kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повторение и закрепление темы «Причастие»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие предметных умений и творческих способностей учеников при закреплении темы «Причастие».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повторение и закрепление темы «Причастие»»

Урок-путешествие

Повторение и закрепление темы «Причастие»

   Цель: развитие предметных умений и творческих способностей учеников при закреплении темы «Причастие».

   Задачи:

-закрепление теоретических знаний и совершенствование практических навыков (нахождение причастий и причастных оборотов в тексте, постановка знаков препинания при причастном обороте);

-развитие письменной речи и творческих способностей через создание авторского текста.

   Оснащение: презентация в программе PowerPoint, подготовленная учителем; маршрутные листы – технологические карты для обучающихся (Приложение 1), бейджики «Космонавт-исследователь» (Приложение 2).

                                                                Ход урока

Отсчет свой от ноля

Воскресший космос начинает снова

В том мире, где отсчета точка – Слово.

  1. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. Приближается знаменитая дата 12 апреля. Знаете ли вы, чем она примечательна?

   Учитель:  Верно. В этом году исполняется 56 лет со дня первого полета человека в космос. Я уверенна, что каждый из вас в детстве мечтал побывать в космосе.

   

    Что же такое космос?

     (Ответы учеников.)

    Космос – это весь мир. Наша вселенная – это бесконечное космическое пространство, где мерцают миллиарды звезд, летят кометы. В ней есть местно и нашей солнечной системе с планетами и падающими на них метеоритами. У многих планет есть свои спутники.

   

  Учитель: В русском языке есть своя вселенная.         

    Здесь есть планеты – части речи,  есть спутники – особые формы глагола, метеориты – суффиксы, звезды – приставки, кометы – причастные обороты.

    И сейчас мы отправимся в космическую экспедицию на спутник «Причастие». Вспомним его особенности и проверим знания, полученные на Земле. все исследования запишем в маршрутные листы. Пристегните бейджики, запишите свою фамилию и имя в маршрутных листах (технологических картах).

    Итак, все готовы, и мы начинаем.

  1. Мотивация, актуализация знаний.

  1. Подготовка к взлету. Старт.

      Учитель:  Сейчас нам предстоит войти на борт космического корабля и совершить взлет, но чтобы старт прошел успешно, мы дадим верное определение причастию и укажем его признаки.

       Причастие – это особая форма глагола, которая имеет признаки глагола (время, вид, возвратность) и прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам).

  1. Работа с эпиграфом.

       Учитель: Теперь внимательно прочитайте эпиграф. Какова его основная мысль?

    Учащиеся: Во вселенной русского языка главным является слово.

      Учитель:  Найдите в эпиграфе причастие, выпишите его и укажите все признаки глагола и прилагательного.

       Воскресший – причастие, обозначает признак предмета по действию, в форме сов. вида, невозвр., прош. времени,  м.р., ед.ч., им.п.

      Учитель: А теперь внимательно посмотрите на экран, проверьте себя по ключу и исправьте недочеты, если они есть.

      Учитель: У кого все правильно? Поставьте себе большой плюс. У кого есть недочеты, поставьте маленький плюс.

     Учитель:  Будем считать, что взлет прошел успешно. Улыбнитесь. Мы в открытом космосе.

  1. Основной этап.

  1. Страдательные и действительные причастия.

Эксперты-лингвисты

       Учитель: Каждому из вас предстоит поработать экспертом-лингвистом. Погодные условия, скажем так, не очень благоприятные, идет метеоритный дождь. Чтобы он закончился, необходимо вспомнить, какие причастия мы называем  действительными, а какие  -страдательными, а затем верно распределить метеориты – суффиксы.

       Укажите стрелками, на какую часть спутникам какие метеориты должны упасть:

    -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-); -вш-, -ш-  -  суффиксы действительных причастий;

   -ем-(-ом-), -им-; -енн-, -нн-, -т-  -  суффиксы страдательных причастий.

-ущ-(-ющ-)                  -ем-(-ом-)

-ащ-(-ящ-)                   -им-

-вш-                              -енн-

-ш-                                -нн-

                                      -т-

Учитель: А теперь дайте определения:

1)Что такое действительные причастия?

2)Что такое страдательные причастия?

У кого все правильно? Поставьте себе большой плюс. У кого есть недочеты, поставьте маленький плюс.

  1. Образование причастий с помощью суффиксов.

      Учитель:  Знаете, метеориты тоже могут приносить пользу. И сейчас они помогут нам образовать причастия.

      Задание. От данных глаголов образуйте причастия, выделите суффиксы.

Летать  - _____________________(действ., н. вр.).

Исследовать - ________________(страд., н. вр.).

Взволновать - ________________(страд., пр. вр.).

Сиять - ______________________(действ., пр. вр.).

   Учитель: Проверим  - у кого все верно, поставьте плюс. Думаю, что у всех все получилось. Не забудьте оценить результаты своей работы, поставить плюс. Похвалите себя. Скажите: «Я молодец». И продолжим наше путешествие.

  1. Причастный оборот, нахождение его в тексте.

Летящие кометы.

Ребята, а кто знат, что такое комета?

     Комета – это небольшое небесное тело, у которого при приближении к Солнцу образуется «хвост» из газа и пыли.

    Учитель:  А во Вселенной русского языка кометы – это причастные обороты. Как вы думаете, почему?

       (Они состоят из двух частей: основная часть кометы – определяемое слово, хвост – зависимые слова.)

    Учитель:  Прекрасно! Комета, летящая во Вселенной.

    Учитель:  Прочитайте внимательно небольшой текст. Найдите причастные обороты и расставьте знаки препинания. Выпишите причастный оборот для своей кометы (1-й ряд – из первого обзаца, 2-й ряд – из второго, 3-й ряд – из третьего абзаца).

                                        Самостоятельная работа с текстом.

                                                                       Текст

    Кипящим,  раскаленным шаром катится наше светило по гигантскому галактическому кругу. Мчится, увлекая за собой целую свиту спутников. Эта большая компания, скитающаяся в просторах Вселенной. На редкость разнообразна.

    Есть в ней планеты-гиганты4 есть плане5ты вроде Земли, имеющие твердую оболочку. А еще по орбитам вокруг светила летают кометы – хвостатые чудовища, наводя страх на суеверных людей.

    Каменные метеориты чаще всего составлены из силикатных шаровидных частичек вперемешку с раздробленной породой. Эти зерна ученые назвали «хондрами». Соответственно метеориты, содержащие хондры, называются хондритами.

  Учитель: Проверим выполнение работы по рядам. У кого все верно, поставьте себе. Как обычно, большой плюс, у кого есть недочеты, поставьте маленький плюсик, и мы продолжим нашу экспедицию.

  1. Написание не с причастиями.

                                                                 Мерцание звезд

      Учитель:  Посмотрите на небо. Обратите внимание на звезды. Каждая из них находится на своем месте и таинственно мерцает. И только одна звезда «не» меняет свое месторасположение. Она то приближается и практически сливается со спутником «Причастие», то отдаляется. И сейчас вам предстоит выяснить, в каких случаях  происходят  такие перемены.

Прочитайте текст, определите, в каких случаях  не пишется слитно, а в каких раздельно.

                                                Самостоятельная работа с текстом

                                                                     Текст

    (Не)осмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они (не)вызубрены, а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное, осознать (не)осознанное. И главное, расстаться с ничем (не)оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру – ваш союзник в учебе. Этот путь открыт любому.

    Проверка результатов выполнения с комментированием, после чего ученик ставят себе соответствующие плюсы.

    Молодцы, ребята! Полет в открытом космосе можем считать состоявшимся! Поаплодируем себе!

4.Заключительный этап.

    1.Возвращение.

    Учитель:  Нам предстоит возвращение на Землю. Это один из самых ответственных этапов полета. Чтобы космическая ракета быстро и без препятствий возвратилась на Землю, вам нужно проявить свои творческие способности.

     Начало текста уже есть, вам осталось его дописать. А чтобы рассказ был эмоциональным и интересным, используйте следующие причастия:

     сияющий, мерцающий, чарующий, светящийся, падающий, сверкающий, путешествовавший, горящий, впечатливший, раскаленный, отдаленный.

    Начало текста

    Свершилось: в небе я, корабль мой на орбите, лечу в простор небесных сфер…

    2.Подведение итогов.

    После выполнения задания маршрутные листы (технологические карты сдаются на проверку учителю)

    Сообщаются результаты работы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Повторение и закрепление темы «Причастие»

Автор: Крыгина Юлия Сергеевна

Дата: 21.11.2019

Номер свидетельства: 528066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация к уроку повторения и обобщения знаний по теме "Причастие" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-povtorieniia-i-obobshchieniia-znanii-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "142970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418400240"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие». "
    ["seo_title"] => string(70) "sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-izuchiennogho-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "236903"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444196616"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема Причастие как особая форма глагола "
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "163624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422520292"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок русского языка   в 6 «б» классе  Обобщение и повторение   по теме «Причастие» "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-russkogho-iazyka-v-6-b-klassie-obobshchieniie-i-povtorieniie-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "128369"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415474897"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Роль причастий и деепричастий ."
    ["seo_title"] => string(32) "rol-prichastii-i-dieieprichastii"
    ["file_id"] => string(6) "288360"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454608182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства