урока:
I. Организационный момент.Вступительное слово учителя. Запись даты и темы урока в тетради. Постановка цели урока. Слайды 1 – 2.
Эпиграфом к уроку я выбрала строчки из рассказа писателя «Преображение». Эти слова относятся к герою Бунина, но их можно отнести и к самому автору. Иван Алексеевич очень любил Россию, природу среднерусской земли, прекрасно знал жизнь русской деревни. Бунин много путешествовал, видел далёкие страны, но всегда жили в его душе пейзажи родной земли. Долгое время он жил за границей – Бунин вынужден был покинуть Россию, эмигрировал во Францию. Там он и похоронен… Находясь вдали от родных мест, он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Мир родной природы, приметы родного края были источником вдохновения его произведений:
Ты видишь – я твоей красы не позабыл
И, сердцем чист, твой мир благословляю,
Обетованному, отеческому краю
Я принесу остаток гордых сил.
Давайте и мы вслед за И. А. Буниным пойдём по земле «обетованного, отеческого края», полюбуемся его красотами. Сегодня наш урок будет построен на произведениях И. А. Бунина – прозе и поэзии. Сам писатель любил печатать прозу и стихи «под одной обложкой», и мы с вами не будем отступать от этой традиции.
Сегодня на уроке мы с вами будем «собирать» причастия и причастные обороты, характеризующие в произведениях Бунина приметы родного края – САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВУ.
II. Проверка домашнего задания. А сначала давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Домашнее задание состояло в следующем: обобщить изученный теоретический материал по теме «Причастие» и представить его в удобной для воспроизведения форме (план ответа, опорная схема, таблица). Учащиеся, пользуясь подготовленными материалами, рассказывают о причастии.
Примерный план ответа:
I. Причастие как часть речи:
1) Общее значение.
2) Признаки глагола у причастия.
3) Признаки прилагательного у причастия.
II. Действительные и страдательные причастия.
III. Склонение причастий.
IV. Образование причастий.
V. Синтаксическая роль в предложении.
III. Упражнения на отработку умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила.
Задание 1. Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ПОЛЕ, ЛИСТВА), объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).
1) Я в холодный, обнаж.(н,нн)ый сад войду.
2) А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ.й листвы.
3) Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш.й листвы – и запах антоновских яблок.
4) И небеса, и без границы в них уходящ.е поля.
5) Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
6) Свернувш.еся и почерневш.е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее.
7) А лес стоит в оцепененье,
Наполне(н,нн) бледной лёгкой мглой.
8) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворож.(н,нн)ый тишиной.
Словарная работа. Объясните значение слов: обнажённый, оцепененье, заворожённый.
Обнажённый – лишённый покрова, нагой.
Оцепенеть - стать неподвижным, замереть под влиянием какого – нибудь сильного чувства.
Один ученик выразительно читает предложения, объясняет правописание слов, остальные проверяют и вносят исправления в тетради. Попутно повторяются орфограммы:
1) «Гласные после шипящих в суффиксах причастий»;
2) «Гласные в падежных окончаниях причастий»;
3) «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
Запись в тетради:
САД
ЛЕС
ПОЛЕ
ЛИСТВА
обнажённый,
подсохший,
поредевший,
вырубленный
чернеющий,
наполнен бледной лёгкой мглой,
заворожённый тишиной
уходящее
в небеса
гниющая, опавшая, свернувшаяся и почерневшая от мороза
Работа с эпиграфом. Вспомните, что называется причастным оборотом. Расскажите о пунктуации при причастных оборотах. Объясняется расстановка запятых в предложении.
Задание 2. В данных предложениях вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания (запятые не расставлены). Объяснить написание причастий. Составить схемы предложений.
1) Тонко пахло сладким ароматом листвы поджар..(н,нн)ой на солнце.
2) На ранней заре распахнёшь окно в прохладный сад наполн..(н,нн)ый туманом.
3) Окрестные поля усе..(н,нн)ые копнами голы и желты.
4) Багряная листва покрытая морозною росою шуршит в аллее под моей ногой.
5) Тишина и блеск; красновато чернеющий голыми сучьями сад.
Попутно повторяются орфограммы: 1) «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени», 2) «Гласные перед Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».
«Собираются» причастия и причастные обороты, записываются в таблицу, которая принимает следующий вид:
САД
ЛЕС
ПОЛЕ
ЛИСТВА
обнажённый,
подсохший,
поредевший,
вырубленный,
наполненный туманом,
красновато чернеющий голыми сучьями
чернеющий,
наполнен бледной лёгкой мглой,
заворожённый тишиной,
уходящее в небеса,
усеянные копнами,
гниющая, опавшая,
свернувшаяся и почерневшая от мороза, поджаренная на солнце, покрытая морозною росою
Задание 3. Давайте вспомним орфограмму «Написание НЕ с причастиями». В каких случаях НЕ с причастиями пишется слитно? А в каких раздельно.
А теперь выразительно прочитайте пейзажные зарисовки из произведений И. А. Бунина. Рядом с номером предложения поставьте цифру 1, если причастие в предложении пишется слитно, цифру 2, если причастие пишется раздельно.
1) Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке, и, казалось, зорко охранял равнины. Курган был дикий, ещё ни разу (не) тронутый плугом.
2) Бури и ледяные ливни, грязь в усадьбе, (не) обозримые поля вокруг.
3) Усадьба была небольшая, хозяйство несложное, (не) требующее большой дворни.
4) Места становились всё беднее и глуше. Лошади пошли шагом и спустились в какие-то ещё (не) кошенные луга.
5) Места удивительные, а кругом – заповедные леса, глушь. По счастливой случайности, они остались (не) тронутыми, (не) разграбленными.
6) В тишине слышался только ровный, как (не) прекращающийся мелкий дождик, лепет серебристой листвы.
7) Он спал с (не) занавешенными окнами, и сад, и луна всю ночь смотрели в них.
V. Проверка выполнения задания.
Талант Бунина часто уподобляли таланту художника. Современники называли его «поэтом русского пейзажа», «несравненным и великолепным пейзажистом».
Уметь видеть природу, подмечать, улавливать её жизнь писатель учился у художников. Давайте обратимся к полотнам великих художников-пейзажистов.
Задание 4. Рассмотрите репродукции картин русских художников, которые могут служить иллюстрациями к данным предложениям. Прочитайте предложения, соблюдая интонацию при причастных оборотах, объясните постановку знаков препинания в них.
1) Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль.
2) Прелестный неуловимо-лиловатый тон был в этих белых с золотом вершинах сквозивших по лазури.
3) Она видела колокольню мелькавшую своей белизной птиц кружившихся над крестом а потом улицу выходящую в поле.
4) Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
5) Они косили и пели, и весь берёзовый лес ещё не утративший густоты и свежести звучно откликался им.
6) Над глубокими свежими снегами завалившими чаши деревьев синее, огромное и удивительно нежное небо.
1) И. И. Шишкин «Рожь»; 2) И. И. Левитан «Большая вода»; 3) А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; 4) И. И. Шишкин «Родник в лесу»; 5) Г. Г. Мясоедов «Косцы»; 6) И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; 7) И. И. Левитан «Золотая осень».
Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте? Слайд 19.
Вывод: И. А. Бунин часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.
Задание 5. А сейчас вы сами попробуете себя в роли писателя. Задание: восстановите предложения (работа проводится устно). Учащиеся высказывают предположения, предлагают свои варианты. Можно использовать собранные материалы. Полученный текст сравнивается с оригиналом.
4) На бугре, среди мокрой гниющейлиствы стояла изба.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Посмотрите, какие слова использует Бунин, рассказывая о природе. Так писать может только человек, по-настоящему любящий и ценящий красоту родной земли. Именно в близости к природе поэт черпал силы, душевное здоровье. Вы почувствовали, как тяжело быть талантливым человеком, какие муки творчества испытывал поэт. Я надеюсь, что вы будете внимательными к слову писателя – встречи с Буниным нам с вами предстоят ещё на уроках литературы.
Слайд 21. Закончите предложения:
1. Сегодня на уроке я повторил(а) … .
2. Сегодня на уроке я узнал(а) … .
Учащиеся читают получившиеся предложения.
Ребята! Сегодня на уроке мы повторили изученный материал по теме «Причастие», определили роль причастий в художественном тексте. Спасибо за работу!