Урок- презентация "Повторение и закрепление темы " Причастие. Деепричастие" с использованием технологии РКМЧП. Урок был показан в целях обмена опытом по использованию ТРКМЧП на уроках русского языка и литературы. На стадии вызова были обобщены знания по теме"Причастия.Деепричастия", составлен "портрет причастия и деепричастия". Это знакомый материал для учащихся. Но что же не знают еще дети? Заполняя таблицу, ребята отмечают, что не имеют представления, зачем в нашей речи нужны эти части речи. Вот на эти вопросы нам поможет ответить наш урок.
На уроке реята учатся правильно строить предложения с причастиями и деепричастиями, учатся составлять тексты с причастными и деепричастными оборотами.
Составление синквейна завершает 3 стадию урока. За урок всем выставляется оценка.
Просмотр содержимого документа
«Роль причастий и деепричастий .»
Урок русского языка в 6 классе.
Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское
Листрова Тамара Викторовна.
1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.
2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.
3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.
Портрет причастия
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного( род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?
Зависит от существительного или местоимения.
Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.
Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.
В предложении является определением или сказуемым.
Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?
Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия( неизменяемость).
Зависит от глагола.
Суффиксы : а- я, вщи, ши, учи- ючи.
В предложении выполняет роль обстоятельства.
узнал
знаю
Хочу узнать
Что такое причастие и
Какова роль причастий и деепричастий в речи?
деепричастие
Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении
Изобразительная роль причастий и деепричастий в художественном тексте
Серебряная сказка зимы.
Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.
В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.
Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.
Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.
А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.
Блестя на солнце, снег лежит;
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу…
Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.
Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом .
А.С.Пушкин
« Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам …надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая …»Да, выходило гораздо живописнее.
«Звеня и подпрыгивая»
дорисовывает
движение.
Д.В.Григорович.
Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.
Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.
Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.
1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.
2. Напишите сочинение
«Зимняя сказка леса».
3. Проверьте свою работу.
узнал
знаю
Хочу узнать
Что такое причастие и
Какова роль причастий и деепричастий в речи?
деепричастие
Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении