kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок закрепляет знания обучающихся об имени существительном. Использование игрового материала 

помогает развивать познавательную активность. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». 6 класс»

МОУ «Кременчугская средняя школа»










Повторение и обобщение по теме

«Имя существительное»

(6 класс)









Составила

учитель русского языка

и литературы

Костив Л.В.











2018г



Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». 6 класс


Цель: повторение и обобщение изученного об имени существительном.


Задачи:

  • Систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка;

  • Закрепить ЗУН об имени существительном на практических заданиях, поддерживая дух соревновательности;

  • Продолжать развивать навык правильного написания имен существительных, определения грамматических форм, употребления их в речи;

  • Воспитывать познавательную активность учащихся, ответственное отношение к учебе.

Тип урока: обобщение знаний 

Оборудование: макеты ёлочек, ёлочные игрушки, карточки с заданиями, компьютер.

  1. Организационный момент: - Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.


2 . Актуализация знаний

/Инценировка учащимися отрывка из комедии «Недоросль» Фонвизина/

Правдин (взяв книгу): Вижу. Это грамматика. Что же вы в ней знаете?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя? Существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь! Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена? Так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку.

Митрофан: И ведомо.

Учитель: Вы увидели отрывок из комедии Фонвизина «Недоросль». Главный герой Митрофан не достиг еще совершеннолетия. А в России в 18 веке молодых дворян, не достигших совершеннолетия и не поступивших еще на государственную службу, называли недорослями. (2.перен. Глуповатый юноша-недоучка разг., ирон.)

- Каким вы себе представляете Митрофана? Что вы узнали о нем из этой сценки?

  • А как называют одним словом несведущего, необразованного или малообразованного человека?( Ответ: невежда)

  • При прохождении какой темы встречалось нам это слово? (Ответ: Не с существительными)

Мне не хотелось бы, чтоб кто-нибудь из вас был похож на Митрофанушку.

3. Сообщение цели и правил урока:

- Сегодня на уроке мы повторим, обобщим все, что изучали об имени существительном, еще раз убедимся в том, что эти знания необходимы нам в жизни. Сегодня на уроке мы поиграем с вами в игру, которая называется «Наряди ёлочку».

Отметки сегодня тоже будут необычные - это ёлочные игрушки.

А кто же вам их выдаст? Наше жюри. За каждое задание после его проверки жюри вручит вам ёлочные игрушки. В конце урока посмотрим, чья ёлочка наряднее. Итак, в добрый путь, успехов всем!

  1. 3адания для групп. Пакет ответов находится у жюри, которое сразу проверяет задания и выдает игрушки.

Задание №1

-Что такое имя существительное?

-Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».

Шёпот, робкое дыханье, 
Трели соловья. 
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, Ночные тени, 
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

– Сделаем вывод, что с помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д. Загадаете слово, описав его только с помощью имен существительных. Например: снег, зима, ветер, холод, метель. Ответ: метель. А теперь ваша очередь. (Команды отвечают в порядке «живой» очереди)

Задание№2. Музыкальный диктант. (Песня «Наша ёлочка»)

-Послушайте песню и выпишите имена существительные.

-Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению? Обозначьте склонения этих существительных.


Задание №3. Вновь поиграем. «Подскажи словечко!» 

-Для того чтобы прейти к следующему заданию. Предлагаю вам отгадать загадку и определить, о чем пойдет речь в следующем задании:

Какие существительные спрятались в следующей загадке? Их всего 11. Держатся особняком. В Р., Д., П. падежах изменяются как существительные 3 скл., а в Т.п. как существительные 2 скл. Абсолютно верно, это разносклоняемые существительные.

На экране пред собой вы видите стихотворение А. Хайта, литературного деятеля, соавтора мультфильма «Ну, погоди!» и автора мультфильма «Приключения кота Леопольда» ваша задача: назвать по смыслу и записать разносклоняемые существительные в тетради и образовать от них форму Р. П. ед. ч. выделить окончание и суффикс.

Чтение стихотворения Аркадия Хайта. 

В стародавнее древнее…                                       время - времени

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое…                                        племя - племени

Первобытных людей – дикарей.

Они не знали, для чего корове… ,                        вымя - вымени

 Как написать свою фамилию и … ,                      имя - имени

Зачем на лошадь надевать седло и … -               стремя - стремени

Необразованное было это …  .                               племя - племени

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  … забот.                                                бремя - бремени

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер … ,               знамя - знамени

Что кислород всегда поддерживает …                пламя - пламени

Над тем, как в булку превратить простое …  ,      семя - семени

С утра до вечера они чесали…   .                             темя - семени


Задание №4. Игра “Назови одним словом”

  • Для того чтобы выполнить следующее задание, вспомним, какие существительные относятся к несклоняемым?

  • Определите слово по лексическому значению иподберите к ним подходящие по смыслу прилагательные.



1. Верхняя одежда для зимы и осени.

2. Подземная железная дорога.

3. Клавишный музыкальный инструмент.

4. Асфальтированная дорога.

5. Сорт мороженого на палочке.

6. Напиток из зерен кофейного дерева.

Высказывания детей (пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе)


Тематическая физминутка:

-Если я называю склоняемое сущ. делаете наклон вперед, если несклоняемое сущ. назад.

Начали:

окно (вперед),

кофе (назад),

жюри (назад),

шоссе (назад),

облако (вперед),

пианино (назад),

пальто (назад),

киви, (назад),

звено (вперёд),

бревно (вперед),

кенгуру (назад),

серебро (вперёд),

поле (вперед),

море (вперед).


Дополнительная информация для учеников: этимологическая справка -на экране изображение кенгуру. Вопрос ученикам: Какая страна является родиной кенгуру?

- А знаете ли вы, как возникло слово кенгуру? (Увидев впервые этих животных, европейцы спросили у местных жителей, как те называются, и услышали в ответ – кенгуру, т.е. не понимаем, не знаем. Из-за непонимания языка возникло это слово.)







Хочу прочитать вам стихотворение:

Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!


Задание №5

-Мы сказали, что у имени существительного есть такая грамматическая категория, как род. На это опирается наше следующее задание.

У каждого на столах лежит лист с заданиями, который нам сегодня будут нужны, возьмите его, пожалуйста, и найдите задание 5. Ваша задача под буквой а) на основе категории рода имени существительного из предложенных слов убрать четвертое лишнее, под буквой б) определить род существительных, обозначающих географические названия, слова для справок в этом задании смотрите ниже. У каждого ряда задание разное. Проверят представители от каждого ряда.




а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Какао, пальто, шоссе, кофе

2) Носок, мозоль, георгин, помидор

б) Определите род несклоняемых существительных

1) Густонаселен... Сан-Франциско,

2) огромн... Гоби.

Слова для справок: Сан-Франциско – город, Гоби – пустыня.


а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Глупость, мудрость, печаль, голубь

2) Кафе, какаду, кашне, кино

б) Определите род несклоняемых существительных

1) полноводн… Конго,

2) солнечн… Тбилиси.

Слова для справок: Конго – река, Тбилиси – столица Грузии.


Задание№6

-Какие способы образования слов вы знаете?

Образуйте сложные имена существительные.

  • Пули метать__________________________________________,

  • Прямой угол__________________________________________,

  • Снег падает___________________________________________,
    Тот, кто чистит трубы_________________________________.





Задание №7

-Давайте вспомним, когда у имен существительных пишется суффикс -чик, а когда –щик?

ЧИК- ЩИК? Запишите ответ на вопрос, выделите орфограмму.

  • Кто ремонтирует фонари?______________________________________,

  • Кто ходит в разведку?_________________________________________,

  • Кто работает в забое?__________________________________________,

  • Кто переписывает бумаги?_____________________________________,

  • Кто делает доклад?___________________________________________,

  • Кто кладет камни?___________________________________________,

  • Кто работает в бане?_________________________________________,

  • Кто ремонтирует водопровод?_________________________________.


  1. Задание №8. Однажды Маша и Коля, учащиеся 6 класса поспорили о правописании слова горошек: Маша утверждала, что пишется суффикс -ек, а Коля, что -ик. Давайте поможем ребятам разобраться и скажем, кто же из них все-таки прав. Как различить на письме суффиксы -ек- и -ик-? (Учащиеся отвечают при помощи сигнальных карточек)

Хвост…к, шалаш…к, песоч…к, луж…к, зайч…нок, шкафч…к, рубаш…нка, лодч….нка, огонеч…к, пальч…к.

Задание№9

Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг - недруг.

Ложь - _________________________

Беда - __________________________

Противник - _____________________________

Глупость - _______________________________

Рабство - ________________________________

Рассеянность - ___________________________

Возмущение - ____________________________

Слякоть - ________________________________

Сомнение - ______________________________

Болезнь - ________________________________

Подозрительность - _______________________



Задание №10. «Найди и исправь ошибки»

Среди предложенных вам слов есть слова, написанные правильно, а есть с ошибками. Вам нужно найти, исправить ошибки и объяснить орфограммы.

ПРОИЗВЕСТИ СЛОЖЕНИЕ, НЕТ ВРЕМЯНИ, НЕ РЯХА, ГРУЗЩИК, НА СТАНЦИЕ, ЗЕЛЁНЫЙ ГОРОШЕК, ОТКРЫТЬ КЛЮЧЁМ , ИГРАТЬ НА РОЯЛИ, О ПРОШЛОГОДНЕМ СОРЕВНОВАНИИ, В ТЯЖЁЛОМ СОСТОЯНИЕ.



Задание №11 «Блиц-опрос»

  • Имя существительное отвечает на вопросы...

  • Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?...

  • Что отличает имя существительное от других частей речи?

  • Если имя существительное обозначает людей или животных, оно отвечает на вопрос...

  • Если имя существительное отвечает на вопросы кто? что, оно является в предложении...

  • Если имя существительное обозначает один предмет, оно стоит в форме...

  • Если имя существительное обозначает два или несколько предметов, оно стоит в форме...


  • Назовите имена собственные

  • Назовите имена существительные мужского рода

  • Назовите имена существительные несклоняемые

  • Назовите имена существительные общего рода

  • Назовите имена существительные 1 склонения

  • Назовите имена существительные 2 склонения

  • Назовите имена существительные 3 склонения

  • Назовите имена существительные во множественном числе

  • Назовите имена существительные одушевленные




Подведение итогов.

- Все задания выполнены. Ёлочки наряжены. Настроение, я думаю, улучшилось. Вместе посчитаем баллы (количество игрушек). Победителю вручаем звезду на верхушку ёлочки. Выставим отметку в журнал.

- Я благодарю всех, и ребят, и жюри, за активное участие в нашей проверке знаний об имени существительном. Надеюсь, что эти знания нам пригодятся в дальнейшем изучении русского языка. Большое спасибо участникам урока.

Домашнее задание.

  • Повторить теоретический материал занятий

  • Написать сочинение-миниатюру на тему: « Чем меня удивило имя существительное?»


 Рефлексия  

  • Я узнал...

  • Я понял...

  • Было интересно...

  • Вызвало затруднение... 

Приложение

Контрольный листок

Задание №2

Наша ёлочка

Всё вокруг запорошила вьюга-кутерьма.
Красотой своей пленила зимушка-зима.
Мы из сказочного леса ёлочку несём,
Весело все вместе мы песенку поём!

Кружева из инея на твоих иголочках.
Самая красивая будет наша ёлочка!
Мы тебя окутаем дождиком из серебра,
Станет наша ёлочка совсем волшебная!

Скоро волшебство случится, только подожди.
Ты его поймай в ладоши и не упусти.
Скоро яркие гирлянды ёлочка зажжёт,
И с весёлой песней к нам Новый год придёт!

Кружева из инея на твоих иголочках.
Самая красивая будет наша ёлочка!
Мы тебя окутаем дождиком из серебра,
Станет наша ёлочка совсем волшебная!
→ http://songspro.ru/16/Rodniki/tekst-pesni-NAShA-ELOChKA

Задание №3

Чтение стихотворения А. Хайта. 

В стародавнее древнее…                                       время - времени

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое…                                        племя - племени

Первобытных людей – дикарей.

Они не знали, для чего корове… ,                        вымя - вымени

 Как написать свою фамилию и … ,                      имя - имени

Зачем на лошадь надевать седло и … -               стремя - стремени

Необразованное было это …  .                               племя - племени

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  … забот.                                                бремя - бремени

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …  ,               знамя - знамени

Что кислород всегда поддерживает …                пламя - пламени

Над тем, как в булку превратить простое …  ,      семя - семени

С утра до вечера они чесали…   .                             темя – семени

Задание №4

(пальто, метро, пианино, шоссе, эскимо, кофе)



Задание №5


а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Какао, пальто, шоссе, кофе

2) Носок, мозоль, георгин, помидор

б) Определите род несклоняемых существительных

1) Густонаселен... Сан-Франциско,

2) огромн... Гоби.

Слова для справок: Сан-Франциско – город, Гоби – пустыня.


а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Глупость, мудрость, печаль, голубь

2) Кафе, какаду, кашне, кино

б) Определите род несклоняемых существительных

1) полноводн… Конго,

2) солнечн… Тбилиси.

Слова для справок: Конго – река, Тбилиси – столица Грузии.





























Дополнительный материал

Отгадайте загадки. Поставьте имена существительные в Творительный падеж, запишите и , выделите окончания.

  1. Из меня берут порою
    Реки свой исток.
    А в руках твоих открою
    Я любой замок.

  2. Даже ночью муравьишка
    Не пропустит свой домишко:
    Путь – дорожку до зари
    Освещают фонари.
    На больших столбах подряд 
    Лампы белые висят.

  3. Если хорошо заточен,
    Всё легко он режет очень –
    Хлеб, картошку, свёклу, мясо,
    Рыбу, яблоки и масло.

  4. Стукнешь о стенку – и я отскачу.
    Бросишь на землю – а я подскачу.
    Я из ладоней в ладошку лечу –
    Смирно лежать я никак не хочу.

  5. Признаётся он ножу:
    – Без работы я лежу.
    Построгай меня, дружок,
    Чтобы я работать мог.

  6. Утка в море, 
    Хвост на заборе.

  7. Чтобы было! А что было?
    Мама речку в дом пустила
    Речка весело журчала,
    Мама в ней бельё стирала.
    А потом, а потом
    Я купался под дождём.

Отгадки:1. Ключ. 2. Ландыш. 3. Нож. 4. Мяч. 5. Карандаш. 6. Ковш. 7. Душ.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». 6 класс

Автор: Костив Людмила Васильевна

Дата: 30.01.2019

Номер свидетельства: 497886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок русского языка по теме "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-1"
    ["file_id"] => string(6) "271923"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451840087"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок русского языка по теме "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(60) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-2"
    ["file_id"] => string(6) "271924"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451840094"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок-проект по теме "Имя существительное".(повторение и обобщение пройденного)."
    ["seo_title"] => string(93) "urok-proiekt-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie-i-obobshchieniie-proidiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "324235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462380460"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Конспект Урока русского языка в 4 классе "Обобщение и повторение  по теме «Имя существительное» Школа 2100 "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-obobshchieniie-i-povtorieniie-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "107656"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403365849"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Имя существительное. Повторение" "
    ["seo_title"] => string(98) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-na-tiemu-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "145284"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418890492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства