тема: Повторение и обобщение сведений о местоимении
Дидактическая цель урока: обеспечить осознание и усвоение понятий, правил, алгоритмов, закономерностей. Сформировать умения применять теоретические положения в условиях учебных задач.
Ход урока.
Орг. момент ( загадка на экране)
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
-Внимательно прочитаем загадку. О какой части речи здесь говорится?
Правильно, местоимение. Сегодня мы вспомним всё, что изучили о местоимении, повторим и обобщим изученное. Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.
2.Повторение теоретического материала.
Фронтальный опрос по вопросам.
1)Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)
2)Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)
3)В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим,дополнением)
4)Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)
5)Вопросительные местоимения служат... (для выражения?)
6)В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ... (через дефис)
7)В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
(когда между местоимениями и не/ни есть предлог)
3.Орфографический диктант .
Не о чем поговорить, фильм ни о чем, некого винить, кого-то увидел, с кем-то по мириться, кое-что спросить, сказать кому-либо, никого не было, не с кем поделиться, некоторые люди, кое-кто из малышей, никому не сказал, нечего делить, отдать кому-нибудь.
4. Объяснительный диктант. Запись под диктовку. Найти местоимения и определить их разряд.
Что-нибудь о России?
Стройках и молотьбе?
Всё у меня о России,
Даже когда о себе.
Я среди зелени сада
И среди зелени рос.
Мне неприятна отрада
Ваших бумажных берез.
В.Соколов
- Сделать морфологический разбор любого местоимения ( 2 человека у доски)
5.Работа с текстом ( текст на экране) Найти и исправить речевую ошибку.
В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком. (запись в тетради)
6. Работа по группам
Сильные учащиеся (работают самостоятельно по карточкам)
Слабые учащиеся работают вместе с учителем. Работа в тетрадях и на доске.
Запись предложений, нахождение местоимения.
1. Определить разряд Падеж.
Карточка.
1. Друг рассказал мне нечто интересное.
2. Кто много читает, тот много знает.
3. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему
языку.
4. Книги расскажут тебе о далеком прошлом.
5. Читала такие книги, которые тревожат сердце, формируют вкус.
2. Морфологический разбор местоимения.
Тебе3 -
Расскажут (кому?) тебе
I. Н.ф.-ты
II.Пост.приз: лич., 2л; непост.-Д.п.
III.Расскажут (кому?) тебе.
7. Подведение итогов. Домашняя работа: подготовиться к контрольному диктанту